Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка содержания учебного материала урока



2016-01-05 1255 Обсуждений (0)
Разработка содержания учебного материала урока 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание работы.

Введение.

В этом разделе курсовой работы студент, используя образовательный стандарт, описывает назначения и основные задачи предмета «Технология. Здесь же приводится история возникновения предмета и изменения, происходящие с ним за этот период. Указывает класс, в котором планируется проведение урока.

Предметом исследования курсовой работы является проведение урока трудового обучения в 6-ом классе по теме "Окрашивание древесины".

Определение целей урока.

Формулируются три вида целей урока (учебные, развивающие и воспитательные). Количество учебных целей определяется особенностями учебного материала. Поэтому их может быть несколько. Стремиться к большому числу воспитательных и развивающих целей из-за малого лимита времени для их реализации на уроке не рекомендуется. Достаточно будет по одной цели каждого вида.

3. Учебные цели урока:

1. Сформировать умения воспроизводить информацию о видах красок и растворах

2. Сформировать умения воспроизводить правила безопасной работы

3. Сформировать умения выбирать способ защиты изделий из древесины от воздействия окружающей среды

4. Сформировать умения разрабатывать технологию окрашивания декоративно-прикладных изделий из древесины

 

4. Развивающие цели урока:

Формирование умения устанавливать причинно - следственные связи.

 

5. Воспитательные цели урока:

1. Воспитание трудолюбия

2. Воспитание аккуратности

3. Воспитание эстетического вкуса

 

Разработка содержания учебного материала урока.

Формулируется тема урока. Отбор содержания учебного материала урока производится из различных источников: учебники, техническая литература по направлениям, справочная литература, журнальная информация и т.д. Для структурирования отобранной информации составляется план изложения, который определяет логическую последовательность доведения нового материала до учащихся. Затем создается развернутый конспект, включающий весь учебный материал, который будет изложен учащимся. Он должен содержит всю необходимую словесную, наглядную, символическую информацию (формулы), выполнение расчетов и т.д. Обязательно указывается умственное действие и описывается порядок его выполнения. При определении объема материала надо исходить из того, что время, отводимое для введения новой информации в структуре комбинированного урока, не может превышать 13 мин. Конспект не должен быть копией школьного учебника. Учебную информацию, которую, по мнению студента, следует зафиксировать в тетрадях учащихся, следует выделить (подчеркиванием, курсивом и другими способами). Приводится перечень проблемных вопросов с указанием места их постановки перед учащимися по ходу введения новой информации. Структура конспекта учебного материала принимается строго по пунктам плана изложения.

План урока:

1. Виды красок и растворов

2. Правила безопасной работы

3. Способы защиты изделий из древесины от воздействия окружающей среды

4. Технология окрашивания декоративно-прикладных изделий из древесины

 

1. Виды красок и растворов

Тема нашего сегодняшнего урока «Окрашивание древесины»

Обратите внимание на свои парты, двери, окна…

Все изделия из древесины, как правило, покрыты красками или лаками.

Для чего на изделия из древесины наносят эти покрытия?

(древесина быстро портится под воздействием влажного воздуха, пара, ветра, насекомых).

Отделка лакокрасочными покрытиями предотвращает разрушение древесины, делает изделие прочным и красивым.

Отделка изделий состоит из двух основных операций: подготовка поверхности к отделке и покрытия поверхности красками.

Чаще всего применяются два вида окончательной отделки: непрозрачную (тонирование, крашение) и прозрачную (покрытие лаками). На этом занятии мы будем производить непрозрачную отделку, т.е. крашение. Прозрачной и непрозрачной может быть и окраска.

Различают несколько видов непрозрачной отделки (крашение) древесины:

1. Растворы природных красителей - Морилки (протравы)

2. Красители – Водоэмульсионные краски, масляные краски.

Рассмотрим каждые из них.

Окраска может быть непрозрачной и прозрачной. Непрозрачную окраску производят водоэмульсинными красками, при этом краситель закрывает текстуру. Для художественной росписи больше подходят водные растворы красителей такие как гуашь, акварель.

Прозрачная окраска сгущает природный цвет древесины, более четко выделяет текстуру. Для сохранения текстуры дерева чаще используют морилки (протравы). Для получения прозрачной окраски часто используют специальный природный краситель - ореховую морилку (бейц), при этом текстура принимает коричневый тон.

Растворы морилки существуют водные, спиртовые и масляные. Морилки бывают различных цветов и оттенков, от темных до прозрачных. Окрашивающая морилка по многообразию цветов и силе окрашивания является наиболее эффективной по сравнению с другими видами морилки, но не дает такого цвета, как обычная краска, которая вообще убирает структуру дерева и делает его чистой поверхностью нужного цвета. Палитра цветов морилки очень разнообразная и соответствует породам дерева. При желании любой брусок древесины можно окрасить под вид другого ценного дерева.

 

 

Готовое изделие из древесины отделывают не только лаками и водными растворами красителей, но и масляными красками. На этом занятии мы будем производить окрашивание древесины масляными красками и изучим этот способ отделки подробно.

 

Масляная краска — это растворенный в масле красящий продукт (пигмент). Термин "пигмент" происходит от латинского слова "краска". Термин "олифа" - греческого происхождения, означает "мазь, масло, жир". В качестве масла применяют олифу — льняное масло, нагретое до высокой температуры и затем охлажденное. После такой обработки оно становится вязким.

Различают масляные краски густотертые и готовые к употреблению. Первые из них для ис­пользования разбавляют олифой и размешивают в емкости (ведерке). Если и готовые к употреблению краски загустели, их тоже разбавляют олифой.

2. Правила безопасной работы

- Шпаклевку и шлифовку проводить в специальных перчатках. - Окраску изделий производить только на подкладной доске.

- Не подносите краски и растворители близко к лицу.

- Оберегайте краски и растворители от воздействия нагретых предметов.

- Избегайте попадания олифы, красок и растворителя на открытые участки тела и одежды.

- После окончания работы проветрите помещение, специальной пастой протрите руки и тщательно вымойте их с мылом.

 

 

3. Способы защиты изделий из древесины от воздействия окружающей среды

Перед началом работы необходимо подготовить поверхность древесины. Подготовка поверхности сводится к ее очистке, легкому зашкуриванию и грунтовке. В отдельных случаях применяют шпаклёвку. Для ее получения смешивают клей ПВА, древесные опилки и оттеночный колор. Инструмент который для этого применяют, называют шпателем (рис.1, а). Шпатель продвигают вдоль волокон под небольшим углом к поверхности изделия. (рис.1, б).

Рис.1. а, б

 

Шпатлевка- пастообразная масса для замазывания трещин, щелей и пор в древесине. Перед окрашиванием изделие из древесины высушивают. Его поверхность покрывают грунтом, выравнивают шпатлевкой (рис.2). После высыхания поверхности изделия зачищают шлифовальной шкуркой, удаляют щеткой пыль, а затем окрашивают. В качестве грунтовки использовались разбавленные составы краски для будущей росписи раствором клея ПВА с водой.

- Очистить поверхность можно при помощи щетки, кисти

- Зашкуривают наждачной бумагой (с зерном от нуля до трёх). Обязательно несколькими номерами. Более крупной наждачной бумагой пользуются для шлифовки древесины в целях придания поверхности гладкости и шелковистости, чтобы процесс сцепления с последующим декоративным покрытием был более эффективным. Независимо от типа наждачной бумаги, шлифовать древесину можно только вдоль волокон!

Рис.2 Разрез окрашенной поверхности: 1 — краска; 2 - сплошная шпатлевка; 3 — грунт; 4 — местная шпатлевка

Древесина быстро портится под воздействием влажного воздуха, пара, ветра, насекомых. Для защиты от воздействия окружающей среды наносят защитное покрытие. Например, можно покрыть поверхность морилкой. Выпускаются морилки водные, спиртовые и масляные. Морилки бывают различных цветов и оттенков, от темных до прозрачных. Морилку наносят крупной мягкой кистью сначала вдоль, затем поперек волокон. Покрывают изделие морилкой в несколько слоев. После высыхания изделие из древесины зашкуривают от пыли наждачной бумагой с самым мелким зерном.

 

4. Технология окрашивания декоративно-прикладных изделий из древесины

Чаще всего применяются два вида окончательной отделки: непрозрачную (тонирование, крашение) и прозрачную (покрытие лаком). На этом занятии изучим непрозрачную отделку, т.е. крашение.

А помогут нам в этом народные художественные промыслы.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространенные: резьба по дереву, художественная обработка металла, лаковая миниатюра, дымковская игрушка, хохлома, матрешка.

Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства.

Роспись под Хохлому

Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делали из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: (рисунок слева внизу)

  • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне Рис.3(а)

Рис.3(а, б)

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап» (узор «ягодки» на рисунке справа), который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Рис.3(б)

Особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Еще в XVII в. изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троицко-Сергиевской лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней, троек, барынь). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек.

Богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово – это прославленный центр художественных промыслов, славу которому создали расписные лаковые подносы.

Более ста лет назад привезли из Японии деревянную игрушку: Старика с вытянутой головой. Звали его Фугурума. Игрушка была непростая, а с сюрпризом. Фигурка раздваивалась и виднелась такая же внутри, только меньше размером, и следующая открылась… Всего получилось пять фигурок. Русским художникам - умельцам понравилась игрушка, и они захотели придумать свой национальный вариант. Художник С. Малютин придумал нашу русскую матрешку, выточил её токарь В. Звёздочкин. Своё название игрушка получила от русского имени Матрёна. Она сразу понравилась и взрослым и детям.

( Демонстрируются изделия)

Технологический процесс начинается с выбора техники художественной отделки декоративно-прикладного изделия (в зависимости от вида изделия). Подбор цветовой гаммы. Поиск осуществляется путем проб и ошибок: подбор нужной более подходящей цветовой гаммы, путем смешивания красок, предварительно проверив полученный тон на ненужном бруске древесины. Краски постепенно смешивают для получения подходящего тона. Для более выигрышной композиции рекомендуется сочетание цветов на контрасте, нюансе.

Противоположные цвета дают коричневый тон.

 

 

Схема смешивания красок:

 

 

Технология окрашивания.

Окрашивание всей поверхности.

На узкие поверхности краску наносят плавными короткими движениями круглой кисти-ручника или узкой филеночной кисти, на поверхности большей ширины — плоским флейцем (рис. 1, а—в).

Рис. 1

Большие поверхности окрашивают валиком или краскораспылителем (рис. 1, г, д).

Набирают краску, отжимая кисть о бортик емкости (рис. 2, а). Хватка кистей показана на рисунке 2, б, в. На изделие краску наносят широкими жирными полосами, которые затем разравнивают плавными движениями кисти вдоль волокон древесины (рис. 2, г).

 

 

Рис. 2

После окончания работы с кисти удаляют остатки краски, щетину промывают в растворителе, высушивают и разравнивают.

Для большей выразительности изделия выполняют художественную роспись декоративно - прикладного изделия в технике хохлома или другие виды росписи по дереву о которых говорилось ранее. Для росписи по дереву используют упругие, но мягкие, кисти из колонка: от «нулёвки» (это кисточка в три - пять ворсинок, для выполнения самого тонкого контура элементов и прорисовки лиц и мелких деталей) до № 10 такие используются для заполнения фона. Рабочие кисти - это № 3 и № 5.

Роспись элементов выполняют плавными уверенными движениями, преходами от темного к светлому, тем самым придавая объем элементам композиции.

Важно!

Элементы должны стоять на контрасте с фоном. Цветовая гамма изделия должна состоять не более чем из 3-4 цветов.

На производстве изделия из древесины окрашивают отделочники. Они красят изделия под текстуру ценных пород древесины (орех, красное дерево и др.), различными по цвету красками, выполняют художественную отделку. Отделочникам необходимо хорошо знать свойства красителей, уметь подобрать нужный цвет.

Это интересно!

Промежуточное устройство между краскораспылителем и валиком для окраски сконструировал один из киевских школьников. Краска заливается внутрь валика и подаются из него только при движении валика вниз. При перемещении его вверх подача краски отключается. Таким механическим валиком можно легко наносить краску.

Практическая часть.

1.Подготовьте поверхность к окраске. Заполните поры и дефекты поверхности древесины шпатлевкой.

2.Подберите подходящую краску и кисть.

3. Окрасьте изготовленное вами изделие по заданию учителя.

4. Уберите кисть на хранение, чтобы она не засохла.

 

 



2016-01-05 1255 Обсуждений (0)
Разработка содержания учебного материала урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка содержания учебного материала урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)