Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Решение проблем исполнения судебных актов судов общей юрисдикции



2016-01-05 1267 Обсуждений (0)
Решение проблем исполнения судебных актов судов общей юрисдикции 0.00 из 5.00 0 оценок




Как было установлено, основной проблемой исполнения судебных актов судов общей юрисдикции является проблема обеспечения эффективности их исполнения, которая характеризуется тенденцией увеличения числа производств, находящихся на исполнении в службе судебных приставов. Решением данной проблемы является исполнение должником обязанности по исполнительным документам, что может быть выполнено в добровольном или принудительном порядке.

Одним из самых эффективных решений проблем исполнительного производства является создание условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей.

В рамках исполнения актов судов общей юрисдикции для создания таких условий могут применяться:

- меры, направленные на совершенствование системы информирования граждан об имеющейся у них задолженности;

- меры, направленные на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности;

- меры, позволяющие сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующие повышению правовой грамотности населения.

Одним из факторов, влияющих на эффективность исполнительного производства, является информирование граждан об имеющейся у них задолженности.

Постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии исполнительного документа направляется должнику по адресу, который указан в исполнительном документе. После того, как должник получает это постановление, у него есть срок для добровольного исполнения, когда судебный пристав не применяет к нему принудительных мер, а дожидается добровольного погашения суммы долга или добровольного исполнения обязанностей, возложенных на должника судом. После истечения этого срока у судебного пристава-исполнителя появляются основания для принудительного исполнения судебного решения и применения мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. [2]

В настоящее время для удобства граждан Федеральная служба судебных приставов внедряет новые способы информирования об имеющейся у них задолженности и ее оплаты. К таким способам относится информационный сервис официального интернет-сайта www.fssprus.ru «Информирование о задолженности в рамках исполнительного производства и способах её погашения», внедрение SMS-информирования. [11]

Для осуществления мер, направленных на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности Федеральной службой судебных приставов организуется взаимодействие с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России», коммерческими банками РФ и финансовыми органами, совместно с которыми прорабатываются вопросы оплаты задолженности с использованием сетей общего пользования и различных электронных платежных систем, в том числе с использованием портативных кассовых терминалов. Перечисленные меры создают дополнительные возможности для добровольной оплаты задолженности в рамках исполнительных производств и, соответственно, снижают количество поступающих в службу судебных приставов исполнительных документов. [11]

Подобная практика уже имеется в деятельности ФССП России. Так Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области заключило договор с Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России», согласно которому в отделениях почтовой связи организуется прием платежей по исполнительным документам. [11]

Также к мерам, направленным на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности, относится внедрение систем электронной оплаты, что уже применяется во многих субъектах Российской Федерации.

Внедрение систем электронной оплаты способствует снижению коррупционной составляющей, так как денежные средства поступают прямо на депозитные счета структурных подразделений ФССП России, снижению нагрузки на судебных приставов при приёме платежей от физических лиц, предоставлению физическому лицу возможности контролировать задолженность. Также предоставляет гражданам возможность оплаты задолженности в любое удобное время в местах шаговой доступности, что позволяет значительно сэкономить время для осуществления платежа. Внедрение электронной оплаты минимизирует возможности возникновения ошибок, поскольку практически полностью исключается бумажный документооборот и ручное заполнение документов, сокращает сроки, связанные с обработкой информации о платежах должников. [11]

В настоящее время Федеральной службой судебных приставов проводятся работы по централизованному внедрению систем электронной оплаты и систем оповещения должников. [11]

К мерам, позволяющим сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующим повышению правовой грамотности населения, относится проведение в Управлениях Федерально службы судебных приставов «Дня открытых дверей». Во время этого мероприятий должники могут оплатить образовавшуюся задолженность, получить консультации в рамках действующих законов №118-ФЗ «О судебных приставах», №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». [14]

Практика показала эффективность подобной формы работы. В «День открытых дверей», проводимый в УФССП России по Костромской области 3 мая 2012 года, фактическим исполнением окончено 848 исполнительных, взыскано 3 млн. 212 тыс. руб. [14]

Также к данным мерам относится проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации.

К примеру, одним из приоритетных направлений своей работы Управление Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области считает совершенствование и укрепление взаимодействия со средствами массовой информации, объективное информирование населения о деятельности Федеральной службы судебных приставов, формирование положительного имиджа Федеральной службы судебных приставов в обществе. [15]

За 11 месяцев 2012 года в СМИ и в Интернет-изданиях размещено более 800 материалов, касающихся деятельности Управления. [15]

В отношении задолженности по алиментам к мерам по созданию условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей можно также отнести:

- меры, направленные на формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к злостным неплательщикам алиментов;

- меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей;

- помощь безработным алиментщикам в трудоустройстве.

Взыскание алиментных обязательств является приоритетным направлением работы судебных приставов.

В качестве мер, способствующих формированию общественной нетерпимости к неплательщикам алиментов, выступает применение социальной рекламы в СМИ, а также в различных общественных местах: на мониторах, размещенных в салонах пассажирского городского транспорта, на светодиодных экранах, на уличных рекламных баннерах и плакатах, информационных щитах. Социальная реклама также способствует осуществлению принудительных мер воздействия на неплательщиков алиментов, установлению их фактического местонахождения. [11]

Меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей, осуществляются через взаимодействие с различными религиозными конфессиями.

В рамках реализации положений Протокола «О намерениях в области взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Русской православной церкви» от 23.06.2009 в большинстве регионов РФ осуществляется активное взаимодействие судебных приставов-исполнителей с представителями Русской православной церкви. [11]

Основной формой сотрудничества является привлечение священнослужителей к проведению разъяснительной работы в виде встреч, бесед с должниками по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов различных категорий взыскания. Встречи проводятся в церквях или приходах епархии Русской православной церкви, а также в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России. [11]

Аналогичная работа проводится с должниками — представителями другой крупнейшей конфессии — мусульманства, особенно в местах компактного проживания российских мусульман. [11]

Результатом взаимодействия с представителями религиозных конфессий являются факты, когда должниками без применения к ним мер принудительного исполнения со стороны судебного пристава-исполнителя в добровольном порядке исполняются возложенные на них обязательства. [11]

Трудоустройство должников способствует выполнению ими алиментных обязательств. Несмотря на недостаток рабочих мест, активная позиция ряда территориальных органов ФССП России в вопросах трудоустройства должников способствует достижению поставленных целей. К примеру, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области налажено взаимодействие с службой занятости населения Костромской области, что позволяет трудоустраивать должников по алиментным обязательствам. По состоянию на 1.04.2012 года судебными приставами-исполнителями в органы службы занятости населения направлены 645 должников по алиментам для трудоустройства, обратилось (встали на учет) в органы службы занятости населения 45 должников, из них трудоустроены 11. [6]

В том случае, если должник не исполняет требования исполнительных документов в добровольном порядке, то в отношении него судебный пристав-исполнитель может применять исполнительные действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на принуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Одной из важнейших гарантий для обеспечения фактического исполнения требований исполнительных документов служит эффективная организация процесса розыска должников и их имущества. Это направление деятельности ФССП России является сегодня одним из перспективных, особенно в условиях складывающейся социально-экономической ситуации, повышения правовой грамотности населения и попыток должников скрыть принадлежащее им имущество, для исключения возможности обращения на него взыскания.

Для производства розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, по заявлению взыскателя вправе использовать сведения, полученные в результате осуществления частной детективной (сыскной) деятельности, а для производства розыска должника-гражданина или ребенка также использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации. [2]

В целях реализации данной нормы в Костромской области сотрудники УФССП России размещают в СМИ, сети «Интернет» фотографии должников, объявленных в розыск. [11]

Необходимо совершенствовать законодательство в части, касающейся привлечения частных детективных агентств и адвокатских объединений в исполнительное производство, например, в целях осуществления частными детективными агентствами розыска имущества должников. Следует также обеспечить доступ этих лиц к соответствующим информационным ресурсам.

В структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области заведено 151 дело по розыску должников по алиментным обязательствам, 43 прекращено с розыском. Во всех случаях разысканные лица были опрошены по факту невыполнения решения суда и предупреждены об уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. В 8 случаях было установлено место работы, куда были направлены документы для удержания задолженности из заработной платы. [6]

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. [2]

Меры принудительного исполнения могут применяться при совокупности следующих условий:

- исполнительный документ, по которому совершаются эти исполнительные действия, должен быть выдан на основании судебного акта или являться судебным актом;

- судебным приставом-исполнителем назначен срок для добровольного исполнения требований или срок для исполнения неимущественных требований в случаях, установленных гл. 13 Закона об исполнительном производстве, но должник не исполнил требование в установленный срок;

- у должника отсутствовали уважительные причины для неисполнения требований исполнительного документа (отсутствие денежных средств не относится к уважительным причинам). [2]

В целях взыскания алиментов судебными приставами-исполнителями применяется комплексный подход, сочетающий как меры принудительного характера, так и меры, направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязанностей.

Закон дает право взыскивать алименты в принудительном порядке. В зависимости от того, сколько детей остается на попечении одного из родителей, алименты взыскиваются в размере 1/4 заработной платы или иного дохода на содержание одного ребенка, в размере 1/3 – на двоих детей, в размере 1/2 - на трех и более детей. Принудительное исполнение вступивших в силу судебных решений по взысканию алиментных платежей возложено на службу судебных приставов. [2]

Одним из основных способов исполнения решения суда о взыскании алиментных платежей, является установление места работы должника и направление копии исполнительного документа для удержаний алиментных платежей из его заработной платы, который также учитывает специфику и периодический характер выплат.

Территориальными органами ФССП России ведется работа по проведению сверок поступления исполнительных документов о взыскании алиментных платежей с государственными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [11]

Судебные приставы-исполнители проводят целенаправленную работу по осуществлению контроля за правильностью удержания алиментов из заработной платы должников и своевременностью их перечисления. [11]

Для этого ФССП РФ организует ведение реестров организаций-работодателей, производящих удержания алиментов из заработной платы (доходов) должника, а также проведение проверок бухгалтерий организаций-работодателей, в соответствии с утвержденными графиками. [11]

В отделе организации исполнительного производства УФССП России по Костромской области разработана памятка для бухгалтеров по удержанию денежных средств из заработной платы и иных доходов должника. Памятки направляются судебными приставами-исполнителями с копией исполнительного документа по месту работы должника, а также вручаются бухгалтерам организаций в ходе проверок и при обращении бухгалтеров к судебному приставу-исполнителю по вопросам взыскания или удержания денежных средств. Судебными приставами - исполнителями ежемесячно, в соответствии с составленным реестром организаций (предприятий), производящих удержание из заработной платы (доходов) должника, проводятся проверки бухгалтерий на предмет правильности начисления и своевременности перечисления денежных средств, а также своевременности возвращения исполнительных документов в структурные подразделения УФССП России по Костромской области в связи с увольнением должника. За шесть месяцев 2012 года судебными приставами - исполнителями проведено 532 проверок, по результатам которых 26 должностных лиц привлечены к административной ответственности. [11]

Серьезным мотивационным фактором и достаточно эффективным механизмом принуждения, особенно в отношении платежеспособных должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, является ограничение должников в выезде из Российской Федерации.

В Костромской области за первый квартал судебными приставами-исполнителями вынесено 182 постановления о временном ограничении выезда за пределы РФ (за аналогичный период 2011 года было вынесено 55 постановлений). [6]

Также ограничение выезда за пределы РФ применяется при взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги и кредитной задолженности. В Костромской области за первое полугодие 2012 года по исполнительным производствам о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам судебными приставами-исполнителями Управления вынесено 14 постановлений о временном ограничении права выезда за пределы РФ, по кредитной задолженности - 93 постановления об ограничении права выезда должников за пределы РФ по исполнительным производствам с общей суммой взыскания 444055 тыс. руб. [6]

В целях исключения фактов незаконного ограничения конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения при организации работы по временному ограничению выезда должников из Российской Федерации необходимо обеспечивать надлежащее уведомление должников о возбуждении в отношении них исполнительных производств, а также о применении данной меры. [11]

Копии постановления об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо направлять должникам, как по месту их регистрации, так и по месту фактического проживания, а также по адресу, указанному в исполнительном документе. [11]

При отсутствии сведений о местонахождении должника (данных о его постоянной (временной) регистрации) либо его имущества, постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации следует выносить только в рамках заведенного розыскного дела в отношении должника либо его имущества. [11]

Эффективной мерой воздействия является ограничение специальных прав должника, установленное соответствующим разрешением (решением) или лицензией. Это могут быть приостановление действия (отзыв) водительских прав, приостановление действия профессиональных лицензий, отказ в получении специальных разрешений на охоту, рыбалку, занятие различными видами водного спорта и др. [11]

Ограничение специальных прав должника активно используется во многих зарубежных государствах в качестве действенной меры принудительного исполнения, в том числе в США, Канаде, Израиле, Польше, Великобритании, Финляндии и других странах. [11]

Например, депутатами Госдумы РФ и членами Совета Федерации 15 ноября 2012 года был внесен на рассмотрение нижней палаты законопроект, согласно которому предлагается временно лишать водительских прав в случае неуплаты алиментов и задолженности в сумме более 5 тысяч рублей. [11]

Эту меру нельзя будет применять, если такое ограничение лишит должника его основного источника доходов, если он (должник) является инвалидом или на его иждивении находится инвалид первой или второй группы, либо если сумма задолженности по алиментам не превышает 5 тысяч рублей. [11]

В Уголовном кодексе Российской Федерации за злостную неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей (ч. 1 ст. 157 УК РФ) предусматривается наказание в виде исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок (применяется с 1 января 2013 года), либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. [11]

Также в качестве мер принудительного исполнения ФССП РФ может применять санкции штрафного характера, а именно исполнительный сбор. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. [2]

Этот сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. [2]

С начала 2012 года судебными приставами Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области сумма исполнительского сбора, взысканная и перечисленная в бюджет Российской Федерации, составила 14 339 тыс. руб. [6]

Наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества также является эффективной мерой принудительного взыскания алиментов или других задолженностей.

За 8 месяцев 2012 года судебными приставами-исполнителями УФССП России по Костромской области направлено на реализацию арестованное имущество на сумму 514 872 тыс. руб. От продажи имущества должников получено 35 510 тыс. руб. На территории Костромской области реализацию арестованного имущества осуществляют 2 организации, заключившие государственные контракты с ТУ Росимущества на осуществление продажи данного вида имущества. Основную массу проданного имущества составляет недвижимость, автотранспорт, сотовые телефоны. [6]

Эффективное взыскание задолженности по налогам с физических лиц возможно, если ФССП РФ будут применяться меры, направленные на организацию взаимодействия с ФНС РФ и ГИБДД. К таким мерам относятся совместные рейды с ГИБДД и инспекторами налоговой службы, в ходе которых выявляют среди автолюбителей должников – прежде всего по штрафам ГИБДД и транспортному налогу.

Еженедельно в отделе судебных приставов № 1 г. Костромы совместно с сотрудниками ФНС № 7 на территории Костромского района проводятся рейдовые мероприятия по взысканию транспортного налога. В результате проведения целевых рейдовых мероприятий за восемь месяцев 2012 года по территории Костромского муниципального района взыскана сумма транспортного налога 1429 тыс. руб., произведен арест имущества должников на сумму более 430 тыс. руб. Данная работа проводится на постоянной основе. [6]

Таким образом, основной проблемой исполнения судебных актов судов общей юрисдикции является проблема обеспечения эффективности их исполнения. Создание условий для мотивации должников к добровольному исполнению обязанностей предполагает применение мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан об имеющейся у них задолженности; мер, направленных на создание дополнительных возможностей для оплаты задолженности; мер, позволяющих сделать сферу исполнительного производства более открытой для общества и способствующих повышению правовой грамотности населения. В отношении задолженности по алиментам применяются меры, направленные на формирование в общественном сознании нетерпимого отношения к злостным неплательщикам алиментов; меры, направленные на пробуждение сознания граждан по отношению к детям и укрепление семейных ценностей; помощь безработным алиментщикам в трудоустройстве.

Одним из наиболее эффективных исполнительных действий, позволяющих решить многие проблемы исполнительного производства, является розыск должника и его имущества.

В качестве мер принудительного исполнения применяются ограничение должников в выезде из Российской Федерации, ограничение специальных прав должника, санкции штрафного характера, наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц и другие меры.




2016-01-05 1267 Обсуждений (0)
Решение проблем исполнения судебных актов судов общей юрисдикции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Решение проблем исполнения судебных актов судов общей юрисдикции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)