Культура речи и речевой этикет
Способность говорить, как и способность мыслить, является родовым свойством человека. Так что человек не только «homo sapiens» (существо думающее), но и «homo loquens» (существо говорящее). Однако дар речи, данный природой как возможность коммуникации, общения, необходимо еще осуществить на практике: важно уметь толково и со смыслом воспользоваться этим даром. Чтобы овладеть словом, научиться формировать мысли, выражать чувства, общаться с людьми, необходимы высокая культура речи, соблюдение правил речевого поведения и речевого этикета. Рассматривая эти три круга проблем, начнем с культуры речи, поскольку она является фундаментом речевого общения. Культура речи— это совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком. Общаясь с помощью языка, мы не просто произносим какие-то слова — мы осуществляем речевую деятельность. Речевая деятельность — это совокупность психофизиологических и социокультурных функций индивида по осуществлению речевого общения. Для осуществления речевой деятельности необходимо: 464 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения Глава 17. Этика и этикет 465
■ — уметь членораздельно говорить, внятно произносить слова и фразы; — уметь находить слова, адекватно передающие смысл и чувства; — владеть грамматикой (правилами языка). Чтобы речевая деятельность была продуктивной, индивид в каждой конкретной речевой ситуации должен осознавать: кто — кому — о чем — где — когда — почему и зачем говорит. Особенно важны последние два аспекта — почему и зачем я говорю, то есть причина и цель речи. Следует четко обозначить основные признаки культурной речи.Первый, исходный признак, без соблюдения которого культурная речь в принципе немыслима, — правильность речи — соответствие ее структуры действующим языковым нормам. Норма — это исторически принятый и предпочтительный выбор одного из функциональных элементов языка. Существуют различные языковые нормы: нормы произношения, ударения, словообразования, нормы грамматики (морфологические и синтаксические), лексические и стилистические нормы. Не все мы лингвисты по образованию, но знание и соблюдение всех этих норм необходимо всем, ибо это обеспечивает правильность, грамотность речи. С течением времени нормы меняются под воздействием тех или иных условий, причем их изменение ■— не всегда контролируемый процесс. Некоторые из этих изменений кодифицируются лингвистами как закономерные, другие подчас «врываются» в языковую практику и закрепляются в ней вопреки мнению специалистов, например, выражения типа «ужасно весело», «страшно интересно». Интересны исторические «приключения» языковых норм. Так, во времена Гоголя и Белинского было принято говорить «скрып», «брычка», вместо современных «скрип», «бричка». Или ставшие архаичными формы «снеги», «учители» (а не «снега», «учителя») в наши дни могут использоваться лишь для создания особого эмоционально окрашенного стиля, как, например, в известном стихотворении Е. Евтушенко: «...Идут белые снеги». Но умение правильно говорить и писать не исчерпывает собой культуру речи. Не менее важным ее признаком является точность — одно из главных достоинств речи. Точность — это не просто умение выбирать и использовать самые нужные и подходящие слова.
Чтобы точно говорить, надо четко мыслить. Известен старый афоризм: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Иначе говоря, точность как качество речи связана с самим мыслительным актом, со знанием предмета речи, с компетентностью и интеллектуальными способностями говорящего. Наряду с этим весьма важны собственно языковые условия в обеспечении точности речи. В частности, можно выделить два типа точности: «предметную точность» и «понятийную точность». Первый тип — это поиск слова, наиболее точно отражающего обозначаемый предмет или явление: точность «для себя». Второй — это перевод данного понятия в сообщение, информацию «для других». Этот сложный момент речевой деятельности предполагает выбор вариантов из числа тех, которыми располагает язык и которые свободно может использовать говорящий. Это может быть выбор одного из синонимов; или одной из синтаксических конструкций; или нужного варианта расположения слов; или предпочтение того или иного термина и т.д. Найти самые нужные слова, чеканные формы выражения, не говорить лишних слов — задача не из простых. Особенно остро ее переживают поэты: «Мысль изреченная есть ложь» (Тютчев); «О, если бы без слов сказаться мыслью было можно!» (А. Фет). Н.А. Некрасов отмечал: «...всегда досадно, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т.п. Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив». Наиболее типичные нарушения точности речи: — многословие и краснобайство; — неумение различать паронимы — близкие по значению и сфере употребления однокоренные слова, но разные по структуре и смыслу (нетерпимый — нестерпимый, одеть — надеть, основать — обосновать, факт — фактор); — смешение омонимов — слов одинакового звучания, но различного значения, что порождает каламбуры и двусмысленность («запустить производство», «упражнения на мате», «донести до вашего сведения»); — неточность в понимании смысла терминов; — отсутствие четкости при полисемии — многозначности слова («рядовой» — военнослужащий, обычный, заурядный, обыкновенный, нормальный); — путаница в применении иноязычных и архаичных слов. 466
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (668)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |