Динамика цен на топливо
В I полугодии 2009 года снижение розничных цен на бензин продолжилось, несмотря на одновременное повышение оптовых цен производителей бензина (в январе-феврале 2009 года — на 18,6 %). Комментаторы связали это с тем, что правительство и ФАС продолжали давление на нефтяные компании, а также и с тем, что ранее оптовые цены на бензин уже понижались, тогда как розничные оставались на прежнем уровне и даже росли. Кроме того, с 1 января 2009 года был отменён НДПИ на новых месторождениях нефти и обнулены пошлины на ввоз оборудования для модернизации НПЗ. С августа 2008 года по май 2009 года бензин дешевел (в целом — на 25 %),однако в мае 2009 года был вновь зафиксирован рост оптовых цен, и к июню те выросли сразу на 50 %, а розничные — почти на 9 %. Рост оптовых цен нефтяные компании, в свою очередь, объяснили повышением мировых цен на нефть. Производители нефти сразу переориентировали нефть на экспорт, увеличив его на 110 % по сравнению с уровнем мая 2009 года. Объём поставок на внутренний рынок при этом вырос всего на 7 %. К декабрю 2009 года цена на бензин выросла на 7,9 % по сравнению с декабрём 2008 года. К августу 2010 года по сравнению с январём — на 3,3 %. Таблица 12 Средние оптовые цены на нефтепродукты в РФ (2009), руб./т
Глава 3. План маркетинга Тип рынка Фактически рынок нефти и нефтепродуктов в России является олигопольным. Он территориально поделен между крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями, которые доминируют по оптовым поставкам нефтепродуктов на региональные рынки. В розничной реализации ситуация несколько лучше и примерно половину потребностей рынка обеспечивается независимыми от ВИНК АЗС, деятельность которых, однако, достаточно жестко обусловлена условиями оптовых поставок все теми же ВИНК. Тенденция ухудшения структуры рынка и повышение степени его концентрации связана, в том числе и с отсутствием организованной (биржевой) торговли нефтепродуктами. В ухудшении этой структуры свою роль сыграли и органы государственной власти. Упоминавшиеся повышения налогов и акцизов, а именно плоская шкала НДПИ и схема взимания акцизов, привели к тому, что с рынка вытеснялись независимые его участники, которые как раз и формировали необходимые условия конкуренции. Стратегии конкуренции в нефтяном бизнесе Если ранжировать нефтяные компании по производственным характеристикам, то первые четыре места займут “Роснефть”, "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС" и "Сургутнефтегаз". Однако на основании прямого сопоставления производственных показателей не всегда можно делать выводы о качестве или стиле руководства, об эффективности менеджерской политики и, следовательно, достоинствах конкурентного поведения того или иного предприятия. Дело в том, что все компании работают в разных горно-геологических условиях и разрабатывают месторождения с различной степенью выработанности запасов. Кроме того, следует учитывать, что конкуренция в нефтяной отрасли разворачивается не столько в нефтедобывающем секторе, сколько в борьбе за сырьевые ресурсы, за обладание нефтеперерабатывающими мощностями и на рынке нефти и нефтепродуктов. Учитывая то, что сегодня цены внутреннего рынка на светлые нефтепродукты имеют тенденцию к росту, особую актуальность для компаний приобретает вопрос расширения производства и сбыта этой группы товара, а также обретения дополнительных конкурентных преимуществ в этом секторе нефтяного бизнеса. Нефтяные компании для завоевания рынков сбыта используют такие инструменты, как более низкие цены, более широкий ассортимент и более высокое качество нефтепродуктов, ритмичность поставок и т.д. Оптовые поставки бензина осуществляются почти всеми нефтяными компаниями страны. В основе стратегии захвата рынка лежит джобберская программа, в соответствии с которой нефтебазы и АЗС начинают работать только с ТНК и под флагом последней. ТНК привлекает джобберов (владельцев предприятий по реализации) надежностью и качеством поставок, более низкими, чем у конкурентов, оптовыми ценами. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 г. будут освоены новые нефтеносные районы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Почти в три раза должна вырасти добыча нефти на севере европейской части России, включая Республику Коми и Архангельскую область. Восточно-Сибирский регион, обладая разведанными запасами нефти более чем в 1 млрд. т., а также прогнозными ресурсами примерно в 10 млрд. т., имеет хорошие перспективы экспорта в Китай, Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию. Цены на нефтепродукты В Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию - т.е. ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию. В соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», в процессы свободного рыночного ценообразования имеет право вмешаться только Федеральная антимонопольная служба в следующих случаях: 1. если имеет место установление монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%; 2. если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен; 3. если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен. Согласно статье 6 закона «О защите конкуренции», монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, если имеют место два признака: (1) - эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции; (2) - эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации соответствующего товара расходов и прибыли. Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами). Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках. В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств, сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в проект Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается Правительством Российской Федерации. До тех пор, пока существуют труднопреодолимые искусственные барьеры для входа на рынки, которые препятствуют появлению новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры. Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась - наблюдается резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра «Кортес», с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли: - на дизельное топливо - на 23% - на бензин А-76 - на 37% - на бензин А-92 - на 57% - на бензин А-95 - на 14%. Указанное повышение оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи). ФАС России считает, что поддержание розничных цен в период с августа 2008 по январь 2009 года на уровне, не соответствующем уровню оптовых (закупочных) цен, и последующее резкое увеличение оптовых цен взаимосвязаны. Оба процесса имеют нерыночный характер и управляемы со стороны крупных нефтяных компаний. Данное явление следует оценивать как планомерное изменение ценовой политики вертикальноинтегрированных нефтяных компаний и переноса ценовой нагрузки на оптовое звено в частности, для того, чтобы обеспечить ВИНКам возможность приобретения активов независимых розничных продавцов.
Популярное: ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |