Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ подходов к изучению лидерства в организации



2016-01-05 1902 Обсуждений (0)
Анализ подходов к изучению лидерства в организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Лидерство как специфический тип отношений управления основан на про­цессе социального взаимодействия в организации. Данный процесс требует высокого уровня взаимозависимости его участников. Учеными предложено много различных определений данного понятия. Общим является то, что ли­дерство рассматривается как тип управленческого взаимодействия (между ли­дером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побу­ждение людей к достижению общих целей. Таким образом, лидерство явля­ется функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Важно отметить также, что управленческое взаимодействие «лидер - последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как в отношениях «руководитель - подчиненный». Лидерство - это скорее потенциал, который есть у человека. В современных условиях эффективное лидерство - это высокая чувствительность к потребностям последователей, которая может проявлять­ся в различных направлениях работы с персоналом организации (формиро­вание, использование, развитие). Лидерство концентрируется на том, чтобы люди делали правильные вещи. Лидер способствует реализации самого луч­шего, что есть у сотрудников, рассматривает людей как самый ценный ресурс.[11]

Широкие исследования феномена лидерства появились только в ХХ веке. В это время активно развивались такие области науки, как социальная психология, социология, психодиагностика. Развитие экономики и распространенность профессии менеджера спровоцировали заинтересованность в изучении проблемы руководства и лидерства. В 20 веке появились первые полноценные научные теории лидерства, остающиеся актуальными и сейчас.

 

Рис. 1. Научные школы лидерства.

К числу более поздних работ относятся работы Н. Макиавелли, который в эпоху Возрождения описывает образ лидера-государя. Именно с этим философом и его знаменитой книгой «Государь» связываются исследования природы власти и лидерства в европейской традиции.

В подобных трактатах описывались рекомендации относительно управленческой деятельности и особенностей взаимодействия лидера (правителя) со слугами, народом, другими правителями и врагами. В основном они касались того, как правителю эффективно достигать своих целей, удерживать власть, понуждать к подчинению и побеждать врагов. При этом лидерство рассматривалось исключительно с позиционной точки зрения, относительно занимаемой правителем властной позиции.

Разработаны основные подходы к изучению лидерства: структурный, поведенческий, ситуационный. Дан хороший и обстоятельный анализ данных подходов в трудах по организационной психологии и психологии менеджмента.

Существуют различные классификации, типологии лидерства, которые обстоятельно, детально описаны Л.Д. Столяренко. Приведем некоторые из них. По критерию масшабности решаемых задач выделяют три типа лидерства: бытовой, социальный, политический. Первый тип лидерства распространен в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье. Второй - преобладает на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д. Третий распространен среди государственных, общественных деятелей.[12]

По содержанию и направленности лидерской деятельности в социальных группах выделяют три типа лидеров: деловой, эмоциональный, информационный лидер. Деловое лидерство проявляется в формальных группах, выполняющих производственные задачи, а также оно наиболее сильно влияет на руководство. Деловой лидер обладает высокой компетентностью, умением лучше других решать организационные задачи, деловым авторитетом, наибольшим опытом в данной сфере деятельности. От него в большей степени зависит успех в деятельности. Его условно называют «руки группы».

Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий - притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер проявляет доброжелательность, он способен сопереживать другим людям, вызывает у людей доверие, создает в группе благоприятный социально-психологический климат. Это эмпатийный человек. Такой лидер условно назван «сердцем группы».

Для информационного лидера («мозг группы») характерны эрудированность, компетентность, члены группы могут к нему обратиться с вопросами, он может ответить на них, объяснить.

Ученый пишет, что наиболее оптимальным для функционирования группы будет сочетание у лидера всех трех вышеназванных компонентов. Но такие универсальные лидеры встречаются очень редко. По нашему мнению, важно в современных условиях развивать, формировать у молодых людей такие черты, которые присущи универсальному лидеру, что, в свою очередь, связано с созданием специальных психологопедагогических условий, способствующих формированию этих психологических образований.[13]

Ситуативное лидерство может быть деловым и эмоциональным, для него характерны связь с определенной ситуацией и ограниченные временные рамки. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях, а в других им не быть. Л.И. Уманский (1967) выделяет следующие типы лидеров по выполняемым ими ролям: организатор (функция групповой интеграции); инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем); генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); эталон (образец, идеал, «звезда»); мастер (специалист в каком-то виде деятельности); эрудит (отличается обширными знаниями).

Выделяют следующие виды лидеров в зависимости от преобладающих в его деятельности функций:

1. Лидер-организатор. Он воспринимает нужды коллектива как свои собственные и проявляет значительную активность. Для него характерны оптимистическая направленность, уверенность в себе, а также в том, что большинство проблем, которые он решает, могут быть разрешены. Организатор может умело использовать методы психологического воздействия на других людей: убеждения, поощрения и т.д.

2. Лидер-творец. Он способен видеть новое, браться за решение сложных проблем. Не командует, а лишь приглашает других к обсуждению. У него имеется высокий творческий потенциал.

3. Лидер-борец. Это волевой, уверенный в своих силах человек. Он не боится опасностей или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Он готов отстаивать то, во что верит, он не склонен к уступкам. Одним из его недостатков является то, что порой у него не хватает времени для обдумывания своих действий.

В коррекционно­-воспитательной работе с лидером данного типа следует обращать внимание на формирование интеллектуальных способностей, умений по хронометражу времени при выполнении этапов выполняемой работы, развитие рефлексивных способностей и самоконтроля.

4. Лидер-дипломат. Если бы такой человек смог использовать свои способности во зло другим людям, то его можно было бы назвать «мастером интриги». Он хорошо знает ситуа­цию, скрытые детали, хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся другие люди, он способен поддержать их в трудную минуту. Он обладает гуманистическими качест­вами, в частности, внимательным и уважитель­ным отношением к людям, а также эмпатией.

Вышеназванные типологии лидерства могут обнаруживаться в различных группах, а также разных ситуациях внутригруп­пового взаимодействия, поэтому социальным психологам следует обстоятельно изучать об­щие и особенные черты у лидеров, относящихся к определенным типам.[14]

Существует также и психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства. Основатель психоанализа З. Фрейд рассматривал лидерство как двуединый психо­логический процесс: с одной стороны, группо­вой, а с другой - индивидуальный. Оно базиру­ется на способности лидеров «притягивать» к себе людей, бессознательно вызывать у них чув­ство восхищения, любви, обожания. Лидером может стать тот человек, которому поклоняются люди.

Стивен Кови выделил основные семь навыков, необходимых руководителю для эффективного лидерства.

Рис. 2. Семь навыков, необходимых руководителю для эффективного лидерства.

1. Проактивность

Под проактивностью подразумевается активная жизненная позиция лидера, его ощущение личной ответственности за происходящее с ним и вокруг него.

Эффективный лидер не склонен ссылаться на обстоятельства, объясняя свои успехи и неудачи. Он берет ответственность на себя и активно воздействует на ситуацию исходя из сформированных внутренних ценностей.

Лидер, обладающий проактивностью, способен признавать и исправлять свои ошибки, действовать осознанно и целенаправленно, независимо от обстоятельств.

2. Формулирование цели

Эффективный лидер, начиная действовать, всегда представляет себе цель и желаемый результат.

Лучший вариант – это формулирование личной миссии. Миссия описывает конечную цель деятельности, в миссии содержится представление о ценностях и принципах лидера. Миссия всегда связана с индивидуальностью лидера, его характером и мировоззрением.

Видение, визуализация цели позволяет действовать не ситуативно, а в нужном направлении.

3. Определение приоритетов и управление временем

Эффективный лидер умеет действовать не хаотично, а на основе выстроенной системы приоритетов. Он умеет разделять все дела исходя сразу из двух критериев – их срочности и важности.

Лидер умеет управлять своим временем на основе долгосрочного и краткосрочного планирования, на основе постоянного обращения к целям и ожидаемым результатам деятельности при принятия решения о приоритетах.

4. Управление конфликтами

Эффективный лидер мыслит в парадигме «win-win», то есть нацелен на поиск таких решений, при которых выигрывают все стороны.

Он не уходит от спорных и конфликтных ситуаций, не «топит» оппонента – он находится в активном творческом поиске решения.

Лидер настроен на сотрудничество, а не на конкуренцию, он ценит договоренности и соглашения.

5. Эффективное общение

В основе эффективного общения – умение слушать и понимать собеседника.

Выражая свои мысли на основе понимания позиции, мыслей, чувств собеседника, эффективный лидер способен выстраивать конструктивное общение. Этот навык лидер использует как в общении с партнерами, так и подчиненными.

Эффективный лидер всегда сначала пытается понять, прежде чем принимать решение.

6. Навык организационного развития

Эффективный менеджер мыслит категориями организации и замечает каждое звено в ней.

Он вкладывается в каждого сотрудника как в ресурс для развития общего дела.

7. Навык личного развития

Эффективное лидерство всегда основано на работе над собой. Эффективный руководитель никогда не останавливается в своем развитии и не «почивает на лаврах», он всегда готов меняться и развиваться.

Навык личного развития помогает оперативно и адекватно реагировать на любые изменения ситуации, использовать все новые ресурсы для повышения эффективности деятельности.

 



2016-01-05 1902 Обсуждений (0)
Анализ подходов к изучению лидерства в организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ подходов к изучению лидерства в организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1902)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)