Музыкальные сенсорные способности как основа музыкально-эстетического развития дошкольников
Основными носителями содержания музыки являются звуковысотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключается в узнавании, сопоставлении движущихся звуков ( различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении. Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которое различают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки Это выражают следующие характеристики: · Различие свойств музыкальных звуков; · Различие их выразительных соотношений; · Качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту; · Выделение из комплекса других звуков; · Различие из выразительного звучания; · Воспроизведение с одновременными слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; · Комбинирование звуковых сочетаний; · Сопоставление с принятыми эталонами.
В соответствии с этими музыкально-сенсорное воспитание предполагает (Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова и др.): · Формирование слухового внимания детей; · Концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях; · Умения улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов. Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешное осуществляется ,по мнению ученых, при специальной организации процесса воспитания и обучения – в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. Поэтому музыкальной деятельности, как и в любой другой, чувственный, т.е. обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значимость музыкально- сенсорного развития, в процессе которого происходит: · Целостное развитие органов чувств ребенка; · Формирование сенсорных процессов; · Побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям т.е. развитию личности ребенка.
Возрастные особенности проявления музыкальности у дошкольников 5-6 лет.
Для того чтобы обеспечить благоприятные условия для развития музыкальных способностей, необходимо знать особенности и признаки их проявления. Для музыкальных способностей характерно очень раннее проявления ( до 2 лет).
5 год жизни ребенка : определяют настроение музыки, узнают знакомые песни, мелодии, улавливают ритмический рисунок, пытаются выразительно передавать в движении игровые образы; согласовывают свое пение с другими детьми; укрепляются голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые представления.
6 год жизни ребенка: появление устойчивый интерес к музыке, расширяются высоту, силу, тембр звуков: понимают поставленную перед ними задачу и самостоятельную выполняют указания; восприятие приобретает целенаправленный характер может одновременно обращать внимание на характер музыки, форму и некоторые средства выразительности; проявляют элементы творчества в пении; выразительно передают музыкальные образы; анализируют, делают обобщения и простейшие умозаключения; свои замыслы выражают в словесной форме; планируют свои игровые действия.
Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет.
Физическое развитие.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Психическое развитие Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я- реальном и Я- идеальном разделяются более четко. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации и общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, положительно влияющим на его успешность среди сверстников. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме общения, развивается умение планировать свои действия, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальность (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление), моральные (чувство гордости, стыд, дружба), эстетические (чувство прекрасного, чувство героического). На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получать одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черт способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверие взрослого, а часто, и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Социальное развитие Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
Музыкальное развитие. У ребенка 5-6 лет уже накоплен музыкальный опыт, растет самостоятельность, поэтому он становится активным участником танцевальной , певческой инструментальной деятельности. Важно научить его пользоваться имеющимся у него средствами ( голосом, движениями, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Поэтому в среднем возрасте особо значимо обучение детей технике пения, танца, музицирования. Важен подбор способов, форму, методов, репертуара, чтобы сохранить у ребенка интерес к музыке как средству самовыражения.
В старшем возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети могут устанавливать связи с литературой, живописью, театром. Особенности психических процессом старшего дошкольника позволяют формировать его художественный вкус, музыкальную эрудицию. Он не только чувствует , но и познает музыку, ее жанры, формы, композиторские интонации. Естественной базой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем дошкольном возрасте опыт общения с музыкой. Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем – слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3523)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |