Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема лекции № 11 Социология семьи



2016-01-02 602 Обсуждений (0)
Тема лекции № 11 Социология семьи 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: изучение структуры семьи

План:

Типы семьи.

Брак и семья.

Типы семьи.

Семья представляет собой социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием и общим ведением хозяйства. Члены семьи поддерживают друг друга социально, экономически и психологически (любовь, забота, привязанность). Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.

Родство – это отношения, являющиеся следствием кровной связи между людьми (отцы, матери, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки и т.д.), а также отношения, возникающие при заключении брака (родство по закону).

Брак – это получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых людей. Брак как социальный институт представляет собой совокупность социальных норм, санкционирующих союз между мужчиной и женщиной и обеспечивающий легитимность их потомства.

Социология семьи – самостоятельная отрасль социологии, изучающая семейную жизнь людей в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Изучение семьи – одна из важнейших задач социологии, поскольку большинство людей в обществе социализируется в первую очередь в семье.

Понятия социального института и социальной группы позволяют лучше показать специфику семьи как сложного социального образования. С одной стороны, понятие социального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами, а понимание семьи как малой группы сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

Семья чаще всего основана на браке и обладает большим постоянством в сравнении с другими типами укладов и общественных отношений. В институциональных определениях семьи и брака подчеркивается их социальная необходимость для сохранения человеческого рода, а также для сохранения и передачи новым поколениям культуры данного общества – в первую очередь ценностей и норм поведения в обществе.

Кровно-родственная семья – первая ступень семьи, основанная на групповом браке между братьями и сестрами двух родов. Брачные группы разделены по поколениям: все дедушки и бабушки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, так же как и их дети, и дети детей. Супружеские обязанности исключаются лишь между предками и потомками. Тип такой кровно-родственной семьи полностью вымер.

Парная семья – образование постоянных пар на более или менее продолжительный срок, но без исключения сожительства. Как женщина, так и мужчина могут иметь несколько мужей и жен. На этой ступени происходит запрещение половых связей между всеми родственниками.

Моногамная семья – пожизненное единобрачие отдельных пар с исключением сожительства. Происхождение, наследование устанавливается по отцовской линии. Моногамия – более прочный брачный союз, нежели парная семья. Только муж мог расторгнуть эти брачные отношения и право на супружескую неверность оставалось только за ним. Полигамия означает форму брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного партнера. Существуют два вида полигамии – полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.

Практически во всех обществах можно выделитьнуклеарную семью,состоящую из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных или приемных детей.

Семью, состоящую из трех и более поколений, живущих вместе, называют расширенной семьей. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, племянников и племянниц.

Семьи могут подразделяться народительские и репродуктивные,к первому типу семьи относятся семьи, в которых человек рождается, ко второму – семьи, которые люди создают сами. Если вновь созданная семья живет с родителями жены, такую семью называют матрилокальной, а если с родителями мужа – патрилокальной. Неолокальное проживание означает, что новые семейные пары переезжают в жилище, удаленное от места проживания родителей.

2 Брак и семья.Социальное значение института семьи в обществе. Статус родителей. Статистика браков в современном мире. Альтернативные жизненные стили. Государственная политика в области демографии.

Вопросы для самоконтроля:

1) Государственная программа РК в области демографии

2) Альтернативные жизненные стили

3) Типы семьи

Литература:

1. Курганов С.И.,Кравченко А.И. Социология для юристов: Учеб. Пособие.-М: Закон и право, ЮНИТИ,2000.- 255 с.

2. Кравченко А.И. Основы социологии Екатеринбург: Деловая книга М.: Логос,1998-384 с

3. Радаев В.В. Экономическая социология. :Курс лекций. –М.: Аспект-Пресс,1998.- 368 с.

 



2016-01-02 602 Обсуждений (0)
Тема лекции № 11 Социология семьи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема лекции № 11 Социология семьи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)