Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дружба как высшая форма общения



2016-01-02 2074 Обсуждений (0)
Дружба как высшая форма общения 0.00 из 5.00 0 оценок




У меня есть друг, я люблю — значит, я существую.

М.М. Пришвин

Вряд ли найдется человек, который бы не задумывался над сущ­ностью дружбы. Впервые это обычно случается в ранней юности, когда от школьных диспутов о дружбе, товариществе и любви ждут не только абсолютной ясности, но и практического решения жиз­ненных проблем. Но и умудренных опытом людей волнуют пробле­мы психологии общения, социальные и психологические причины некоммуникабельности, способы укрепления соседских и дружес­ких связей.

Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей со­циальной и нравственной ценностью, но ценностью очень редкой, как правило, принадлежащей прошлому.

Часто приходится слышать, что интимная, глубокая дружба у современ­ной молодежи подменяется поверхностными приятельскими отношени- . ями, что телефон заменяет личные контакты, а телевизор — живой об­мен мнениями. Эти рассуждения, подкрепленные ссылками на научно-техническую революцию, урбанизацию и рационализм современ­ной жизни, кажутся довольно убедительными.


372 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения


Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ 373


 


Однако и романтики начала XIX века тоже считали глубокую друж­бу большой редкостью. По словам немецкого писателя Л. Тика, все люди любят, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». А. Шопенгауэр вос­хищался дружбой и в то же время сомневался в ее существовании: «Истинная, подлинная дружба предполагает сильное, чисто объектив­ное и вполне бескорыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свой черед, предполагает действительное отождествле­ние себя с другим. Это настолько идет вразрез с эгоизмом человеческой природы, что истинная дружба принадлежит к вещам, относительно ко­торых... остается неизвестным, принадлежат ли они к области басен или действительно где-нибудь существуют».

Гуманисты эпохи Возрождения обращались к античным образцам дружбы, но и античные авторы горько сетовали на оскудение человечес­кого общения.

Так когда же была «настоящая дружба», и была ли она когда-нибудь вообще? В европейской культурной традиции царством под­линной дружбы издавна считалась античная Греция.

Древнегреческое слово philia, часто переводимое как дружба, не имеет точного соответствия в современных европейских языках, обозначая не только «дружбу», но и «дружественность», «расположение». Словом этим мы обязаны Пифагору, который называл дружбой единение всего со всем, в том числе человека с человеком. В чем-то аналогично пифаго­рейской дружбе конфуцианское «жэнь» (человечность): это то свой­ство натуры человека, благодаря которому он оказывается связанным со всем — с людьми, животными, природой.

Слово philos — друг имело и значение обладания — «свой». Так, например, назывались все, кто жил в доме Одиссея, кого он мог считать «своим». Чужой человек оказывался «своим», если его принимали в члены семьи или племени.

Первый очерк теории дружбы как самостоятельного отноше­ния, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмо­циональных привязанностей, создал Аристотель, подвергший друж­бу философско-эстетическому и психологическому анализу. Дружба, по Аристотелю, — величайшая ценность, самое необходимое для жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.


Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но, в то же время, друж­бу питают к другу «во благо самого себя», ибо, «если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг». Поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством само-познания: «Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зерка­ло и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга». Ближе друга у человека никого нет, считает Ари­стотель, поэтому количество друзей имеет пределы: близкая дружба — это дружба с немногими.

По сути, Аристотель сформулировал все важнейшие вопросы психо­логии и этики дружбы, рассматривая ее как особый вид эмоциональной привязанности.

Итак, дружба — древнейшее понятие, в которое каждая эпоха привносит что-то новое. Неизменным остается одно: во все времена дружбу считали одной из высших ценностей в жизни человека. С чем связано такое отношение? Ответ следует искать в самом определе­нии понятия дружбы.

Этика определяет дружбукак близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения своей цели, дружба — отношение само­ценное, само но себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу».

В отличие от кровно-родственной связи, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба — индивидуально-из­бирательна и основана на взаимной симпатии.

Наконец, в отличие от поверхностного приятельства, дружба — от­ношение глубокое и интимное, предполагающее внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego (другим Я).

Таким образом, дружба предполагает наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длитель­ному разнос?пороинему общению. Большая близость и эмоциональ­ность, связанные с избирательностью и исключительностью друж­бы, усугубляют и делают еще строже такие ее критерии, как беско-


374 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

рыстие, преданность и верность, требовательность и принципи­альность, искренность и доверие.

Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы: он знает — в трудную минуту друг никогда не оставит его в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Взаимная требователь­ность и принципиальность, делая дружбу активной силой, могут привести к большим творческим успехам, ибо способствуют самосо­вершенствованию каждого из друзей. В этом глубокий жизненный смысл и нравственная ценность дружбы. Поэтому требовательность в дружбе обоснована, ведь дружба — своеобразный показатель цен­ности человеческих качеств.

Не каждый человек может быть другом: вряд ли кто-то захочет дру­жить с человеком грубым, чванливым, заносчивым, не доставит удоволь­ствия дружба с человеком малокультурным, ничем не интересующимся. К другу мы предъявляем самые высокие требования, правда, требования, предъявляемые нами к самим себе, далеко не всегда так высоки; недо­статки друга мы видим, а свои — нет. Из-за этого и возникают обиды, столкновения, конфликты.

Общение друзей, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Поэтому в друге чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность и сердечность, умение хранить тайну. Отсутствие этих качеств разрушает отно­шения. Также очень высоко ценят великодушие, отходчивость, уме­ние простить необдуманный поступок.

Настоящая дружба редко возникает сразу. Обычно ей предше­ствуют поиск, неудачи, непрочные контакты. Существуют ли какие-то «правила» или «законы» дружбы! Попытаемся их сформулировать. Во-первых, пик дружбы, когда она является исключительной, интен­сивной и эмоционально значимой, приходится, как правило, на юность и раннюю молодость, школьные и студенческие годы. Это самый благо­приятный возраст для установления интересных и прочных контактов. Во-вторых, прежде чем подружиться, надо сначала почувствовать симпатию к человеку, желание с ним знакомиться и общаться. Если этого ощущения нет, то лучше быть сдержанным и от предложенного


Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ ЪТЬ

знакомства уклониться, ведь симпатия для дружбы должна быть вза­имной.

В-третьих, одной взаимной симпатии для дружбы мало. Нужно еще и общее дело. Или, по крайней мере, общие интересы.

В-четвертых, первым шагом в установлении дружеских отношений не обязательно должен быть личный контакт. Знакомство и дружба могут начинаться и с письма.

В-пятых, не исключено, что дружба может начинаться с конфликта.

В-шестых, очень важно в самом начале дружбы не обмануться в сво­их чувствах: человек должен чувствовать, что он нужен другому.

Как же практически происходит выбор друзей? Еще Платон задавался вопросом: что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив, дополнение отсутствующих у него самого качеств. Пожалуй, одинаково справедливы оба мнения. Понимание друга как «другого Я» предполагает сходство между ними: люди, существен­но расходящиеся во мнениях, вряд ли могут быть особенно близки. Однако alter ego — это не просто второе Я, а именно другое Я: друзья призваны не дублировать, а обогащать друг друга.

Возникновению дружбы способствуют прежде всего общность взглядов, интересов, идеалов, жизненных целей. И если основой дружбы являются их близость или совпадение, то дружба нередко продолжается всю жизнь, независимо от препятствий на ее пути. Необходимыми условиями становления дружбы являются также вза­имное уважение, личная симпатия и привязанность друг к другу. Однако реальные дружеские отношения не развиваются автома­тически, по одной и той же траектории. Дружба — психологически очень тонкое, сложное отношение. А это значит, что о сохранении дружбы надо заботиться. Так, будучи наиболее глубоким, интимным отношением, дружба обязательно предполагает доверие, проявляю­щееся в открытии другому собственного Я, своих тайн, намерений, состояний, то есть в самораскрытии.

Самораскрытие зависит от целого ряда моментов: кто, кому, что имен­но, когда, при каких обстоятельствах и для чего открывает. Степень самораскрытия в общении с посторонним человеком, родителями, близ­ким другом неизбежно будет разной. Максимум самораскрытия дос­тигается именно в общении с друзьями. Хотя здесь также имеются свои пределы.


376____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Немаловажен и момент своевременности самораскрытия. В боль­шинстве случаев откровенность воспринимается положительно. Но слиш­ком полное и чересчур поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития взаимоотношений, воспринимается как нарушение гра­ниц интимности или попытка вторжения во внутренний мир другого, что побуждает его замкнуться и даже прервать контакт. В дружеском общении всегда необходим такт.

Многие личностные свойства, от которых зависит дружеское об­щение людей, формируются независимо от их воли и желаний и потому не могут быть поставлены им в вину или заслугу. Это осо­бенно касается таких качеств, как общительность или замкнутость, которые не должны мешать дружбе. Однако дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Дружба предполагает уважение чести и достоинства друга, честность по отношению к нему: «Дружба воз­можна только между честными людьми» (Цицерон). Дружба — это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, ду­шевного резонанса друг с другом. Утверждение исключительно­сти, несравненное™ друга равносильно признанию его абсолютной ценностью. И в этом — высокая нравственная сущность дружбы.

Как и многие другие отношения, дружба имеет свой 4моральный кодекс». Дружить надо уметь, а для этого следует придерживаться некоторых неписаных правил дружбы:

- делиться с другом своими успехами и неудачами;

- помогать другу в случае необходимости;

- стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;

- выказывать другу эмоциональную поддержку;

- быть уверенным в друге и доверять ему;

- защищать друга в его отсутствие и Не критиковать его публично;

- сохранять доверенные другом тайны;

- быть терпимым к остальным его друзьям;

- не быть назойливым и не поучать;

- уважать внутренний мир и свободу друга.

Выполнение этих альтруистических требований предполагает достаточно высокий уровень нравственного сознания личности, а так­же зрелость дружеских отношений.

Психолог И. Кон утверждает, что далеко не все люди способны на это чувство. И не потому, что они не могут отдавать, ничего не получая взамен, не потому, что у них больше развито собственное «ego», и даже


 


_____________ Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы__________________ 377

не потому, что им не хватает мудрости принять другого человека. При­чина неспособности к дружбе может корениться в психоэмоциональ­ных особенностях личности. Так, экстраверты, ориентированные «вов­не», на мир внешних объектов, легко и быстро устанавливающие контакты с людьми, имеют ярко выраженную потребность и способность дружить и иметь много друзей. А вот интроверты, застенчивые и некоммуника­бельные, тонкая душевная организация которых больше направлена на переживания своего внутреннего мира, трудно сходятся с людьми, они более одиноки. Многие великие люди — Сервантес, Мопассан, Чайков­ский, Блок, Белинский, Ницше, Достоевский, Толстой — тяжело пережи­вали свои коммуникативные трудности. Все они имели желание и по­требность в тесном общении с другом. Но страх быть непонятыми заставлял их оставаться одинокими. Если у таких людей есть друг, то на всю жизнь, а испытав однажды разочарование, они не пытаются боль­ше искать нового друга. И в этом, наверное, есть своя мудрость. Во всяком случае, это лучше, чем легко заводить друзей и так же легко порывать с ними.

Да, люди, которых связывают дружеские отношения, разные, по­этому к ним нельзя подходить с одинаковыми мерками. Иметь дру­га — великое благо. Но чтобы иметь это благо, необходимо постоян­но над собой работать, развивать в себе как в личности внутреннего цензора, учиться терпимости и устойчивости взаимоотношений. Есть мудрое правило: хочешь иметь друга — будь им! Иными слова­ми — будь сам хорошим другом, откликнись на радости и горести своего друга, подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей для этого своего времени, сил, а главное — души.



2016-01-02 2074 Обсуждений (0)
Дружба как высшая форма общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дружба как высшая форма общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2074)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)