Глава 4. Транспортный комплекс
Смоленская область - важнейший транспортный и коммуникационный узел. Через нее проходят: - транспортный коридор Восток - Запад (кратчайший путь из России в Европу), включающий автомагистраль М1 «Беларусь», А101 «Москва - Бобруйск», железнодорожную магистраль и российский магистральный экспортный газопровод «Ямал Европа»; - транспортный коридор Север - Юг, формируемый вдоль европейской границы России и включающий автомагистраль А141 «Орел - Рудня», балтийскую трубопроводную систему (БТС-II) и другие железнодорожные и автомагистрали. Смоленская область характеризуется достаточно развитой сетью автомобильных и железных дорог. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в пределах области составляет 10 700 км. Длина железных дорог общего пользования составляет 1 259 км. Крупнейшие транспортные узлы - Смоленск, Вязьма, Рославль - расположены на пересечении дорог Федерального и регионального значения, в том числе железных дорог. Автомобильный — один из самых распространенных, выступает и как самостоятельный, и как вспомогательный транспорт. На короткометражных перевозках автомобильный транспорт является наиболее экономичным, благодаря значительно меньшим расходам по начальным и конечным операциям по сравнению с железнодорожным транспортном. Достоинства: – большая маневренность, благодаря чему груз может быть доставлен от места погрузки отправителем до склада получателя; – скорость доставки; – эффективен при перевозке пассажиров. Недостатки: – высокая себестоимость; – маленькая грузоподъемность. Основные автодороги региона: М1 «Беларусь» (протяжённость в пределах области — 298 километров, через Вязьму, Сафоново, Ярцево и Смоленск); Р120 Орёл — Витебск (221 км, через Рославль, Смоленск и Рудню); А101 Москва — Варшава («Старая Польская» или «Варшавка»), протяжённостью 115 км, через Десногорск и Рославль). К числу значимых следует отнести дороги: Р133 Смоленск — Невель; Р136 Смоленск — Нелидово; Р132 Вязьма — Калуга — Тула — Рязань; Р134 «Старая Смоленская дорога» Смоленск — Дорогобуж — Вязьма — Зубцов; Р137 Сафоново — Рославль. Железнодорожный транспорт — этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночь независимо от времени года и атмосферных условий. Железные дороги приносят жизнь в труднодоступные местности помогают освоить природные богатства нашей Родины. Территория Смоленской области обслуживается Московской железной дорогой. Достоинства: – высокая провозная способность; – способность осваивать массовые потоки грузов и пассажиров; – сравнительно небольшая себестоимость перевозок; – высокая скорость доставки; – большая гибкость и маневренность при выполнении перевозок; – универсальный вид транспорта для всех грузов. Недостатки: – требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий; – высокая доля расходов, мало зависящих от размеров движения. Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы. Территория Смоленской области обслуживается Московской железной дорогой. Основная железнодорожная двухпутная электрифицированная магистраль Москва — Минск — Брест имеет особое как пассажирское, так и грузовое значение, проходит через Гагарин, Вязьму, Сафоново, Ярцево и Смоленск. Кроме неё действуют однопутные тепловозные линии: историческая Рига — Орёл (через Рудню, Голынки, Смоленск, Починок и Рославль), Смоленск — Сухиничи, Вязьма — Ржев, Вязьма — Брянск, Вязьма — Калуга и Рославль — Сухиничи. Кроме того, действуют внутренние ветки Дурово — Владимирский Тупик (есть пассажирское сообщение), Смоленск — Сошно (ППЖТ Смоленской ГРЭС пос. Озёрный), на Дорогобуж и Верхнеднепровский (только грузовое сообщение). Густота транспортных путей Густота пути отражает транспортную обеспеченность территории и определяется отношением протяженности пути к площади территории.
Таблица 12. Расчет густоты транспортных путей Смоленской области.
Густота транспортных железнодорожных путей в Смоленской области одинакова с показателем в среднем по округу, но плотность автомобильных путей в области выше, чем по округу. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования в пределах области составляет 10,7 тыс. км, 95 % имеет твёрдое покрытие, свыше 60 % — усовершенствованное. Средняя плотность автодорог с твёрдым покрытием — 0,21 км на 10 тыс. км² территории.
Длина железных дорог общего пользования, находящихся на территории Смоленской области — 17,3 тыс. км. Ввоз и вывоз товаров В вывозе преобладают изделия из драгоценных, полудрагоценных камней и металлов; минеральные удобрения; чёрные металлы; электрические машины и оборудование, их части, средства транспорта; текстильные материалы и изделия; древесина и изделия из древесины. Основные страны - партнеры по экспорту: Белоруссия, Бельгия, Израиль, Швейцария, Латвия, Литва, Украина, США, Китай. Товары, импортируемые в регион (ввоз): топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воск минеральный; машины, оборудование и механизмы; электрические машины и оборудование, их части; продукция химической промышленности; готовые пищевые продукты; чёрные металлы и изделия из них; средства транспорта. Основные страны - партнеры по импорту: Белоруссия, Украина, Германия, Франция, Польша, Китай, Италия, Испания, США, Мавритания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведения оценки экономико-географической оценки региона, можно сделать следующие выводы: Из природных ресурсов Смоленская область располагает лишь лесными ресурсами, запасами торфа и бурого угля. Из преимуществ можно отметить высокий сельскохозяйственный потенциал и относительно новые основные фонды промышленности. Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, химическая, пищевая промышленность. Данные области имеют хорошую развитую транспортную инфраструктуру. Смоленская область находится в зоне транспортных линий связывающих страны западной Европы с центральной частью России, соответственно для Смоленской области выгодно ориентироваться на Российско-Европейские экономические проекты. Инвестиционный рейтинг Смоленского региона - 3В2, что означает незначительный потенциал и умеренный риск. Среди регионов России область занимает 32-е место по инвестиционному риску и 54-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - социальный, наибольший - криминальный. Наибольший потенциал - инфраструктурный.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баранчиков Е. В. География : учеб. для сред. проф. образования / Е. В. Баранчиков [и др.] ; ред. Е. В. Баранчиков. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 479 с. 2. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика : учеб. пособие для вузов по спец. 080301 "Коммерция (торг. дело)" и 080111 "Маркетинг" / Е. В. Вавилова. - М. : Кнорус, 2011. - 222 с. 3. Видяпин В. И. Региональная экономика : учеб. для вузов по спец. 060700 "Нац. экономика" / В.И. Видяпин [и др.]; под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 685 с. 4. Глушкова В. Г. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы : учеб. пособие по направлению "Экономика" и спец. "Бух. учет, анализ и аудит" и "Финансы и кредит" / В. Г. Глушкова [и др.] ; ред.: В.Г. Глушкова, Ю. А. Симагин. - 2-е изд., стер. - М. : КноРус, 2013. - 320 с. 5. Ляпидус Б. М. Регионалистика: Учебное пособие для ВУЗов. / Б. М. Ляпидус, Ф. С. Пехтерев, Е. М. Махлин – М., 2010. 376с. 6. Попова Н. Б. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги: Задание и методические указания к курсовой работе / Сост. Н. Б. Попова, Е.Ю. Никитина, Е. А. Гизунова. – Новосибирск: СГУПС, 2007. – 50с. 7. Интернет-ресурс: [http://sml.gks.ru/] 8. Интернет-ресурс: [http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=67] 9. Интернет-ресурс: [http://www.ecorodinki.ru/smolenskaya_oblast/poleznie_iskopaemie/] 10. Интернет-ресурс: [http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_48/IssWWW.exe/Stg/d01/06-03.htm] 11. Интернет-ресурс:[http://docs.cntd.ru/document/494106011] 12. Интернет-ресурс: [http://rail.uzdk.ru/transport/vidy-transporta-ih-kratkaya-tehniko-jekonomicheskaya-harakteristika] 13. Интернет-ресурс: [http://www.rus-ekipazh.ru/trans_3_2.php] 14. Интернет-ресурс: [http://www.smoladmin.ru/economic/manufact/manufact.html]
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |