Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы



2016-01-02 591 Обсуждений (0)
Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок






 


рование); создание химер (человек-животное) из наследственного материала разных видов.

То, что человек становится объектом применения генной техно­логии, уже сегодня является свершившимся фактом. При этом не­которые ученые считают, что их деятельность ни в чем не должна быть ограничена: все, что они хотят осуществить, они могут и долж­ны делать. Однако если перестройка генома взрослого индивида по медицинским показаниям или по его желанию полностью приемле­ма в этическом отношении, то совершенно иная ситуация возникает при изменении генома зародышевых клеток, так как: 1) эта деятель­ность может быть квалифицирована как проведение исследований на еще не рожденных индивидах, что само по себе аморально; 2) если плохо сконструированная машина может быть разобрана, то анало­гичное действие в случае неудачно завершившегося эксперимента с геномом человека уже невозможно; 3) если допущенные при кон­струировании машины просчеты ограничиваются единичным объек­том, то ошибочно сконструированный геном способен к распростра­нению (передаче потомству); 4) характер взаимодействия «новых» генов с геномом в целом все еще изучен недостаточно, и перестрой­ка генов зародышевых клеток может приводить к непредсказуемым последствиям. Поэтому научное «любопытство», удовлетворяемое любой ценой, опасно, оно трудно совместимо с гуманистической при­родой этики. Следует контролировать научные знания и интересы, причем этический контроль над биотехнологией должен быть от­крытым и междисциплинарным.

В частности, мы должны помнить о том, что новые сконструированные организмы, попавшие в нашу среду обитания, будут принципиально от­личаться от тех вредных веществ, действие которых изучено и может быть ограничено. Новые будут намного опаснее. Поэтому особенно от­ветственно надо отнестись к возможности генетики в будущем синтези­ровать неизвестные ранее гены и встраивать их в уже существующие организмы.

В этих условиях сами специалисты по генной инженерии вряд ли могут решать, какие возможности развития новых направлений иссле­дований должны быть поддержаны, а какие — нет. Особенно это касает­ся тех случаев, когда речь идет об экспериментах над человеком или о внедрении сконструированных организмов в естественную среду. Над этими вопросами должны работать люди разных профессий и обще­ственных групп, свободные от догматизма и идеологической предвзято-


сти. Запретов здесь быть не должно, но работу надо контролировать, и не только со стороны самих ученых: ведь речь идет о вмешательстве в жизнь и судьбу человека.

Не менее, если не более значимые моральные проблемы порож­даются успехами клонирования.Благополучное появление на свет и нормальное развитие овечки Долли, а затем и обезьянки Тетры заставляют не только радоваться торжеству человеческого гения, но и выражать определенное беспокойство, особенно если речь идет о клонировании человека.

Сторонники клонирования видят в нем прежде всего способ раз­множения, которым могут воспользоваться люди, в силу каких-либо причин не имеющие возможности по-иному воспроизвести свои гены и получить в результате родного им ребенка. И вообще, считают они, разгаданную тайну природы ни закрыть, ни отменить нельзя. Что же касается использования ее в аморальных, безнравственных целях, то нельзя быть застрахованным от этого, и поэтому речь дол­жна идти лишь о постоянном этическом контроле над подобными исследованиями.

Несмотря на эти аргументы, Международная комиссия по биоэтике объя­вила в свое время мораторий на пять лет на проведение экспериментов по клонированию человека. Американские ученые приняли деклара­цию «Нет — клонированию человека». Считает, что «клонирование че­ловека — это авантюра», и директор Института молекулярной генетики АН Российской Федерации Е. Свердлов.

Мотивация этих запретов связана прежде всего с высоким про­центом неудач — повреждений эмбрионов и мертворождений, из-за чего недопустимо было переносить эксперимент на людей, подвер­гая потенциальных родителей стрессам и разочарованиям. Этичес­кая проблема заключается, кроме того, в том, что результатом клони­рования будет, строго говоря, не ребенок своих родителей, а однояй­цевый близнец отца или матери, что в свою очередь породит новые этические и правовые проблемы. Существует также опасность зло­употреблений и спекуляций на несчастье бездетных людей, что мо­жет скомпрометировать саму идею и научный поиск.

Однако даже противники клонирования человека не разделяют опасений фантастов о возможности воспроизведения полчищ оди­наковых биороботов с абсолютно идентичным интеллектом, поведе-


Ш______________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения_________

нием, программой самореализации. Человеческий индивид — это не только биологический материал, но и результат воздействия семей­ной, социальной и культурной среды, это, наконец, определенные моральные установки, которые невозможно повторить и воспроиз­вести абсолютно точно.

Скажем, гены Аркадия Гайдара сложились таким образом, что это при­вело к появлению романтического красного командира-головореза, жаж­давшего переустройства мира, а после окончания гражданской войны ставшего талантливым детским писателем. Эти же гены в другое время воспроизвели его внука, Егора Гайдара — интеллигентного кабинетного ученого, который, в отличие от деда, вряд ли сможет найти общий язык с таким количеством последователей и почитателей. Поэтому и опасе­ния по поводу дублирования таких зловещих фигур, как Сталин, Гит­лер или Чикатило, безосновательны, так как для этого нужны опреде­ленные социальные условия, а не только определенный набор генов.

Кроме того, следует различать клонирование человека как самосто­ятельной особи и так называемое «терапевтическое клонирование» клонирование клеток и органов человеческого организма, необходи­мых для замены их больных аналогов. Поэтому в любом случае зада­ча биомедицинской этики — не запрещать и не налагать моратории на новые и старые биотехнологии, а способствовать их развитию и нрав­ственному использованию. Ведь запретить, например, терапевтическое клонирование или работу по созданию трансгенных животных — зна­чит не только остановить целое научное направление, но и в будущем покупать плоды научных достижений у тех, кто идет впереди.

Кстати, в январе 2001 г. палата лордов Великобритании приняла реше­ние о разрешении клонирования эмбриона человека с целью выращива­ния органов, необходимых в дальнейшем для трансплантации. Этичес­кие комментарии, как говорится, излишни, поскольку обсуждать данный вопрос post factum не имеет смысла. Однако дать моральную оценку этому эксперименту как преждевременному, опасному и, мягко говоря, негуманному, мы можем.



2016-01-02 591 Обсуждений (0)
Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 14. Биомерщшская этика: открытые проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)