Относительные величины. Относительные величины – соотношение двух сопоставимых абсолютных величин
Относительные величины – соотношение двух сопоставимых абсолютных величин. При этом числитель – сравниваемая величина, знаменатель – база сравнения [1]. 1. Относительная величина структуры (удельного веса) - характеризует удельный вес составных частей в общем итоге. Расчеты производятся по данным прил.1 Удельный вес государственных и муниципальных высших учебных заведений в стране составляет
Удельный вес негосударственных высших учебных заведений в стране составляет
2. Относительная величина координации – характеризует отношение частей данной совокупности к одной из них принятой за базу сравнения. Расчеты производятся по данным прил. 6 В негосударственных высших учебных заведениях в 2011/12 учебном году на 1000 доцентов приходилось 480 профессоров. 3. Относительная величина интенсивности – характеризует степень изменения или развития данного явления в той или иной среде и представляет собой отношение абсолютного уровня одного показателя свойств изучаемой среды к другому абсолютному показателю также присущему данной среде. Расчеты производятся по данным прил. 4 В РФ в 2011 году на 100000 человек населения приходится 803человека с высшим образованием. Средние величины Средние величины используются на этапе обработки и обобщения полученных первичных статистических данных. Потребность определения средних величин связана с тем, что у различных единиц исследуемых совокупностей индивидуальные значения одного и того же признака, как правило, неодинаковы. Средняя величина – обобщающая характеристика исследуемого признака в изучаемой совокупности. Она отражает его типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени [1]. Средние величины делятся на два основных класса: ü степенные средние (среднюю арифметическую, среднюю гармоническую, среднюю квадратическую и среднюю геометрическую). ü структурные средние (мода и медиана). Степенные средние Средняя арифметическая простая применяется, когда количество вариантов по конкретному признаку встречается по одному или одинаковому числу раз. Средняя арифметическая простая определяется по формуле
Расчеты производятся по данным прил. 2 Среднее количество университетов в РФ
Среднее количество академий в РФ
Среднее количество институтов в РФ
Структурные средние Для определения структуры совокупности используют особые средние показатели, к которым относятся медиана и мода, или так называемые структурные средние. Медиана и мода характеризуют величину того варианта, который занимает определенное среднее положение в ранжированном вариационном ряду [1]. Для определения моды и медианы на основании прил.1 построим вспомогательную табл. 2.
Таблица 2 Вспомогательная таблица для расчета моды и медианы
ü Мода - это числовое значение признака, которое наиболее часто встречается в ряду распределения. Может определяться для дискретного и интервального ряда. Модальный интервал 643,4-662, так как для него характерна наибольшая частота (количество лет). У наибольшего количества лет данной совокупности число государственных и муниципальных высших учебных заведений составляет 645,4. ü Медиана - величина признака, который делит упорядоченную последовательность его значений на две равные части со значением меньше медианы и больше медианы. Для интервального ряда медиана рассчитывается по формуле:
Получаем При количестве государственных и муниципальных высших учебных заведений равном 645,7 вся совокупность разделяется на две равные части.
Ряды динамики Ряды динамики – последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития явления. Каждый ряд динамики содержит две составляющие: 1) показатели периодов времени (годы, кварталы, месяцы, дни или даты); 2) показатели, характеризующие исследуемый объект за временные периоды или на соответствующие даты, которые называют уровнями ряда. Уровни ряда выражаются абсолютными, средними и относительными величинами. Ряды динамики из относительных и средних величин строят на основе производных рядов абсолютных величин. Различают интервальные (содержат значения показателей за определенные периоды времени) и моментные (отражают значения показателей на определенный момент времени (дату времени)) ряды динамики. Для характеристики интенсивности развития во времени используются статистические показатели, получаемые сравнением уровней между собой, в результате чего получаем систему абсолютных и относительных показателей динамики: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста. Для характеристики интенсивности развития за длительный период рассчитываются средние показатели: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста, среднее абсолютное значение 1% прироста. Абсолютный прирост выражает абсолютную скорость изменения ряда динамики и определяется как разность между данным уровнем и уровнем, принятым за базу сравнения. Показывает абсолютное увеличение или уменьшение уровня ряда за определенный период [1]. Ø абсолютный прирост (базисный)
Ø абсолютный прирост с переменной базой (цепной), который называют скоростью роста,
Коэффициент роста определяется как отношение данного уровня к предыдущему или базисному, показывает относительную скорость изменения ряда. Ø коэффициент роста базисный Ø коэффициент роста цепной Темп роста - коэффициент роста, выраженный в процентах. Показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше или меньше уровня с которым происходит сравнение. Темп прироста определяется как отношение абсолютного прироста данного уровня к предыдущему или базисному. Ø темп прироста базисный Ø темп прироста цепной Абсолютное значение 1% прироста. Представляет собой одну сотую часть базисного уровня, но одновременно представляет собой и отношение абсолютного прироста к соответствующему темпу роста. Ø базисный Ø цепной На основе данных прил. 5проведем анализ моментного динамического ряда (табл. 3).
Таблица 3 Динамика выпуска специалистов высшими учебными заведениями
Для характеристики интенсивности развития за длительный период рассчитываются средние показатели динамики. Средний уровень ряда – показатель, обобщающий итоги развития явления за единичный интервал или момент времени из имеющейся временной последовательности. Так как рассматриваемый динамический ряд является интервальным, то для расчета среднего уровня ряда используется следующая формула
В период с 2000 по 2005 года в РФ каждый год в среднем выпускалось 915 тыс. специалистов. Средний абсолютный прирост
Это означает, что в течение 2000-2005 гг. выпуск специалистов высшими учебными заведениями в России в среднем увеличился на 103,32 тыс. человек. Средний коэффициент роста Это означает, что ежегодно в среднем выпуск специалистов высшими учебными заведениями страны изменялся в 1,126 раз к уровню предыдущего года. Средний темп роста Это означает, что ежегодно в среднем выпуск специалистов высшими учебными заведениями страны составлял 112,6% к уровню предыдущего года. Средний темп прироста Это означает, что ежегодно в среднем выпуск специалистов высшими учебными заведениями страны увеличивался на 12,6%.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |