Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода»
А.В.Долгополова МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебное пособие
Издательство "Самарский университет" Учебное пособие включает содержание разделов курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования», вопросы для обсуждения на семинарах, задания для лабораторных занятий, рекомендации для самостоятельной работы студентов и подготовки их к семинарам, темы рефератов по курсу и задания для контроля, списки рекомендуемой литературы. Пособие предназначено для студентов специальности «Социальная педагогика», студентов бакалавриата направления «Психолого-педагогическое образование», изучающих дисциплину «Методология и методы психолого-педагогического исследования», аспирантов и соискателей в области педагогики.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент О.В.Черкасова. ВВЕДЕНИЕ
Изучение методологии педагогики и психолого-педагогического исследования – важное условие формирования педагогической и методологической культуры. Оно дает знание о наиболее общих, прежде всего, мировоззренческих, принципах в их применении к решению сложных теоретических и практических задач педагогики. Вместе с тем методология дает представление о методах познания, обосновывает исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. В предлагаемом пособии раскрываются темы одной из научных дисциплин педагогического цикла – «Методология и методы психолого–педагогического исследования». Целью этой дисциплины являетсяформирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения психолого-педагогических исследований. Задачи дисциплины: 1. Вооружение студентов знаниями основ методологии, методов и научных понятий психолого-педагогического исследования. 2. Ознакомление с основными методологическими принципами научного психолого-педагогического исследования. 3. Формирование практических навыков и умений применения научных методов в ходе психолого-педагогического исследования, а также разработки программы и методики его проведения. 4. Ознакомление с этическими нормами и правилами осуществления психолого-педагогического исследования. 5. Формирование у студентов устойчивого интереса к исследованию педагогических проблем. В результате изучения дисциплины «Методология и методы психолого-педагогического исследования» формируются знания: · методологических основ психолого-педагогических исследований; · о понятиях и категориях научно-педагогического аппарата; · основных методологических характеристик психолого-педагогического исследования; · основных методов и методик психолого-педагогического исследования и требований, предъявляемых к их использованию; умения: · подбирать и использовать необходимые методы исследования; · определять основные методологические характеристики научного психолого-педагогического исследования: определять актуальную проблему исследования, его цели, задачи, формулировать гипотезу; · организовывать научное и практическое психолого-педагогическое исследование, соблюдая принципы, логику и необходимые его этапы; · разрабатывать педагогические рекомендации на основании результатов, полученных в ходе научного психолого-педагогического исследования. · наблюдать и анализировать педагогические явления, изучать и обобщать педагогический опыт; В итоге освоения дисциплины «Методология и методы психолого-педагогического исследования» и формирования соответствующих компетенций, обучающийся способен: · проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования; · обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квалификационных работ.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие, функции и уровни методологии педагогики. 2. Методологические принципы психолого-педагогического исследования. 3. Профессионально-этические аспекты психолого-педагогического исследования. 4. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. 5. Типология психолого-педагогических исследований.
Понятие, функции и уровни методологии педагогики
В настоящее время роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. Это связано с рядом причин: В современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений объективной реальности. Причем в настоящее время интеграция всех гуманитарных наук имеет ясно выраженный объект – человека. Поэтому важную роль в объединении усилий различных наук при его изучении играют психология и педагогика. Психология и педагогика все больше опираются на достижения различных отраслей знания, усиливаются качественно и количественно, поэтому необходимо сделать так, чтобы этот рост был осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления данного явления. Методология, таким образом, играет определяющую роль в психолого-педагогических исследованиях, придает им научную целостность, системность, повышает эффективность, профессиональную направленность. Усложнились сами науки психология и педагогика: методы исследования стали более разнообразными, в предмете исследования открываются новые аспекты. В этой ситуации важно, с одной стороны, не потерять предмет исследования – собственно психолого-педагогические проблемы, а с другой – не утонуть в море эмпирических фактов, направить конкретные исследования на решение фундаментальных проблем психологии и педагогики. В настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований. Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования, то есть методологическими, еще не решенными современной философией. В силу этого и требуется заполнить создавшийся вакуум методологическими концепциями, положениями в целях дальнейшего совершенствования непосредственной методологии психолого-педагогических исследований. В настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики. В этом объективном процессе совершенствования методической системы данных наук неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования в ущерб качественному анализу. И чтобы этого не произошло, количественный анализ необходимо дополнять качественным – методологическим. В этом случае методология не дает запутаться в бесчисленных корреляциях, позволяет выбрать для качественного анализа наиболее существенные статистические зависимости и сделать правильные выводы из их анализа. Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |