Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЕС.Экономическое сотрудничество ЕС и Китая



2016-01-05 508 Обсуждений (0)
ЕС.Экономическое сотрудничество ЕС и Китая 0.00 из 5.00 0 оценок




В последние десять лет Китай стал одним из важнейших экономических партнеров Европы. Двусторонние торговые потоки в 2011 году составили 430 миллиардов евро. Это в четыре раза больше, чем десять лет назад. Но растет не только экспорт товаров из Европы в Китай. Физическое присутствие европейских фирм в Китае также расширяется. Объем прямых инвестиций европейских фирм в Китай в 2011 году превысил 100 миллиардов евро.

Ранее было принято считать, что инвестиционные потоки из Китая в Европу являются незначительными по сравнению с европейскими инвестициями в активы на территории КНР. Сейчас очевидно, что это суждение можно оставить в прошлом. Направление инвестиционных потоков меняются. Инвестиции из Китая быстро растут. Это выводит экономические отношения ЕС и Китая на новый уровень.

Для начала необходимо отметить, что Китай увеличил объемы покупки европейских ценных бумаг. В последние годы Китай стремится диверсифицировать свои валютные резервы, чтобы снизить риски курсовых колебаний. Китайские государственные учреждения, управляющие резервными активами, целенаправленно увеличивают долю евро и иены в национальных резервах, а долю доллара США сокращают. Большая часть резервов инвестируется в высоколиквидные активы. В качестве высоколиквидных активов, номинированных в евро, рассматриваются обыкновенные акции крупных европейских компаний и облигации государственного долга европейских правительств.

Второй определяющей тенденцией в экономических отношениях ЕС и Китая является структурное увеличение ввоза ПИИ китайскими фирмами в Европейский Союз.

 

Нужно сделать небольшое отступление от темы. К сожалению, существуют сложности с получением оценок объемов китайских инвестиций. Официальная статистика либо не доступна из-за использования оффшорных финансовых центров или имеет огромный временной лаг. Тем не менее, существуют альтернативные источники данных, которые позволяют оценить некоторые характеристики инвестиционных потоков. Мы будем использовать данные компании Rhodium Group.

Возвращаемся к теме ввоза ПИИ китайскими фирмами в ЕС. По оценкам Rhodium Group, годовой Китайский вывоз ПИИ в Европу в 2004 году составил менее 1 миллиарда евро. В 2009 и 2010 годах этот показатель увеличился до 1,9 и 2,7 миллиарда евро соответственно (рис. 1). Казалось бы значительный рост (на 50-100% в год). Но он был многократно превышен в 2011-2012 годах. Потоки китайских инвестиций в 2011 году выросли в три раза до 7,6 миллиарда евро. В 2012 году китайские фирмы инвестировали в 27 стран Европейского союза еще 7,8 миллиарда евро. По указанным выше причинам этот всплеск не отражен в официальной статистике. Но сложно не заметить крупномасштабные приобретения, сделанные китайскими компаниями в сфере коммунальных услуг (Energias de Portugal), в секторе потребительских товаров (Weetabix), в области поставок промышленного оборудования (Putzmeister) и в инфраструктуре (Heathrow Airport).

Рисунок 4.1 Динамика китайских инвестиций в ЕС-27

 

Как ни странно этот подъем китайских инвестиций определяется главным образом коммерческими, а не политическими мотивами. Экономическая политика Китая, а вместе с ней типовые модели и схемы инвестиций со временем меняются. Растет число китайских фирм, для которых продолжение роста и процветания становится неумолимо связано с инвестициями в развитые страны. Инвестиции в Европу помогают фирмам завоевывать новые рынки, позволяют осваивать новые продукты, продвигают собственный продукт этих фирм вверх по цепочке добавленной стоимости. Улучшая свою конкурентоспособность на внутреннем рынке, китайские фирмы получают европейский опыт и европейские рынки.

Если попробовать заглянуть вперед на несколько лет, то можно без большого риска ошибки предположить, что продолжающиеся структурные изменения в Китае будут дополнительно стимулировать бурный рост и без того растущих ПИИ. Есть оценки, согласно которым совокупный глобальный объем ПИИ Китая может вырасти еще на 750 миллиардов к 2020 году и составит 1,5 триллиона евро. Свою долю в этих инвестициях получат не только развивающиеся страны, но и развитые экономики.

С учетом падения глобального притока ПИИ в Европу в последние годы европейские страны испытывают настоятельную потребность в инвестициях. Появление такого инвестора, как Китай, является прекрасной возможностью для поддержания роста европейской экономики. Китайские инвестиции могут помочь в создании рабочих мест, повышении конкуренции и улучшении благосостояния потребителей.

Указанный выше оптимистический сценарий возможен при сохранении популярности традиционных западных потребительских моделей, предполагающих либеральный подход к решению экономических проблем, в том числе к регулированию иностранных инвестиций. Но надо учитывать, что потребительские модели сейчас постепенно теряют популярность, в Европе растет интерес к государственному капитализму и к национализму.

С одной стороны Европа не хочет рисковать с трудом заработанной репутацией. Протекционистская риторика и введение барьеров на пути притока капитала из Китая обязательно повредит имиджу Европы, как региона со свободной рыночной экономикой. С другой стороны рост инвестиций из КНР уже производит беспокойство в Европе. Примером, демонстрирующим возникающие в Европе настроения, являются события, связанные с попыткой поглощения в 2010 году китайской компанией Тяньцзинь Xinmao европейского флагмана рынка оптоволокна голландской компании Draka. Сумма сделки оценивалась в 1,3 миллиарда долларов и была заблокирована правительством Нидерландов.

Журналисты The Wall Street Journal утверждают, что юристы Еврокомиссии изучают возможность создания общеевропейского института, уполномоченного блокировать иностранные инвестиции в стратегически значимые отрасли экономики. Предполагается, что подобная мера направлена в первую очередь на защиту от экспансии китайских компаний.

В США уже есть аналогичный институт - комитет по иностранным инвестициям. Он призван защищать особо значимые со стратегической точки зрения отрасли американской экономики от чрезмерного наплыва иностранных инвесторов. На данный момент большинство решений этого ведомства принимается в отношении бизнесменов из Китая.

Скорее всего, европейский регулятор также сфокусирует свою работу на капитале китайского происхождения. Объем прямых инвестиций в экономику ЕС из Китая начинает приобретать угрожающие масштабы.

Чиновники ЕС отдельно подчеркивают, что предложение по созданию органа для надзора за иностранными инвестициями направлено не на усиление протекционизма, а является необходимым аспектом успешного функционирования всей европейской экономики. Экономика ЕС считается самой открытой на планете и в ЕС полагают, что это очень хорошо. Однако европейские чиновники также полагают, что открытость не может быть наивной и должна основываться на взаимной выгоде.

Проект создания надзорного органа еще не реализован. С уверенностью можно утверждать, что основной задачей такого ведомства станет не блокирование инвестиций, а надзор за ними.

Сейчас очевидно, что европейцы будут продолжать принимать иностранные инвестиции. Но надзор за инвестициями все же будет осуществляться. Выполнять эту функцию будут страны-реципиенты. Для защиты экономических интересов ЕС страна, в которую направляются иностранные инвестиции, должна обеспечить введение законодательных актов, позволяющих сохранить свободную конкуренцию, гарантировать выполнение трудового законодательства и требований прозрачности. Такой фрагментарный подход не решает проблемы, но позволит добиться цели, например через симметричный инвестиционный договор с Китаем, который улучшает доступ для европейских фирм на китайский рынок.

Таким образом, появление Китая в качестве глобального инвестора должно стимулировать и обратные инвестиции в Китай из Европейского Союза. Очевидно, что, двигаясь в этом направлении, через некоторое время мы придем к необходимости новых международных норм в области регулирования инвестиций. Никогда прежде в истории интересы Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Китая - трех крупнейших экономических центров на планете не были так тесно связаны. Сейчас необходимость взаимовыгодной глобализации инвестиционной среды очевидна как никогда.

 

Африка

 

Существуют различные оценки значения инвестиций Китая в страны африканского континента. С одной стороны, можно услышать похвалы Китаю за заполнение финансовых и технологических дыр в Африке, которые западные компании не в состоянии закрыть из-за финансового кризиса, начавшегося в 2008 году. Но есть и другие мнения, которые содержат долю скептицизма в отношении мотивации китайских инвесторов и их влияния на экономику африканских стран. Некоторые эксперты даже склонны обвинять Китай во второй колонизации Африки. Только на этот раз не в военно-политической колонизации, а в экономической.

 

На первый взгляд, имеющиеся статистические данные не говорят о сильном инвестиционном потоке из Китая. Официальные данные по зарубежным инвестициям, публикуемые Министерства финансов Китая (MOF), показывают, что доля направляемых в Африку инвестиций не велика - всего 2,2 % от общего объема или только 1,7 миллиарда долларов. Так почему же инвестиции Китая привлекают так много внимания?

 

Большинство экспертов не склонно верить официальным данным. Есть и другие данные, согласно которым динамика роста китайских ПИИ в Африку значительно выше. Еще 15 лет назад, движение капитала из Китая в Африку почти не прослеживалось. Согласно альтернативным источникам, инвестиции выросли с 56 миллионов долларов в 1996 до 1,5 миллиардов долларов к 2005 году, а к 2011 году выросли еще в 10 раз до почти 15 миллиардов долларов. Особенно сильно выделяется эта динамика на фоне резкого оттока мировых ПИИ из Африки после финансового кризиса 2008 года. При этом темпы роста китайских инвестиций неуклонно растут.

 

Еще одной важной причиной, по которой китайские инвестиции в страны Африки привлекают внимание экспертов, является неопределенная структура инвестированного потока. Критики инвестиционной политики Китая, в основном западные, считают, что инвестиции в Африку являются в основном государственными.

 

Так же значительный интерес вызывает распределение инвестиций по отраслям. Считается, что Китай концентрирует свои инвестиции в нефтяной, газовой и горнодобывающей отраслях. Это не выглядит удивительным, если принять в расчет, что Китаю нужно удовлетворить постоянно растущий спрос на сырьевые ресурсы из-за огромных масштабов внутреннего производства.

 

Правительства африканских стран не ставят барьеров для инвестиций из Китая, как в некоторых случаях делают правительства европейских стран, и особенно США. Чтобы создать предпосылки для экономического роста, страны Африки с радостью принимают любой объем инвестирования. Это позволяет Китаю удовлетворять свои амбиции, связанные с расширением геополитического влияния.

 

Необходимо отметить, что инвестиционную политику Китая в Африке часто критикуют за отсутствие прозрачности, а также за использование собственной, импортируемой из Китая, рабочей силы. Такая политика лишает экономику принимающих стран крайне необходимого им увеличения занятости.

 

До недавнего времени не существовало достоверной статики китайских ПИИ в Африке. Данные были либо не доступны международным экспертам или не были полными, носили отрывочный характер. Для исправления ситуации весной 2012 года Всемирный банк проведел исследование структуры ПИИ. Целью работы была оценка масштабов воздействия китайской инвестиций на экономическое и политическое положение стран Африки.

 

Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе производился сбор и обобщение данных, полученных из китайских официальных источников. На втором этапе собирались и анализировались официальные данные африканских стран. На последнем этапе собраны данные государственных и частных компаний, участвующих в инвестиционном процессе, причем как источников инвестиций, так и их реципиентов.

 

Благодаря этим усилиям собраны уникальные данные. На основе этих данных можно сделать выводы, позволяющие понять такое важное, но все еще в значительной степени неизведанное явление, как китайские инвестиции в африканские страны.

 

Первый этап исследования Всемирного банка проводился совместно с Министерством коммерции Китая (MOC - www.mofcom.gov.cn), основного официального источника данных о внешней торговле Китая. Кроме того были использованы данные других официальных источников, в том числе данные Совета Китая по содействию развитию международной торговле (CCPIT), данные некоторых китайских региональных отделов внешней торговли и инвестиций. Использованы также данные ряда китайских бизнес-ассоциаций.

 

Полученные данные были обобщены для удобства исследования структуры инвестиций. Ниже указаны основные результаты, которые были получены на основе статистических данных первого этапа.

 

1. В Африке на данный момент осуществляются 1586 китайских инвестиционных проектов из них 923 – частные (что составляет 55 % от общего объема китайских инвестиционных проектов в Африке, соответственно доля государственных проектов составляет 45 %).

 

Рисунок 3.1 Структура частных и государственных ПИИ из Китая в Африку

 

2. Имеет место значительная разница в распределении инвестиций по отраслям экономики для частных и государственных проектов. Первые в подавляющем большинстве сконцентрированы в производстве и сфере услуг, вторые - в строительстве и горнодобывающей промышленности.

 

Рисунок 3.2 Распределение инвестиций по отраслям

 

На диаграммах распределения инвестиций по отраслям наглядно видно, что преобладание долей частных инвестиций в обрабатывающей промышленности и в секторе услуг (36% и 22%). В противоположность этому, правительственные проекты сконцентрированы в строительстве и в горной промышленности (35% и 25%). Важно также отметить, небольшую долю государственных ПИИ в производстве (всего 6 %), а также неожиданно маленькую долю частного сектора в строительстве (всего 5 %).

 

3. Некоторые страны Африки являются более привлекательными для инвестиций из Китая. В первую пятерку стран-получателей попали Нигерия, Южная Африка, Замбия, Эфиопия и Гана. Суммарная доля этих стран составляют 40% от общего объема проектов на африканском континенте. Во второй пятерке стран находятся Танзания, Конго (Киншаса), Ангола, Судан и Кения. При этом первая десятка стран представляет собой почти две трети от общего объема инвестиций.

 

Второй этап исследования Всемирного банка проводился на основе официальных статистических данных африканских стран. На этом этапе также есть несколько важных результатов, которые перечислены ниже.

 

1. В подавляющем большинстве стран-реципиентов статистика отличалась от данных первого этапа. Количество китайских инвестиционных проектов оказалось в несколько раз выше, чем указанно в данных MOC. Это подтвердило опасения на счет полноты данных, получаемых из китайских источников.

Рисунок 3.4: Сравнение данных о количестве инвестиционных проектов

 

Статистические данные принимающих стран показывают большую концентрацию китайских проектов в трудоемких отраслях обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Горная и другие добывающие отрасли составляют лишь 10% от общего числа. Инфраструктурные проекты привлекают инвестиции еще хуже, их доля - 6%.

 

2. Важно обратить внимание на то, что согласно статистическим данным второго этапа китайские инвестиции играют главную роль в экономике стран-реципиентов. В Эфиопии, Нигерии и Замбии, к примеру, китайские инвесторы выдвигаются на лидирующие позиции по объему прямых иностранных инвестиций.

 

Как уже отмечено в Нигерии китайские инвестиции растут очень быстрыми темпами. Сейчас уже нет сомнений, что ближайшие несколько лет они выйдут на первое место среди инвестиций из других стран. В период с 2000 года по 2008 год доля китайских инвестиций составляла лишь около 2% от общего объема. В 2009 и 2010 годах доля Китая увеличилась до 5%. А в 2012 году произошел резкий скачок до 24%.

 

3. Как правило, китайские инвестиции в страны Африки полностью контролируются китайским капиталом. Инвестиционные активы на 100% контролируются китайскими компаниями. Отчасти это происходит потому, что эти активы являются относительно небольшими по размеру. Такие инвестиции могут быть успешно выполнены одной компанией. Лишь небольшой процент инвестиций производится в форме совместных созданных предприятий с участием местных партнеров или партнеров из других стран.

Рисунок 3.5 Национальная принадлежность капитала компаний-инвесторов

 

 

4. Китайские инвестиции, как правило, воспринимается как позитивные с точки зрения последствий для экономики большинства принимающих стран.

 

Был проведен опрос правительств основных стран-реципиентов с целью получить оценку влияния китайских инвестиций. Общее воздействие оценивается положительно. Правительства всех стран обозначили создание рабочих мест, как главный положительный момент китайских инвестиций. В вопросе о влиянии китайских инвестиций на местную индустриализацию мнения расходятся. При этом ни в одну из стран не было передачи китайских технологий, что оценивается всеми правительствами отрицательно.

 

Таблица 3.1 Данные опроса о влиянии китайских инвестиций

 

Третий этап исследования Всемирного банка основан на данных опроса компаний. Далее перечислены основные результаты третьего этапа.

 

1. Ведущим фактором при привлечении инвестиций в африканские страны для частных китайских производственных предприятий является возможность производства больших объемов продукции. Причем в таких случаях при производстве не требуются сложные технологии, достаточно решений уже отработанных на территории Китая. Производится продукция с небольшой добавленной стоимостью.

 

Население Нигерии - 170 миллионов человек. Китайская фирма создает предприятие по производству пластиковой обуви. Все нигерийцы, от богатых до бедных, носят эти пластиковые шлепанцы. Китайская фирма приобретает дополнительный рынок в 170 миллионов пар.

 

2. В некоторых случаях для производств, расположенных на территории африканских стран, действуют квоты и другие торговые преференции при поставке готовой продукции на американский и европейские рынки.

 

3. Часто важным фактором при принятии инвестиционных решений является низкая себестоимость производства. Особенно это относится к стоимости рабочей силы. Дешевая рабочая сила в странах Африки зачастую становится определяющим фактором для китайских фирм-производителей.

 

Появление такого фактора следовало ожидать. Производство в самом Китае с каждым годом все дороже из-за роста уровня жизни населения и увеличения оплаты труда работников. Заработные платы в Китае выросли в 3 раза от уровня 1980-х и 1990-х годов.

 

Для некоторых китайских компаний перенос производства в другие развивающиеся страны стал необходим для выживания на рынке. Африка, с ее дешевой рабочей силой, а также недорогой землей, стала отличным решением проблемы снижающейся рентабельности компаний из Китая.

 

4. Важным фактором привлечения китайских инвестиций является наличие свободных природных ресурсов. Особенно сильно этот фактор проявляется при инвестициях в сельское хозяйство. Население Китая огромно, каждый пятый человек на земле живет в Китае. При этом площадь самого Китая явно не пропорциональна количеству его населения. Надо также учитывать, что большая часть территории Китая не пригодна для сельского хозяйства. В то же время в странах Африки есть значительные пригодные для сельского хозяйства земельные ресурсы. Причем эти ресурсы можно легко использовать. Указанные факторы повышают привлекательность китайских инвестиций в сельскохозяйственные проекты на территории африканских стран.

Полученные результаты исследования Всемирного банка позволяют определить некоторые важные тенденции в области китайских инвестиций. Китай в целом, и его частный сектор, в частности, по-прежнему являются относительно новыми игроками в области ПИИ, как в Африке, так и во всем мире. Учитывая ограниченное время и масштабы опыта в этой области, общее воздействие китайских ПИИ в Африке еще ​​до конца не ясно. На данном этапе оно не может быть окончательно оценено как положительное или отрицательное.

Тем не менее, исследование Всемирного банка дает убедительные доказательства того, что частные китайские инвестиции в Африке набирают обороты.

Само по себе это явление поднимает много вопросов: Будут ли китайские инвестиции благословением или проклятием для Африки? Будет ли это способствовать индустриализации Африки или это убьет местные отрасли? Будут ли китайские предприниматели предоставлять рабочие места для местных жителей? Какое влияние будут иметь эти инвестиции на бизнес-среду, будут поощрять конкуренцию или поддерживать местную коррупцию? Наконец, какое влияние окажет это на Китай?

Ответы на эти вопросы имеют важное значение для африканских государств, а также для политики Китая. Последствия китайских инвестиций для принимающих стран таковы, что рост роли Китая предоставляет прекрасную возможность африканским странам перейти на индустриальный уровень. Эта возможность может быть особенно полезна тем странам, которые стремятся модернизировать свою экономику. Индустриализация - долгий процесс, включающий в себя много этапов. Сейчас китайские фирмы обладают необходимыми ресурсами и заинтересованы в том, чтобы сделать первый шаг в этом процессе.

Австралия

 

Австралия в 2013 году теряет корону мирового лидера по приему китайского капитала, уступив место США. В 2012 году Австралия и США были примерно на равном уровне - по 12 % всего экспорта капитала из Китая. В 2013 году процент США вырос до 17 % в то время как Австралия всего 8 %.

Вливание капитала в США увеличилось почти на 60 процентов в 2013 году из-за очень большой сделки (покупка Smithfield за $7млрд.).

Китайские инвестиции в Австралии снизились на 10 процентов в течение 2013 года, и это на фоне общего увеличения китайских инвестиций.

Исходя из исследований университета Сиднея, общий объем китайских ПИИ в Австралии в 2013 году составил $9,115 млрд. от $10,105 млрд. в 2012 году, отражая нисходящий инвестиционный тренд в горнодобывающей и газовой отраслях.

В 2013 было заключено 40 инвестиционных сделок, самые крупные : приобретение China State Grid в 19,9 процентов SP AusNet и 60 процентов от Jemena. China State Grid является крупнейшей в мире электросетевой компанией. Это их вторая крупная инвестиция в Австралию( ранее была приобретен контрольный пакет акций ElectraNet в 2012 году).Второй крупной сделкой в 2013 году является покупка в $1,930 млрд. компанией CNOOC BG Queensland Curtis LNG.С 2006 года по декабрь 2013 года было заключено в общей сложности 182 сделки (это $58,825 млрд.)

Рисунок 4.1.:Динамика инвестиционного потока в Австралию

 

 

Структура ПИИ

Впервые за все время в 2013 году китайские инвестиции в Австралии не были сосредоточены в горнодобывающем секторе. В прошлом году отрасль энергопередачи (40 %), после горная добыча (24 %), газ

(21 %), коммерческая недвижимость (14 %) и агропромышленность (1 %).

Рисунок 4.2 Структура инвестиций по отраслям

 

Газ и горнодобывающая промышленность всегда были лидирующими отраслями по импорту китайских инвестиций. Китайская экономика нуждается в ресурсах, которые ей может предоставить и предоставляет Австралия . За весь период начала потока инвестиций из Китая(2006-2013) 75% общего объема пришлось на эти две отрасли, и не собирается уменьшаться, ведь потребности Китайской промышленности не становятся меньше, скорее наоборот.

В недвижимости китайцы на протяжении многих лет продолжают составлять доминирующий процент: сотни тысяч китайских студентов и миллионы туристов из Китая посещают каждый год Австралию, что обуславливает интерес китайских инвесторов к недвижимости в Австралии.

Для Австралии Китай-главный рынок сбыта продуктов сельскохозяйственной промышленности, однако как видно, Китай заинтересован в импорте продукции, но не заинтересован в обладании производством.

Рисунок 4.3 Структура по размеру сделок

 

Таблица 4.1 Структура по источникам инвестиций

Пока по объему государственные инвестиции сильно превосходят (84 %), благодаря действиям State Grid and CNOOC. И это не удивительно, ведь Автстралия в отличае от многих других стран не ставит барьеров на пути китайских инвесторов,более того приветствует их. Так же стоит отметить,что по числу самих сделок, лидирует частный сектор(62%), что отражает усиление позиций малого и среднего частного бизнеса в Китае.

Итог:

2013 оправдал ожидания и стал очень значимым для Австралийско-Китайских отношений. Австралия значительно увеличила число и объем принятых инвестиций, что не удивительно в русле ее политики благоприятствования.

Однако, смотря на резкий спад в 2012 и не менее резкий взлет в 2013, можно сказать, что инвестиционный поток определенно не постоянен. Австралия хочет и в дальнейшем привлекать китайских инвесторов, что в условиях конкурентного рынка вынуждает ее создавать все больше и больше благоприятных условий для китайских партнеров.

2014 как для Китая, так и для Австралии, становится годом перемен и нового взгляда на политику инвестирования. Новое правительство под управлением премьер-министра Тони Эбота направлено в сторону измнения позиции Австралии на большую открытость, конкурентность, инновационность и мобильность, чтобы способствовать лучшему оперированию инветстициями между странами.

Новый же курс Китая на упрощение процедур утверждения инвестиций дает основание ожидать новый бум инвнстиций в ближайшие годы.

 

 

Заключение

Мотивы китайских прямых зарубежных инвестиций

Анализируя внешнеэкономическую деятельность китайских компаний можно обнаружить несколько основных мотивов, лежащих в основе инвестиций. Мотивация внешней экспансии китайского бизнеса выходит за рамки «классической» теории, основанной на практике западных транснациональных корпораций. В ряде случаев мотивация китайских инвестиций отличаются и от мотивации компаний из других развивающихся стран, выделяясь своей «зрелостью».

Западные транснациональные корпорации (транснациональные корпорации первой волны «первой волны») при выходе на внешние рынки полагались на конкурентные преимущества, в первую очередь на технологические преимущества, полученные в результате развития национального рынка в собственной стране. Более поздняя интернационализация компаний из развивающихся стран основывается на желании компенсировать имеющиеся у таких компаний слабости. Выход компаний из развивающихся стран на внешний рынок также может быть обусловлен поиском рынков с более благоприятными институциональными условиями для деятельности бизнеса. Иными словами, для компаний из развивающихся стран ПИИ - трамплин для приобретения стратегических ресурсов с целью сокращения разрыва с технологическими лидерами и усиления своих позиций в глобальной конкуренции.

В отличие от компаний из других быстрорастущих экономик китайские фирмы присутствуют в большем диапазоне отраслей и в ряде случаев руководствуются мотивацией, характерной не для развивающихся рынков, а для транснациональных корпораций из развитых стран. Мотивы и цели китайских ПИИ являются различными для отраслей с различной степенью наукоемкости. Кроме того, мотивация китайских компаний в целом быстро меняется, реагируя на изменения условий предпринимательства в самом Китае, на трансформации модели его экономического роста.

Рассмотрим основные мотивы китайских ПИИ.

Поиск рынков. Данный тип ПИИ предполагает расширение компанией масштабов производства и продаж на зарубежных рынках. Необходимость поиска зарубежных рынков вызвана усилением конкуренции на внутреннем рынке, что приводит также к появлению избыточных мощностей. Такой мотив является ведущим для многих китайских компаний, в частности Haier, Hisense, TCL и др.

Либерализация китайской экономики после присоединения к ВТО также привела к усилению конкуренции и насыщению внутреннего рынка. Это вынудило китайские фирмы искать возможности для роста за рубежом. Особенно интенсивной является конкуренция в машиностроении и производстве бытовой электроники.

В ряде случаев инвестиции в производственные мощности на территории других государств позволяет китайским компаниям обходить торговые барьеры. Например, компания Haier построила заводы в США. Эти инвестиции позволили компании Haier решить ряд задач, в том числе избежать применения количественных и антидемпинговых ограничений, предусмотренных американским законодательством.

В отдельных случаях китайские компании организуют производство продукции (чаще всего текстильной) на территории наименее развитых стран (НРС). К таким странам относятся некоторые государства Тропической Африки и Юго-Восточный Азии. Целью этих инвестиций является последующий экспорт произведенных товаров на рынки США и ЕС. По имеющимся соглашениям продукция, происходящая из НРС, не облагается в развитых странах импортными пошлинами и не подлежит квотированию.

Доступ к природным ресурсам. Второй основной мотив китайских ПИИ - получение доступа к недоступным в Китае природным ресурсам, либо к природным ресурсам, разработка которых на территории Китая менее эффективна, чем в других странах.

Китай неплохо обеспечен природными ресурсами. Но в расчете на душу населения запасы Китая незначительны. Особенно это касается нефти, меди и железной руды.Китайские власти опасаются, что нехватка запасов природных ресурсов может в будущем сдерживать экономический рост и привести к росту производственных издержек.

Следствием указанных выше опасений является то, что приобретение зарубежных активов, связанных с разработкой природных ресурсов, определено в качестве ключевой задачи интернационализации инвестиций. Китайским компаниям, инвестирующим в сферу зарубежной ресурсодобычи, оказывается поддержка на государственном уровне. Кроме того, большая часть такого типа инвестиций осуществляется государственными компаниями, такими как Sinopec, Petrochina, CNPC, CNOOC.

Покупка стратегических активов. Третий мотив инвестирования является ведущим при инвестировании китайскими фирмами в экономику развитых стран. Целью таких инвестиций является приобретение передовых технологий, известных торговых марок, предпринимательских и управленческих навыков, маркетингового опыта.

Китайским компаниям для обретения более устойчивых позиций в мировой конкуренции зачастую не хватает маркетингового опыта, собственных известных брендов, каналов сбыта своей продукции и, прежде всего, современных технологий. Поддержка китайских компаний в их стремлении получить доступ к запатентованным зарубежным технологиям возведена в Китае в статус государственной политики и стала важнейшим приоритетом стратегии интернационализации. Приобретение стратегических активов для усиления своих конкурентных позиций используют многие китайские компании, в частности Lenovo и TCL.

Поиск эффективности. Четвертый вид мотивации встречается пока редко. Данная мотивация предполагает размещение определенных производственных стадий или отдельных операций в странах с более низкими издержками. Причиной появления такого подхода стало быстрое повышение оплаты труда в самом Китае. Так как тренд на расширение покупательской способности на внутреннем рынке Китая будет продолжаться, то и инвестиции в производство на территории стран с дешевой рабочей силой будут расширяться.

Примеры использования данного подхода китайскими компаниями уже существуют. Например, организация производства велосипедов в Гане, электронной продукции на территории Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии.

На основании классификации китайских ПИИ и приведенных выше примеров можно сделать несколько выводов.

Вывод №1. Важным фактором роста китайских ПИИ является мощная государственная поддержка. В особенности это касается проектов, направленных на получение доступа к природным ресурсам и современным технологиям.

Государственная поддержка ПИИ не является исключительно китайской спецификой. Она оказывается компаниям и в других странах, например в Индии и Бразилии. Но с точки зрения комплексности и масштабности государственная поддержка ПИИ в Китае не имеет аналогов в мире.

Вывод №2. Интернационализация китайского бизнеса происходит под воздействием многих факторов, как внешних, так и внутренних.

Ключевым внешним фактором, «вытолкнувшим» китайские компании за пределы национального рынка, стало присоединение Китая к ВТО. Оно привело к обострению внутренней конкуренции. Кроме того, после вступления в ВТО произошел значительный рост торгового профицита Китая и его валютных резервов.

К числу внутренних условий для наращивания ПИИ надо отнести готовность многих китайских компаний к переходу на новый уровень развития. Большинство китайских компаний не испытывают проблем при расширении торговых операций в международном масштабе.

Вывод №3. Китайские инвестиции представлены в широком диапазоне отраслей и присутствуют во всех регионах мира.

Отраслевое и географическое распределение зарубежного инвестирования со стороны китайских компаний претерпевает быстрые изменения. Структура инвестиций определяется приоритетами в государственном курсе по стимулированию ПИИ, а также трансформацией модели экономического роста в КНР. Таким образом, модель инвестирования является достаточно гибкой. Причем в случае Китая политический режим не является препятствием для инвестиций, так как само руководство страны имеет целью указанную выше гибкость модели ПИИ.

Вывод №4. В вывозе предпринимательского капитала из Китая значительную долю занимают сделки, связанные со слияниями и поглощениями. В период кризиса количество и суммы таких сделок заметно возросли. Особенно заметен рост в ресурсодобывающем секторе.

Новыми тенденциями в инвестиционной политике Китая стал перенос акцента с ресурсодобывающего сектора на приобретение стратегических активов - современных технологий, торговых марок, управленческого опыта, сбытовых сетей. Так же прослеживается и изменение региональной структуры инвестирования, в которой очевидно возрастание роли развитых стран.

В заключении необходимо отметить, что рост китайской экономики продолжается стремительными темпами. Кроме того, в настоящее время еще более стремительно растут инвестиционные потоки из Китая. Продолжение этих тенденций дает КНР шанс утвердиться в статусе одного из главных мировых экспортеров ПИИ.

 

Список использованной литературы

1. Литература на иностранных языках:

1. http://www.bbc.com/news/world-asia-china

2. http://rhg.com

3. http://russian.china.org.cn

4. http://www.heritage.org/research/reports/2013/07/china-s-steady-global



2016-01-05 508 Обсуждений (0)
ЕС.Экономическое сотрудничество ЕС и Китая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЕС.Экономическое сотрудничество ЕС и Китая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)