Понятия авторитета, власти и лидерства
Введение Актуальность темы работы. За последние 50 лет проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой человек-специалист, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. Проблема лидерства относится к числу вопросов, имеющих особое значение для любой человеческой цивилизации. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, совершались эпохальные открытия, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря руководству немногих лиц. Всегда ли успешный руководитель должен обладать задатками лидера, и неужели каждый лидер может стать успешным руководителем? Успешные руководители и управленцы, талантливые организаторы умеют создать буквально «с нуля» любое дело. Это сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить, лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись в системных подходах к определению значимых факторов эффективного лидерства. В современной России осуществляются инфраструктурные реформы в различных сферах экономики, народного хозяйства в связи с переходом к рыночным отношениям. Происходящие преобразования в социально-экономической жизни в нашей стране предъявляют высокие требования к специалистам в области управления. Обществу требуются менеджеры с высоким уровнем радикализма, креативности, творческим подходом к делу, нестандартным, гибким мышлением, коммуникативными и организаторскими способностями, обладающие хорошей нервно-психической устойчивостью, стрессоустойчивостью, предприимчивостью, деловитостью, умеющие активно воздействовать на предметную и социальную среду и преобразовывать ее, создавать для сотрудников условия, способствующие эффективному, созидательному труду. Лидерство – это способ влияния и управления людьми. Лидер – это тот, кто растит других лидеров, не опасаясь конкуренции. Тот, кто делает то, что любит, и может научить этому других. Кто меняет жизнь и ценности других людей, создает вокруг себя тот мир, в котором сам хочет жить. Кто задумывается о масштабе своего влияния и хочет большего, не переставая расти. Один из лидеров, которые вызывают мое уважение, – Ричард Брэнсон, запустивший проект коммерческих полетов в космос. Проблема лидерства и руководства - одна из важных проблем социальной психологии. Актуальность теоретического и эмпирического исследования этих проблем связана с запросами социальной практики, так как на современном этапе развития нашего общества требуются руководители нового типа с высоким уровнем развития нравственно-психологических качеств, обладающие не только должностной властью, но и являющиеся лидерами в организации. Цель курсовой работы - изучение теоретических основ авторитета, власти и лидерства. Для реализации поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи: - рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятием «авторитет, власть и лидерство»; - определить чем отличается «менеджер» от «лидера»; - выявить какие существуют стили руководства; - охарактеризовать роль лидера в организации; - рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя конкретной организации; - описать совершенствование управленческой позиции руководителя. Глава 1. Общая характеристика понятий авторитета, власти и лидерства Понятия авторитета, власти и лидерства Уточним понятия «лидер» и «руководитель». В отечественной литературе долгое время преобладало несколько суженное понимание феномена лидера и лидерства. «Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе». «Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе». Согласно данному подходу, лидер - член малой группы, который в результате взаимодействия членов группы при решении определенной задачи выдвигается на первый план, принимая на себя функции организатора групповой деятельности. Для него характерен высокий уровень активности при решении данной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. за лидером признают право вести за собой других членов, а себя ведомыми. Лидер является порождением структуры взаимоотношений данной группы. Эта структура порождается целями группы, ценностями и нормами, в ней функционирующими.[1] Справедливо замечают Г.М. Андреева, А.Н. Занковский, что в этом контексте лидерство рассматривалось исключительно как групповое явление: лидер выступал как элемент не организационной структуры, а групповой, как система отношений в этой структуре. Иначе говоря, феномен лидерства сводился к динамическим процессам малой группы. Б.Д. Парыгин в книге «Основы социально-психологической теории» на основе осуществления сравнительного анализа между лидером и руководителем выделил существенные признаки различий: - лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; - лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; - лидерство возникает стихийно; руководство реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, этот процесс не является стихийным, а целенаправленным и осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры; - явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы, руководство представляет собой явление более стабильное; - руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; - процесс принятия решения руководителем протекает более сложно, он опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; - в сферу деятельности лидера вовлечена в основном малая группа, где он является лидером, а сфера действия руководителя намного шире в связи с тем, что он «представляет» малую группу в более широкой социальной системе. В вышеизложенном подходе отмечаются существенные различия в этих явлениях: лидерство представляет собой психологический феномен, а руководство выступает как явление социальное, как регламентированный обществом правовой процесс.[2] Несколько иной позиции придерживается В.Г. Крысько при определении понятия руководителя: «Руководитель всегда выступает официальным лицом, реализующим функции управления в малой группе, что обусловлено, с одной стороны, формально-правовым аспектом его власти в группе, а с другой - рядом собственно психологических факторов, определяющих меру его авторитетности, среди которых выделяют: организаторский и мотивационный потенциал, ценностную привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы) и стиль управления». Ученый, рассматривая существенные признаки понятия руководитель, выделяет не только социальные, но и психологические признаки, влияющие на его авторитет, к которым относятся не только личностные характеристики, но и поведенческие характеристики, в частности, стиль управления. Г.М. Андреева, дав обстоятельный анализ феноменов лидерства и руководства, приходит к мысли, что лидер и руководитель занимаются решением проблем однопорядкового типа, в частности, они ориентированы на стимулирование группы, нацеливание ее на решение определенных задач, а также они вынуждены заботиться о том, чтобы с помощью каких средств эти задачи были реализованы: «Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным». Она также подчеркивает существенные различия между лидерством и руководством: «Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы; руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс». К сожалению, в советский период развития психологической науки изучение проблемы лидерства осуществлялось только на уровне малых групп, не ставились вопросы политического и организационного лидерства. Хотя в истории человечества были выдающиеся люди, являвшиеся лидерами национально-освободительных движений, государственными лидерами, организационными лидерами, внесшими весомый вклад в общественный прогресс.[3] Урбанович А.А. выделяет основные различия между лидерством и руководством, основываясь на следующих признаках: содержании данных понятий, возникновении данных явлений, функционировании, социальной роли руководителя и лидера, регламентации их деятельности, режиме внешних связей, а также стабильности данных явлений. Различия эти сводятся к следующему: Содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе «по вертикали», то есть с точки зрения доминирования и подчинения. Возникновение: руководство есть закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; соответственно этому руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается, а лидер выдвигается стихийно. Функционирование: руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организации, а лидерство - процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью. Социальная роль руководителя и лидера: первый есть посредник социального контроля и власти, а второй - субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно возникают в межличностных отношениях. Регламентация деятельности: деятельность первого регламентируется соответствующим правовым обеспечением, а второго обеспечивается морально-психологическими нормами совместной деятельности. Режим внешних связей: руководитель представляет группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне; лидер в своей активности ограничен внутригрупповыми отношениями.[4] Руководство - явление более стабильное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов организации. Проведенный анализ данных явлений позволил ученому прийти к определению понятий «руководство» и «лидерство»: «Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководство избирается... В свою очередь, лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга». Он придерживается подхода, что руководство в большей степени представляет собой социальную характеристику отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Оно основано на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики. Тогда как лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, оно основано на других принципах: свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Управленческой деятельностью может заниматься не только руководитель, но и лидер. Ученый вполне справедливо отмечает, что в современных условиях наиболее эффективным является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. Отличие руководителя-лидера от руководителя-администратора состоит в том, что лидер не командует, не приказывает и не давит на работников ради достижения каких-либо целей, а ведет их на решение общих для данного коллектива проблем. А.А. Урбанович выделяет следующие личностные черты, присущие для руководителя-лидера: - способность воспринимать общие нужды и проблемы управляемого коллектива и принимать на себя ту долю работы по удовлетворению этих нужд и решению проблем, которую остальные члены коллектива взять на себя не могут; - способность быть организатором совместной деятельности; - чуткость и проницательность, доверие к людям; - представительские склонности: он является выразителем общих для коллектива позиций его членов; способен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам; ставит вопросы о нуждах коллектива перед руководством, не дожидаясь приказа «сверху»; готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива; является представителем коллектива во взаимоотношениях с вышестоящим руководством; - эмоционально-психологическое воздействие: лидер обладает способностью вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряжений и команд; умеет убеждать, склонен поощрять; он обладает неформальным авторитетом; - оптимизм: лидер уверен, что подавляющее число проблем, встающих перед людьми, разрешимы; своим оптимизмом он вызывает у людей веру в свои силы.[5] Будущим исследователям следует обратить внимание на изучение личностных свойств, особенностей поведения, стиля руководства у руководителей-лидеров, занимающихся управленческой деятельностью в организациях, различающихся по выполняемым задачам. Исследователям необходимо учитывать различные характеристики руководителя-лидера: этнические, гендерные, возрастные, стаж управленческой деятельности и т.д.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1342)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |