Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема5.2. Понятие площади фигуры, длины отрезка, объема тела и их единиц измерения



2016-01-02 4433 Обсуждений (0)
Тема5.2. Понятие площади фигуры, длины отрезка, объема тела и их единиц измерения 0.00 из 5.00 0 оценок




План лекции:

1.Длина отрезка и его измерение.

2. Величина угла и ее измерение.

3.Понятие площади фигуры и ее измерении.

4.Площадь многоугольника и его измерение.

 

Геометрические величины - это свойства геометрических фигур, характеризующих их форму и размеры. К ним отно­сятся: длина, площадь, объем и величина угла. Это скалярные величины, так как они определяются своими численными значениями.

В геометрии прежде всего изучают то число, которое полу­чается в результате измерения величины, т.е. меру величины при выбранной единице величины. Поэтому часто это число называют длиной, площадью, объемом. Относительно этого числа решают различные теоретические задачи, в частности, каким требованиям оно должно удовлетворять как мера вели­чины, существует ли оно, каким образом его можно опреде­лить. Вообще правила измерения геометрических величин и их обоснование - важнейшая задача геометрии.

Вопросы, связанные с измерением геометрических величин, достаточно трудны, поэтому рассмотрим их в небольшом объеме, особо выделив те, которые, непосредственно связаны с изучением величин в начальной школе.

1..Длина отрезка

Понятие длины отрезка и ее измерения были уже исполь­зованы неоднократно, в частности когда рассматривали натуральное число как меру величины. В этом пункте мы только обобщим представления о длине отрезка как геомет­рической величине.

Условимся о следующем: будем считать, что численное значение длины отрезка, концы которого совпадают, равно нулю. Тогда о длине произвольного отрезка будем говорить, что она выражается целым неотрицательным числом. Кроме того, будем использовать введенное в п. 77 понятие «отрезок состоит из отрезков».

Определение. Длиной отрезка называется неотрицатель­ная величина, обладающая следующими свойствами:

1) равные отрезки имеют равные длины;

2) если отрезок состоит из двух отрезков, то его длина равна сумме длин его частей.

Эти свойства длины отрезка используются при ее измере­нии. Чтобы измерить длину отрезка, нужно иметь единицу длины, такой единицей является длина произвольного отрез-

ка. Результатом измерения длины отрезка х является неотри­цательное действительное число, обозначим его т(х). Это число называют численным значением длины отрезка х при выбранной единице длины или просто длиной.

Доказано, что такое число всегда существует" и единствен­но. Доказано также, что для каждого положительного дейст­вительного числа существует отрезок, длина которого выра­жается этим числом.

Из определения длинs отрезка следуют известные свойст­ва численных значений длин. Сформулируем некоторые из них, считая, что единица длины выбрана.

1. Если два отрезка равны, то численные значения их длин также равны, и обратно: если численные значения длин двух отрезков равны, то равны и сами отрезки.

х = у <=> т(х) = т(у)

2. Если отрезок х состоит из отрезков х, и х2, то численное значение его длины равно сумме численных значений длин отрезков х, и х2. Справедливо и обратное утверждение.

х = х, © х2 <=> т(х) = т(х,) + т(х2)

3. При замене единицы длины численное значение длины увеличивается (уменьшается) во столько раз, во сколько новая единица меньше (больше) старой.

На практике для измерения длин отрезков используются различные инструменты, в частности линейка с нанесенными на ней единицами длины.

При решении практических задач используются стан­дартные единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), метр (м), километр (км) и др.

2. Величина угла и ее измерение

Каждый угол имеет величину. Специального названия для нее в геометрии нет.

Определение. Величиной угла называется неотрицатель­ная величина, определенная для каждого угла так, что:

1) равные углы имеют равные величины;

2) если угол состоит из двух углов, то его величина равна сумме величин его частей.

Эти свойства лежат в основе измерения величины угла. Оно аналогично измерению длины отрезка и состоит в срав­нении измеряемой величины угла с величиной угла, принятой за единицу. Единичный угол, а если нужно и его доли, откла­дываются на угле, величина .которого измеряется. В результа­те получается численное значение величины угла или мера величины угла при данной единице измерения.

На практике за единицу измерения величины угла при­нимают градус - часть прямого угла. Один градус запи­сывают так: 1°. Величина прямого угла равна 90°, величина развернутого - 180°.

Градус делится на 60 минут, а минута на 60 секунд. Одну минуту обозначают 1, одну секунду - 1". Так, если мера вели­чины угла равна 5 градусам 3 минутам и 12 секундам, то пи­шут 5°3' 12". Если нужна большая точность в измерении вели­чин углов, используют и доли секунды.

Заметим, что часто вместо «величина угла» говорят «угол». Например, вместо «величина угла равна 45 градусам» гово­рят, что «угол равен 45 градусам».

На практике величины углов измеряют с помощью транс­портира. Для более точных измерений пользуются и другими приборами.

Для численных значений величины угла выполняются свой­ства, аналогичные свойствам численных значений длин отрезков.

1) Если два угла равны, то меры их величин также равны, и обратно: если меры величин углов равны, то равны и сами углы.

2) Больший угол имеет большую меру, и обратно: если ме­ра величины одного угла больше меры величины другого, то первый угол больше второго.

3) При сложении величин углов меры их складываются, а при вычитании - вычитаются.

3.Понятие площади фигуры и ее измерение

Каждый человек представляет, что такое площадь комнаты, площадь участка земли, площадь поверхности, которую надо покрасить. Он также понимает, что если земельные участки одинаковы, то площади их равны; что площадь квартиры. Это обыденное представление о площади используется при ее определении в геометрии, где говорят о площади фигуры. Но геометрические фигуры устроены по-разному, и поэтому, когда говорят о площади, выделяют определенный класс фи­гур. Например, рассматривают площади многоугольных фи­гур или площади криволинейных фигур и т.д. Мы будем рас­сматривать понятие площади применительно к многоугольникам и ограниченным плоским фигурам.

Если говорят, что фигура F состоит (составлена) из фигур F, и F2, то имеют в виду, что она является их объединением и у них нет общих внутренних точек. В этой же ситуации говорят, что фигура F разби­та на фигуры F1 и F2 и пишут F = F1® F2.

Например, о фигуре F, изображенной на рисунке 177, можно сказать, что она составлена из фигур F, и F2 или, что она раз­бита на фигуры F, и F2.

Определение. Площадью фигуры называется неотрица­тельная скалярная величина, определенная для каждой фигуры так, что:

1) равные фигуры имеют равные площади;

2) если фигура состоит из двух частей, то ее пло­щадь равна сумме площадей этих частей.

Эти свойства площади фигуры используются при ее изме­рении. Чтобы измерить площадь фигуры, нужно иметь едини­цу площади. Как правило, такой единицей является площадь квадрата со стороной, равной единичному отрезку. Условим­ся площадь единичного квадрата обозначать буквой Е. Ре­зультатом измерения площади фигуры F будет неотрицатель­ное действительное число, обозначим его S(F). Это число называют численным значением площади фигуры F при вы­бранной единице площади Е.

В геометрии доказано, что для многоугольников и ограни­ченных плоских фигур такое число всегда существует и оно единственно.

Из определения площади следуют известные свойства чис­ленных значений площади. Сформулируем некоторые из них, считая, что единица площади выбрана.

1. Если фигуры равны, то равны численные значения их площадей, т.е. F,- F2 => S(F,) = S(F2).

Фигуры, у которых площади равны, называются равновеликими.

2. Если фигура F состоит из фигур F1 и F2, то численное значение площади фигуры равно сумме численных значений площадей фигур F1 и F2, т.е. S{F1 ® F2) = S(F1) + S(F2).

3. Численное значение площади единичного квадрата при­нимается равным 1, т.е. S(E) =1.

4. При замене единицы площади численное значение пло­щади фигуры F увеличивается (уменьшается) во столько раз, во сколько новая единица меньше (больше) старой.

5. Если фигура F, является частью фигуры F2, то численное значение площади фигуры F, не больше численного значения площади фигуры F2, т.е. S(F,) < S(F2).

В практической деятельности при измерении площадей ис­пользуются стандартные единицы площади: квадратный метр (м2), квадратный сантиметр (см2) и другие. Так, квадратный метр - это площадь квадрата со стороной, равной 1 метру. Между единицами площади существует взаимосвязь. Напри­мер, 1 м2 = 100 дм2.

4.Площадь многоугольника

Формулы для вычисления площади прямоугольника, тре­угольника, параллелограмма были выведены давно. В геометрии их обосновывают, исходя из определения площади, при этом численное значение площади называют площадью, а численное значение длины отрезка - длиной. Так как теоремы о площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника хорошо известны из школьного курса математики, то рас­смотрим только теорему о площади прямоугольника, доказав ее для случая, когда длины его сторон выражены натураль­ными числами. Такой выбор обусловлен тем, что знакомство с правилом вычисления площади прямоугольника происходит в начальной школе.



2016-01-02 4433 Обсуждений (0)
Тема5.2. Понятие площади фигуры, длины отрезка, объема тела и их единиц измерения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема5.2. Понятие площади фигуры, длины отрезка, объема тела и их единиц измерения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)