По МДК 03.04 Теория и методика математического развития
Выполнил: студент заочного отделения
Группы 8ДОз31-13(8ДОз32-13)
Деревянкина О.И.
Проверил: Костальская С.С. (преподаватель)
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Москва, 2015
Лабораторная работа № 1
Тема: Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» раздела «Формирование элементарных математических представлений»
Цель: изучить структуру программы и содержание программных задач по формированию элементарных математических представлений у дошкольников ( по программе, по которой работает Ваше ДОУ)
Задания
1. Заполнить таблицу «Занятия по математике»:
Группа
Возраст детей
Количество занятий в неделю
Длительность занятий
2-я младшая
средняя
старшая
подготовительная
3-4
4-5
5-6
6-7
10-12 мин до 15
15-20 мин
20-25 мин
1-е 30-35 мин
2-е 20-25 мин
2. Выявить задачи по математическому развитию по группам и разделам, выделить новые задачи и показать их усложнение (номер новой задачи обвести в кружок, стрелками показать ее связь с задачами на усложнение по этой же теме):
2-я младшая группа
Средняя
Старшая
Подготовительная
Количество и счёт
1.В младшей группе только количество, счёта – нет.
2.Составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами много, один, ни одного; учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов; понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?».
Количество и счёт
1.Формировать представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы.
2.Учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту).
3.Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.
4.Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счёта; уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей – один (недостающий) предмет или убирая из большей – один (лишний) предмет.
5.Развить умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определённое количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5.
6.На основе счёта устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Количество и счёт
1.Формировать умение сравнивать рядом стоящие цифры в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет.
2.Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
3.Развивать умение считать на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
4.Знакомить с цифрами от 0 до 9.
5.Знакомить с порядковым счётом в пределах 10.
6.Формировать умение различать вопросы «Сколько?», «Который?»(«Какой?») и правильно отвечать на них.
7.Формировать представления о равенстве: определение равного количества в группах, состоящих из равных предметов; правильное обобщение числовых значений на основе счёта и сравнения групп.
8.Закрепить понятие о том, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счёта (справа на лево, слева на право, с любого предмета).
9.Знакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале.
10.Формировать представление о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
11.Закрепить умение называть части, полученные при делении, сравнивать целое и части; понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Количество и счёт
1.Развить общее представление о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств, в которых предметы отличаются определёнными признаками.
2.Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Знакомить со счётом в пределах 20, с числами второго десятка.
3.Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10шав, на наглядной основе).
4.Знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
5.Формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина и измерение
1.Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, высоте, ширине, величине в целом), пользуясь приёмами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.
Величина и измерение
1.Развивать умения сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зелёной).
2.Формировать умение устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определённой последовательности – в порядке убывания или нарастания величины;
3. Ввести в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (самая высокая (башенка), пониже, ещё ниже, самая низкая и т.д.).
Величина и измерение
1.Закрепить умение устанавливать размерные отношения между 5 – 10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру.
2.Развить умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
3.Развить глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Величина и измерение
1.Закрепить умение считать по заданной мере, когда за единицу счёта принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
2.Закрепить умение делить предмет на 2 – 8 и более равных частей путём сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырёх (две четвёртых) и т.д.); 3.Устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
4.Формировать первоначальные измерительные умения. Закрепить умение измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры (бумаги в клетку).
5.Закрепить умение измерять объём жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
6.Формировать представления о весе предметов и способах его измерения. Закрепить умение сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путём взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами.
7.Развить представление о том, что результат измерения (длины, веса, объёма предметов) зависит от величины условной меры.
Геометрические фигуры
1.Знакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник; из чего состоит геометрическая фигура и правильно называть её элементы (сторона, угол, вершина).
Геометрические фигуры
1.Развить представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
2.Формировать умения выделять особые признаки фигур (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
3.Формировать умения различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
4.Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой – маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
5.Развивать умения соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно – прямоугольник и др.
Геометрические фигуры
1.Знакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. 2.Формировать представления о четырёхугольнике: подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника.
3.Развитие детей геометрической зоркости: умения анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы формы.
4.Развить представления о том, как из одной формы сделать другую.
Геометрические фигуры
1.Формировать представления о многоугольнике ( на примере треугольника и прямоугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
2.Закрепить умение моделировать геометрические фигуры.
3.Закрепить умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
1.Ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева; различать правую и левую руки.
Ориентировка в пространстве
1.Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь и т.д.).
2.Знакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а берёза растёт далеко).
Ориентировка в пространстве
1.Формировать умение ориентироваться на листе бумаге (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
Ориентировка в пространстве
1.Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
2.Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развить способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
3.Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
1.Ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер, сутки.
Ориентировка во времени
1.Расширять представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь).
2.Объяснение значений слов: вчера, сегодня, завтра.
Ориентировка во времени
1.Формировать представления о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.
2.Закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Ориентировка во времени
1.Формировать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времён года.
2.Закрепить умение пользоваться в речи словами-понятиями:
сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
3.Различать длительность отдельных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
4.Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.
3. Проанализировать содержание программы по математическому развитию по вопросам:
* в каких группах проводятся занятия – во всех начиная со второй младшей группы.
2-ая младшая.Распознавание понятий: один-много, большой-маленький, счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе трёх, выбор по названию: большой и маленький, распознавание и выбор по называнию форм: шар и куб.
Средняя.Счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий-высокий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, тяжёлый-лёгкий.
Старшая. Счёт до пяти, употребление названий: глубокий-мелкий, высокий-низкий, распознавание форм: цилиндр, круг.
Подготовительная. Счёт до десяти, сложение и вычитание в пределах восьми на конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление соответствующих задач.
* по каким разделам ведется обучение:
«Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах,
«Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
«Ориентировка во времени»:представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
* как усложняется материал в зависимости от возраста детей (на одном примере);
# сравнение
В младшей группе: идет простое сравнение - больше, меньше; используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты. Все занятия в игровой форме. Не усложняется материал.
В средней группе: сравнение уже по двум признакам - длина, ширина,
В старшей группе: сравнивают два предмета по величине с помощью третьей меры;
целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительной группе: в начале учебного года у детей закрепляют умение выделять длину, ширину, высоту предметов. Затем их учат измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры.
Организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).