Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по осуществлению образовательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр



2016-01-05 1291 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по осуществлению образовательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Формирование мотивации учения школьников на уроках технологии является фактором развития всего учебно-воспитательного процесса, проявляясь как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.

Для достижения поставленной цели учитель технологии должен использовать используя в своей деятельности всё видовое многообразие дидактических игр (см. п. 1.2.). Дидактические игры можно использовать на любом этапе занятия (см. таблицу 1), однако важно не перенагружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии мы считаем 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени. Например, можно провести мини-игру тренингового вида на этапе организационного момента, игру-упражнение при опросе домашнего задания и мини-игру сюжетно-ролевого вида при закреплении полученных навыков. Иногда весь урок может быть построен в виде игры (например, игры-путешествия, деловой игры).


Таблица 1

Дидактические игры на различных структурных этапах занятия

Структурный этап урока Примеры дидактических игр
1. Организация начала занятия Игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу
2. Проверка выполнения домашнего задания Игры-упражнения (на соотнесение рисунков и понятий, на заполнение пробелов в таблицах, схемах); словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); предметные игры (манипуляции с предметами); мини-викторины и др. — в зависимости от содержания этапа урока
3. Объяснение нового материала Игры на внимание (найти ошибки, специально допускаемые учителем во время объяснения нового материала с опорой на имеющиеся у учащихся знания)
4. Усвоение новых знаний и способов действий Словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); мини-викторины; предметные игры (манипуляции с предметами) и др. — в зависимости от содержания этапа урока
5. Первичная проверка понимания Словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); мини-викторины; предметные игры (манипуляции с предметами) и др. — в зависимости от содержания этапа урока
6. Закрепление знаний и способов действий Игры-соревнования, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и др. — в зависимости от содержания этапа урока
7. Обобщение и систематизация знаний Игры-упражнения
8. Контроль и самопроверка знаний Игры на соотнесение рисунков и понятий; игры на заполнение пробелов в таблицах, схемах; словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); предметные игры (манипуляции с предметами); мини-викторины и др. — в зависимости от содержания этапа урока
9. Подведение итогов занятия Игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Сюжетно-ролевые игры

 

Таким образом, важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Однако на любом этапе урока процесс включения дидактических игр в структуру занятия необходимо выстраивать в согласовании со следующими принципами [3; 9; 25; 29]:

1. Принцип выбора игры (в первую очередь зависит от индивидуальных психофизических возрастных и личностных возможностей школьников, их интересов, особенностей индивидуального темпа и способа их работы на занятиях, от степени обученности школьников по предмету (их знаниевой базы), степени усвоения учащимися материала урока, а также от задач, преследуемых педагогом, от места игры в структуре учебного занятия, её длительности, наличия игровых аксессуаров и дидактико-методических пособий, актуальности дидактического материала и т.д.).

2. Принцип отсутствия принуждения любой формы при вовлечении школьников в игру. Все игры, используемые при построении учебно-образовательного процесса на школьных занятиях, в том числе на занятиях по технологии, должны быть построены на основе возбуждения интереса к ним, реализуемого в такой постановке игрового задания, в которой совпадали бы цели педагога и желания ребенка.

3. Принцип развития игровой динамики.

4. Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств школьников).

5. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт школьников).

6. Принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика данного перехода связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам и т.д.

7. Принцип состязательности между участниками игры, который создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

8. Принцип новизны каждой игры.

9. Принцип соответствия эмоционального состояния учителя той деятельности, в которой он участвует. Достижение предполагаемой цели игры в технологической подготовке школьников во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии учащихся, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, умения наладить с ними контакт, создать ситуацию интеллектуального сотворчества учителя и ученика, способствующую достижению психологического комфорта на уроке.

10. Принцип коллективности (позволяет сплотить учащихся в единую группу, способную решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую — более сложные).

11. Принцип ожидаемой результативности дидактических игр (зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с дидактическими упражнениями, игровыми моментами, приёмами и формами).

В соответствии с последним принципом включение игровой деятельности на уроках технологии может осуществляться тремя способами [25; 29]:

I. Игровые моменты (в том числе не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. Например, на практической части урока напряжение школьников может быть очень большим, так как они стараются выполнить работу красиво и аккуратно, но это им ещё плохо удаётся из-за того, что у детей ещё нет навыка деятельности с инструментами. Здесь в качестве игрового момента можно использовать физминутку).

II. Игровые приёмы.

Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить "приобретение такого опыта" учащимися, научить их самостоятельно тренировать это умение позволяют развивающие игры психологического характера, осуществляемые в форме игровых приёмов, — кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т.д. Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового, когда включение данных игровых приемов в структуру урока повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.

III. Игровые формы.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний — от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. При этом последняя оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Таким образом, дидактические игры можно включать в любой этап занятия по технологии в виде игровых моментов, игровых приёмов и игровых форм. Однако они должны соответствовать определённым принципам (соревновательности, новизны, коллективности, ожидаемой результативности, ориентации на особенности личности школьников и организации образовательного процесса на занятии и т.д.).

 



2016-01-05 1291 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по осуществлению образовательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по осуществлению образовательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)