Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основной вопрос: о человеке, велик ли он или ничтожен. В эпоху Возрождения происходит синтез античности и христианских идей



2016-01-02 695 Обсуждений (0)
Основной вопрос: о человеке, велик ли он или ничтожен. В эпоху Возрождения происходит синтез античности и христианских идей 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятия Бог, Природа, Человек.Антропоцентризм: человек - центральное существо, подобное богу. Гуманизм - признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Пантеизм - отождествление Бога и Природы.

Джованни Пико делла Мирандола 1463-1494 - представитель платонизма. Делал выводы о свободе воли человека, о праве человека формировать свою собственную судьбу и делать соответствующий выбор; человек сам может создавать свое счастье.

Пико дела Мирандола «Речь о достоинстве человека».Человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий. Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Основной мыслью Пико было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания.

 

 

24. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

Научное т. е. объективное, всеобщее, необходимое знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности.

Декарт считал, что в мыслящем субъекте от рождения заложены идеи, которые не могут быть выведены из опыта. Понятие субстанции, 2 вида:

· материальная, бесконечно делимая, можно описать механическими представлениями

· неделимая духовная, постижимая только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа.

Субстанции обладают двумя главными атрибутами:

· протяженностью, для материальной

· мышлением, для духовной (идеальной).

Проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания.

Спиноза: рассматривал Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции, соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Спиноза рассматривал Бога безличным растворением в природе. Единая субстанция, по его мнению, обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление приписывалось всему, а не только человеку. В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).

Лейбниц: считал, что мир состоит из мельчайших элементов - монад, духовных и материальных начал, обладающих движущей внутренней силой. Он считал Бога действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия.

Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи; пространство - место существования вещей, время - фактор, описывающим последовательность состояний объектов.

Эмпиризм -философское направление, придающее опыту основополагающее значение в познании. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и будучи отделен от опыта, неспособен к их открытию.

Ценность разума – в способности извлекать истину из опыта, в который она заключена.

Научная революция (становление экспериментально-математического естествознания)Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей, Исаак Ньютон. Проблемы гносеологии, критика схоластики.

Два основных направления:

Эмпиризм - направление в теории познания, признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

А. идеалистич. Беркин, Юм - опыт = совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта.

Б.материалистический Бекон, Гобсс - источник чувственного опыта сущ. внешний мир.

Рационализм - выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

3 пути познания по Бэкону:путь паука (дедукция - от общего к единичному путем логических выводов.); путь муравья (индукция - опирается на опыт,кот.не связан с разумом); путь пчелы (путь познания - эксперимент).

Наука – не цель, а средство. Общая задача наук – увеличение власти над природой. Знание – сила.

 

25. Сомнение как путь к несомненности. Анализ 1, 2 и 4 «Размышлений о первоначальной философии» Р. Декарта.

Первое размышление: О том, что может быть подвергнуто сомнению.мы имеем право сомневаться относительно всех вещей, особенно материальных, до тех самых пор, пока у нас не будет иных научных оснований.

Чтобы узнать что-то истинное, необходимо поставить вопрос самого предмета под сомнение

Декартом поднимаются две главные проблемы. Первая - это проблема достоверности. Вторая - проблема источников познания. Если мы что-либо знаем, то встаёт вопрос о том, основано ли наше знание на источниках чувств, на абстрактном размышлении, или на некоей комбинации их обоих.

Декарт становится на сторону разума как источника знания, а не на сторону чувств.

Второе размышление: О природе человеческого ума: о том, что ум легче познать, нежели тело.«Мыслю, следовательно, существую». Мы можем сомневаться не в мире, а в своем знании о нем. Мыслю, следовательно, существую – в проводимой операции сомнения несомненным будет само это сомнение. Если есть сомнение, то его кто-то производит. Вывод - сомневающийся существует.

Нничто не может быть воспринято мною с большей лёгкостью и очевидностью, нежели мой ум.

Cogito ergo sum.

Четвёртое размышление: Об истине и лжи.ошибки «зависят от 2 совокупных причин, а именно от моей познавательной способности и от моей способности к отбору, или, иначе говоря, от свободы выбора – т.е. одновременно от моего интеллекта и моей воли». Человек склонен допускать ошибки, а значит он является вещью зависимой и несовершенной, значит, существует независимое и совершенное бытие – Бога. От чего же происходят мои ошибки? поскольку воля обширнее интеллекта, я не удерживаю её в тех же границах, что и интеллект, но простираю её т акже на вещи, которых не понимаю.

 

26. Аффекты и свобода человека. Анализ 3 и 5 частей «Этики» Спинозы

 

Аффекты - состояния тела и идеи состояний человека, кот увеличивают/уменьшают активность человека. Основные: удовольствие, неудовольствие, желание. Могут приходить через ощущуение.

Спиноза подразделяет “аффекты” на два класса: “адекватные” и “неадекватные” нашей природе. Первые дают нам активность в действиях, а вторые – пассивность.

Путь свободного человека - освобождение от “рабства аффектов”. Для этого необходимо включение волевых процессов человека, его самоактуализация. Воля и разум – одно и то же. Необходимо отказаться от “суеверий” и встать на путь самопознания, главнейшим шагом, на котором является осознание, т.е. рефлексия, своих аффектов. Победа аффектов - познание.

Свободный человек - живущий по принципу “золотой середины”. Он адекватен в своем выборе, потому что он рефлексирует свои “желания” и “влечения”. Человек свободный стремится к постижению своей наивысшей цели.

 

27. Теоретическая философия Канта. Основные понятия и проблематика «Критики чистого разума».

В центре теоретической философии Канта находится проблема научного познания, основу которого составляют суждения.

Термины: Априорный (до опыта) – апостериорный (после); Чистый (без опыта) – эмпирический (опытное познание); Трансцендентный (по ту сторону реальности) – имманентный (внутренне присущи); аналитические – синтетические суждения.

Суждение– это форма мышления, которая соединяет в себе множество понятий.

Основную роль в научном познании играют описательные суждения, в которых высказывается нечто о мире, как бы описывается реальность, и потому они являются либо истинными, либо ложными (в зависимости от того, соответствуют они реальности или нет).

суждения состоят из трех частей:

· логического субъекта (того, о чем или о ком говорится в суждении).

· предиката (того, что говорится в суждении о субъекте).

· связки «есть» между ними, то есть субъект есть предикат. Например, «дом есть деревянный», «человек есть умный».

Основную тему книги составляет понятие трансцендентального, которое раскрывается в трёх частях работы:

1. Трансцендентальная эстетика (в ней Кант рассматривает чувственность, нашу способность получать ощущения).

2. Трансцендентальная логика (Кант рассматривает рассудок- способность подводить чувственные данные под понятия и строить из понятий суждения и умозаключения).

3. Трансцендентальная диалектика (учение о разуме и его целях. Кант приводит к мысли, что человеческое познание ограничено горизонтом опыта. Его попытки выйти за пределы опыта естественны и неотвратимы, ибо отвечают духовным запросам человека, поскольку он человек. ).

Понятие трансцендентального выступает в оппозиции понятия эмпирическое и обозначает то, благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием «Критики чистого разума» является гносеология(способности человека познавать действительность).

Он выделяет суждения:

1. Синтетические (несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом).

2. Аналитические (раскрывают свойства, присущие понятию субъекта и не несут нового знания)

3. Априорные (врожденные).

4. Апостериорные (приобретаемые с опытом).

 

Трансцендентальный - находящийся по ту сторону разума, реальности. В философии Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Вместе с тем, Кант замечает, что существует особый вид суждений, и суждения этого вида лежат в основании многих наук в качестве принципов. Это синтетические, и одновременно априорные суждения.

 

Все априорные истины всеобщи и необходимы:

· 7+5=12

· Всякое событие имеет причину

· Мир состоит из твёрдых тел, существующих независимо от меня

· Все объекты мы обнаруживаем в пространстве и во времени

 

Таким образом, основной проблемой философии Канта является проблема объективного познания.

Творчество К. принято делить на 2 периода: докритический и критический.

Критика - исследование условий возможности предметов философского интереса – познания, морали, искусства. Испытание догматизма.

1) Как возможно познание? – Критика чистого разума, метафизика.

2) Как возможно добро? – Этика, практическая философия, критика практического разума.

3) Как возможно прекрасное? – Эстетика, критика способности суждения.

В «Критике чистого разума» он заявляет, что вещи в себе сущ-ют объективно, т.е независимо от чел-го сознания, хотя и остаются непознаваемыми.Под вещью в себе, он также понимает Бога. Бессмертие души и свободу воли.

Идеи чистого разума: Мир в целом, Бессмертие души, Свобода воли, Бог. Из факта существования этих идей в нашем уме не следует факт их действительного существования.

Антиномии -противоречие, в кот.попадет разум, когда он пытается мыслить.

1) Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве. Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве.

2) Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого. Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

3) Причинность согласно законам природы есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность. Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы.

4) К миру принадлежит как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо.Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины.

 

28. Практическая философия И.Канта.

Практическая философия Канта изложена в его произведениях «Критика практического разума», «Основы метафизики нравов», «Метафизика нравов».

Кант различает разум в практическом и теоретическом применении.

· Теоретический разум - способность познавать предметы.

· Практический разум- способность создавать предметы.

Практическая философия- этика, то есть философия морали.

Кант задается вопросом: на чем должна быть основана мораль? каковы ее основания? Кант не может найти их ни в вере, ни в опыте. Мораль автономна (является сама себе законом). Она не должна служить ни политическим целям, ни целям религии.

Понятие добрая воля – это самое высшее благо; это то, без чего являются дурными поступки, которые выглядят хорошими. Самое важное в поступках лежит в их мотиве. Знания и формулировка мотивов действий Кант называет максимами поступков. Воля может быть доброй с помощью разума. Разум делает волю доброй через понятие долг. Долг состоит в том, чтобы уважать достоинства человека в себе и в других людях.

«Человек не в силах сделать себя счастливым, но он может сделать себя достойным счастья». чтобы достичь счастья нужно сделать свою волю доброй.

Вещи делятся на две категории: имеющих стоимость и имеющих достоинство.

Достоинство - уважать достоинство другого человека и самого себя, соблюдение морального долга. Человек может быть сам себе законодателем. На уважении к достоинству личности должна быть основана мораль.

 

Кант выделяет следующие виды поступков:

· Криминальные – это те, которые связанные с нарушением морального и правового закона;

· Легальные – это поступки, не связанные с нарушением правового закона, но они не являются моральными;

· Моральные имеют только один мотив – долг и уважение к достоинству личности.

 

Категорический императив - закон, который разум предписывает воле, чтобы она могла стать доброй, а человек мог стать достойным счастья. "поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть принципом всеобщего законодательства".

Максима воли - формулировка мотива; это принцип, который лежит в основе поступка.

Кант говорит о том, что Бог, свобода и бессмертие души являются постулатами чистого, практического разума. Только совершая моральные поступки, человек является свободным. В других случаях, человек является не свободным, а обусловленным своим состоянием.

 

29. Прекрасное и возвышенное в эстетике Канта

Прекрасное - незаинтересованное удовольствие от наслаждения прекрасной формой, без претензии обладания/пользования (свободная игра сил воображения и рассудка)

Возвышенное - удовольствие от бесформенного, от такого, что нам неприятно, что нас превышает. (пример - звездное небо, мы ощущаем ничтожноть перед ним, происходит фрустрация чувств).

Возвышенное математическое - превышает нас, не можем создать цельный образ.

Возвышенное динамическое - превышает нас по силе: цунами, ураган. не можем целиком созерцать.

 

30. Философия эпохи Просвещения и Кантовское понимание Просвещения. "Что такое Просвещение?" 1784

18 век – эпоха Просвещения. Англия, Франция, Германия, Россия.

Англия - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.

Франция - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго.

Германия - Лессинг, Гердер, Кант.

Россия - Новиков и Радищев.

Основные идеи:

Культ науки (следовательно, разума)

Прогресс человечества.

Идея апологии Разума, его светоносной силы.

Принцип равенства как требование здравого смысла. Борьба за сокращение пропасти между богатыми и бедными, просветительство народных масс.

 

Характерным для Просвещения является критическое восприятие традиции и духовных авторитетов, высокая оценка индивидуальной свободы и способности к разумному решению любых вопросов. Просветительская вера в прогресс.

Великая Французская революция.

 

Кант тоже принадлежит к эпохе Просвещения, но он завершает Просвещение и ставит вопрос о пределах Просвещения. Философы-просветители наполнены безграничной верой в разум, знание - беспредельно, познать возможно все. Знание помогает решать любые проблемы. Кант ставит это под вопрос.

Кант: Просвещение – выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором человек находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность человека пользоваться своим рассудком самостоятельно, без руководства со стороны кого-то другого. Леность и малодушие – причины, по которым люди остаются на всю жизнь несовершеннолетними.

Девиз Просвещения (по Канту): «Имей мужество». Имей мужество пользоваться собственным рассудком самостоятельно. Просвещение по Канту ограничено свободой человека. Знание ограничено нашим опытом.

 

Три свойства философии эпохи Просвещения:

1) Важность индивидуальной свободы - свобода как автономность.

2) Человек как цель наших действий (люди избавились от трансцендентных (божественных) целей; именно человек становится целью религии, целью морали).

3) Универсальность людей. Ценности Просвещения: побуждать к толерантности в соперничестве; развивать и сохранять свободный критический дух; отказываться от собственного эгоизма.

 

итоги: научная рациональность; защита правового государства и прав человека.

 

31. Основные понятия идеализма Гегеля.

Основные части философской системы Гегеля:

логика

философия природы

философия духа

принципы философия Гегеля:сущ абсолютная идея (мировой разум, мировой дух), которая предшествует человеку и природе. Религия понимает ее как Бога. Эта абсолютная идея желает познать себя. Для этого ей необходимо пройти путь самоотчуждения (выражение себя во внешних формах). Она находит различные формы своего воплощения: природу, человека, общество, религию, философию и др. Все это моменты воплощения духа. Дух не в чем не находит себе адекватного образа, пока не появляется гегелевская философия. Гегелевская философия постигает все моменты, как части развивающегося целого, поэтому Гегель считал свою философию зеркалом абсолютного духа и завершением философской традиции.

Природа человека, искусство, религия – моменты самоотчуждения абсолютной идеи, а собственной формой существования абсолютной идеи (духа) является движение логических понятий. Это движение диалектично, т.е. оно движется внутренними противоречиями и проходит три стадии: тезис - бытие в себе - логос. антитезис - бытие для другого - природа. синтез - бытие в себе и для себя - дух.

Три закона диалектики:

законединства и борьбы противоположностей (для каждой вещи есть противоположность, единство противоположностей создает противоречие, оно является источником развития).

законперехода количественных изменений в качественные (каждая вещь может быть описана как количественно, так и качественно).

закон отрицания отрицания (возврат к старому на новом этапе; развитие проходит в три стадии, мы возвращаемся к тезису, но на новом этапе).

 

Диалектика Господина и Раба.Господин и раб – образы человеческого самосознания, т.е. человек может иметь самосознания господина или раба. Индивид - в себе (раб) – определенное врожденное непроизведенное бытие. Индивид – для себя (господин) – свободное действие.

Человек всегда изменяется, проходит через кризисы. Двигаться вперед человека заставляют желания. Реализуя свои желания – человек свободен.

Господин становится господином тогда, когда он идет на смерть и не боится ее. Раб становится рабом, когда в смертельной схватке не может идти до конца (лишь бы не убили). Господин берет в плен раба и заставляет работать на себя. В ходе труда раб учится и совершенствует свои навыки и понимает, что господин уже не может без него обойтись.

Диалектический синтез раба и господина – это гражданин государства.

История – это прогресс духа к свободе. Этот прогресс, прежде всего, в освобождении от власти природы. Все действительное – разумно. Есть внутренняя логика развития истории. Гегель говорит не о реальности, а о действительности.

Вывод: ход мирового развития представляет собой историю человечества в ее конкретности и многообразии, а сущностью мирового развития (духа) является свобода. Но эта свобода не дана изначально, во-первых, ее нужно узнать, во-вторых, осуществить.

 

 

32. Метафизика воли Артура Шопенгауэра (Германия)

Воля - бушующий океан, образ нашей жизни. воля видна в порывах природы и человека.
Ступени объективизации воли: (как воля представляется в объектах)

1) природные физические/хим. силы

2) органический мир - жизненные силы, инстинкты

3) представления - знания, полученные по закону достотоного основания

4) непосредственная объективизация воли - в идеях и в музыке.

 

34. Экзистенциальная диалектика Серена Кьеркегора (Дания, 1813-1855)

Экзистенциальная диалектика (вопреки диалектике Гегеля) - как критика.
Экзестенция (существование) - бытие человека. Отношение чел себя к самому себе, основание в чем-то третьем - это внутреннее чел. т.е мы не просто проживаем жизнь, но и понимаем ее.

Истина - субъективность, непознаваема. Надо быть в истине. Религиозная вера не имеет обоснования, рационального изложения, развития. Прыжок в веру - в неизвестное и непознаваемое. Пропасть между Богом и чел. не дает понять Бога. Бог непознаваем.

Три этапа экзистенции:
1) эстетическая - то, что дано с рождения (происхождение, пол, возраст), благодаря чему чел.явл тем, что есть

переход дальше через отчаяние(не нравится то, что делал раньше)
2) этическая - зависит от чел, его выбор, труд; то, благодаря чему чел становится тем, что есть.

диктат закона, нельзя выделиться - переход дальше через отчаяние
3) религиозная - чел выделяется тем, что может наедине общаться с Богом как единичное существо.

 

33. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора.

 

 

34. Понятие «отчуждение» у Л.Фейербаха и К.Маркса

Фейербах: качества человека неизменны, поскольку даны ему природой.

Ф­ейербах показывает механизм возникновения идеалистических и религиозных взглядов. Эти взгляды возникают тогда, когда мышление обыкновенных людей абстрагируется от их носителей, возводится в степень и превращается в некий Абсолют. все основные определения божества – это определения человека, превращенные в самостоятельный субъект.

Люди творят образ Бога, не осознавая, что Бог создан человеком. Не Бог создал чел-ка, а чел-ек создал Бога.

 

Маркс:

1. Рабочий использует материалы, взятые у природы, и получает нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукт ему не принадлежат - они ему чужие. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве - средством жизни.

2. Процесс труда для рабочего принудителен. Только вне труда рабочий распоряжается собой - т.е. свободен. Таким образом, он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд - форма деятельности, специфическая для человека.

3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь - деятельный контакт с природой; у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.

4. Подневольный труд порождает отчуждённость между людьми.

 

36. Материалистическое понимание истории. К.Маркс.

Карл Маркс 1818-1883 - основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии. Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса - гегелевская философия.

"экономико-материальные факторы являются движущей силой исторического процесса" (исторический материализм). Маркс особо не занимался философией природы.

 

История - это формативный процесс, посредством которого человечество реализует себя. Изучая историю, мы знакомимся с человечеством и сами с собой. История является процессом формирования, в котором человек становится человеком. И диалектические законы, которые управляют этим историческим процессом, говорит Маркс, должны быть "материалистическими".

 

«Тезисы о Фейербахе»

В сжатой форме Маркс формулирует в работе кардинальные положения новой философии. Тезисы:

· характеристика общественной жизни как преимущественно практической;

· понимание того, что человек порожден своим собственным трудом, а по своей сущности представляет совокупность общественных отношений;

· анализ зависимости идеологических явлений (например, религии) от условий существования и развития общества.

 

Общество, а не Бог, является более высокой стадией развития отдельного человека. Маркс и Энгельс считали, что только историческое развитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ - сможет на самом деле улучшить мир.

 

36. Стиль и основные темы философии Ф.Ницше. Анализ произведения «Так говорил Заратустра», фрагменты Предисловие, «О трех превращениях», «О дарящей добродетели», «Семь печатей».

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста. Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы. Новое понимание бытия. Философ-изобретатель.

 

Основные темы философии Ницше:

- Стремление к власти, стремление обладать.

- Тема Сверхчеловека.

- Нигилизм

- Переоценка всех ценностей

- Вечное возвращение того же самого.

Иногда Ницше говорил о своей философии как о «нигилизме» являющемся центральным понятием его философии. Нигилизм - негативность и пустота, уничтожение ценностей, невозможность точно ответить, что есть добро и зло. Мир лишен ценности, т.е. чего-либо, чем бы имело смысл обладать на 100%. Нигилизм как диагноз, возникший из направления европейской культуры в Ничто.

 

«О трех превращениях».

Заратустра: три стадии или метаморфозы человеческого духа, ипостаси духовного развития человека.

1. стадия верблюда (покладистость), нагруженного всевозможными «ты должен». состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека.

2. стадия льва (разрушение) характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для «новых ценностей». начинается эволюция человека в сверхчеловека. ступень исчерпывается одним отрицанием, несет разрушительный характер.

3. стадия ребенка (творчество) в процессе реализации сверхчеловека – это момент положительный, период творчества.

 

«О дарящей добродетели».

- высшая добродетель, вполне бескорыстное, чуждое расчету стремление отдавать свое внутреннее богатство всякому, нуждающемуся в нем. возникает как естественный результат процесса «самопреодоления» человека во имя идеал полноты творческих сил души. Властолюбие для Ницше - это субъективная сторона дарящей добродетели.

Развитие не имеет смысла. Регресс. Но возможно становление нового человека. использует аллегорический образ - бесконечная дорога, лежащая позади нас, и ворота перед нами с надписью "мгновение". Человек их переступает и снова видит перед собой ворота, а позади бесконечная дорога.

Знание - власть. Суть - обладать объектом, а не познать. Наука - удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой.

Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Бог умер, - говорит Заратустра: И это мы его умертвили. Ницше считал, что религию нужно упразднит. Должен появиться новый тип людей. Принцип: всё разрешается проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли - они должны выжить.

Вся культура построена на страхе и жестокости. - но есть положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т.п , за стремление людей к искусству.

Политика - власть вне морали.

 

37. Формирование и развитие русской философской культуры 11-20 вв. Специфика русской философской мысли.

Русская философия - собирательное название философских концепций русских мыслителей, 10 в.

факторы влияния при формировании:

православная религия

острота социального вопроса в стране

Характерные черты:

1. антропоцентризм - тама чел, его судьбы, призвания и предназначения

2. нравственый акцент

3. соц. проблематика - связана с конкеретной полит. ситуацией в стране

4. идея патриотизма - тема Родины и ее места и предназначения в мировом сообществе

5. синтез философского и литературно-художественного

6. религиозный характер - осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой философии, ее космическом призвании.

Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности и гуманизма.

 

Этапы развития:

1. Фил. средневековой Руси, 10-17 в - принятие христианства, татаро-мангольское иго, создание центр.Московского гос-ва, развитие письменности. Религиозная и литературно-художественная форма.

Киевский митрополит Иллариона. «Слово о законе и благодати» - природа человека, его нестойкость и греховность. Для спасения человека требуется его обращение к Богу. Свободная воля порождает не только добро, но и зло, человек нуждается в наставлениях религии и церкви.

+ митрополит Климент Смолятич, епископ г.Турова Кирилл - метод притчи.

Натурфилософские учения. 11-14в.в.

Исихазм (13-14в.) - мистическое направление в православии, особая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления (безмолвная молитва). Созерцание непознаваемого Бога посредством божественных энергий. Практика ума - духовное перемещение ума в сердце.

Основоположники: Византия, преподобный Григорий Синаит и св. Григорий Палама, "Триада в защиту священнобезмолвствующих".

Максим Грек (ок.1470-1556), считается самым крупным мыслителем XVI в. мысль о высоком предназначении человека.

Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев.

 

2. Эпоха Просвещения, светский тип фил. 18 в- секуляризация, «обмирщение» культуры в целом. зарождение университетской философии в университете при Петербургской Академии наук (1724) и Московском университете (1755).

Ю.М. Ломоносов - традиции естественнонаучного реализма. Сформулировал закон сохранения вещества и движения. Движение – внутренняя активность вещества, оно вечно. Величие чел. разума.

Радищев,«Путешествие из Петербурга в Москву» - идея народной революции. Лучшая форма правления – республика. Чаадаев.

 

3. Классическая рус. фил - необходимость сисетматизации ранних фил. идей; влияние зап. фил. культуры; подъем нац. самосознания победа 1812.



2016-01-02 695 Обсуждений (0)
Основной вопрос: о человеке, велик ли он или ничтожен. В эпоху Возрождения происходит синтез античности и христианских идей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основной вопрос: о человеке, велик ли он или ничтожен. В эпоху Возрождения происходит синтез античности и христианских идей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)