Глава 17. Этика и этикет
ный, адаптированный к местным условиям жизни характер, касав шийся внешней, формальной стороны жизни. Этот карикатурно-подражательный характер этикета великолепно продемонстрирован Н.В. Гоголем в «Мертвых душах» на примере Хлестакова, Чичикова, Коробочки, Ноздрева, четы Маниловых и других представителей мелкопоместного дворянства. Зажиточное купечество, подражая дворянству в манерах, в быту также все обставляло по последней моде: на кухне — повар, в приемной — лакей, у подъезда — элегантная карета. Купеческий этикет, суть которого, по выражению Н.А. Добролюбова, составляло самодурство сильных, жеманство женщин, раболепие и угодничество слабых, предстает перед нами в пьесах А.Н. Островского. Вместе с тем к концу XIX — началу XX в. из среды русского купечества начинают выделяться не просто образованные, грамотные люди, но и прекрасные знатоки культуры и искусства, становящиеся меценатами. Дети образованных купцов стали получать классическое образование, усваивать правила хорошего тона и светского этикета. Появляется особый разряд городского населения — мещане, то есть городские (местные) «обыватели» — мелкие торговцы, служащие частных компаний, прислуга и т.п. Здесь тоже складывались свои приличия, свой кодекс поведения, отражающий особенности общественного положения людей этой среды. Мещанин был человеком, вынужденным заниматься наемным трудом и вместе с тем стремящимся «выбиться в люди», выйти из сословия мещан, стать богатым. Этикет в мещанской среде выполнял роль своеобразного лифта, с помощью которого можно было подняться выше своего действительного положения в обществе. Поэтому мещане стремились во всем подражать господам, копировать их образ жизни, манеры, внешние атрибуты культурности. Карикатурные, уродливые формы поведения мещан при их общей культурной неразвитости привели к тому, что само понятие «мещанин» («мещанство», «мещанский этикет», «мещанские вкусы») стало нарицательным, несущим в себе негативно-пренебрежительный оттенок бездуховности, бескультурья и т.п. В то же время как культурный антипод мещанина в обществе формируется тип интеллигента — человека образованного, просве- щенного, несущего в себе лучшие прогрессивные черты, идеалы и ценности своей эпохи. В среде интеллигенции вырабатывались свои каноны красивого, приличного, достойного поведения, свой этикетный кодекс, который исключал внимание ко всему внешнему, поверхностному. Демократичность, игнорирование дорогостоящих украшений и одежды, обязательное наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интеллигентного человека. Для него главным было не внешнее впечатление, производимое в обществе, не манеры сами по себе (хотя им отдавалось должное), а нравственное, духовное, личностное начало. Не случайно среди нравственных ценностей ведущим становится достоинство — качество, подчеркивающее самоценность личности. Октябрьская революция «отменила» этикет вместе со, многими другими культурными достижениями прошлого. Более того, соблюдение норм этикета стало опасным, ибо свидетельствовало о воспитанности, образованности, культуре, и поэтому могло выдать нежелательное — не рабоче-крестьянское происхождение. И поэтому для собственной безопасности лучше было отказаться от элементарных норм вежливости и приличия, забыть о них и не учить им детей. В воспоминаниях и художественных произведениях свидетелей этой эпохи мы найдем много горьких страниц о том, как представителям русской интеллигенции и дворянства приходилось скрывать «этикет-ность» — «ярлыковость» своего поведения. Об этом повествуется и в «Докторе Живаго» Б. Пастернака, и в «Побежденных» И. Головкиной (Римской-Корсаковой) и в других книгах. Это не могло не сказаться на общем уровне поведения и соблюдении норм вежливости: люди стали «забывать» пользоваться носовым платком, опрятно одеваться, употреблять «волшебные» слова — «спасибо» и «пожалуйста». А вот грубость и хамство становились своеобразными символами («ярлыками»?) «нашего» образа жизни. Тех же, кто осмеливался следовать нормам вежливости или одеваться излишне тщательно (носить галстук, шляпу, пользоваться косметикой, танцевать европейские танцы), высмеивали, обвиняли в мещанстве или, что было еще опаснее, в приверженности западному образу жизни и космополитизме. 442 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения Глава 17. Этика и этикет ________ Ш
«Реабилитирован» этикет в глазах общественного мнения в советскую эпоху был лишь в 1960-е годы — годы «оттепели», когда начали налаживаться международные связи и поэтому потребовалось срочно обучать людей правилам поведения, дабы «не ударить в грязь лицом» перед мировой общественностью. Тогда появились и первые «легальные» книги по «советскому этикету», благодаря которым читатель мог наконец-то познакомиться с правилами поведения, принятыми в наше время во всем мире. Современный этикет Знакомство с историей этикетной культуры как в Европе и Америке, так и в России позволяет сделать некоторые общие выводы. Интересно, что этикет с самого момента своего возникновения заключает в себе три особенности. Во-первых, он носит сословно-разграничителъный характер: для различных групп людей и по отношению к разным сословиям предусмотрены разные правила поведения. Так, в зависимости от знатности приветствуемой личности регламентируется глубина поклона для дам и количество взмахов шляпой для кавалеров. Во-вторых, этикет носит условно-договорный, согласительный характер. Таким образом, он не всегда является естественно-целесообразным, а его нормы, зачастую вычурные и надуманные, есть результат «договоренности», соглашения, конечно же, негласных: «давайте считать, что признаком воспитанности является умение владеть шпагой, а делом чести — вызвать соперника на дуэль или принять вызов». В-третьих, этикет носит культурно-исторический характер, он меняется со временем и с развитием культуры. Так, грубость нравов английского дворянства времен Робин Гуда сменяется утонченностью манер французского двора Людовика XIV; на смену аскетическому монашескому облику и поведению испанских дам лриходит фривольность и легкомыслие моды, введенной мадам Помпадур в Париже. Все эти черты этикета, обнаруженные им еще в пору своего возникновения, сохраняются и по сей день, опять-таки соответствуя своему времени, уровню цивилизации и культуры. Эти особенности, подтверждаемые всей историей развития этикета, необходимо дополнить наблюдениями, связанными с современным состоянием этикетной культуры. На наш взгляд, главными оса- бенностями современного этикета являются демократичностьи гу-манистичность— как характеристики его сегодняшнего состояния и как тенденции дальнейшего развития. В чем это проявляется? Во-первых, в поле действия этикета вовлекается все большее число людей, он становится всеобщим регулятором поведения, а не сводом предписаний для избранных. Во-вторых, этикет теряет свою сословную «ярлыковость»: отныне он не разделяет людей по их происхождению, а напротив, объединяет их, предъявляя ко всем одинаковые требования. В этом смысле его «этикетная» функция касается лишь культурно-образовательных разграничений — он становится показателем уровня воспитанности человека и общества. В-третьих, первые две особенности приводят к упрощению требований этикета, делая их более человечными: многие из предписаний теряют свою вычурность и искусственность, становятся более естественными и целесообразными, а значит, более доступными для усвоения и соблюдения. Правда, эти изменения в сфере этикета имеют свои издержки. Происходит не только упрощение, но и общее опрощение нравов и отношений. Теряются формы уважительного обращения людей друг к другу (нельзя же считать таковыми пресловутые «мужчина» и «женщина»); забываются простейшие формы вежливости и предупредительности; утрачиваются элементарные знания о правилах поведения в общественных местах, на транспорте, за столом. Вместе с тем демократичность означает не низведение правил этикета до уровня невежества и хамства, а напротив, возможность поднять всех и каждого до уровня этикетных требований современной культуры. Рассмотрим.же конкретные правила поведения в разных ситуациях. 17.3. Основные нормы и правила этикета Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, 444 Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения Глава 17. Этика и этикет 445
что мы недооцениваем культуру поведения человека, аккумулированную в этикете. Этикет же в цивилизованном обществе проявляется в некоторых общих требованиях,базирующихся, безусловно, на принципе гуманизма. Остановимся на них поподробнее.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (780)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |