Пути повышения эффективности расходов регионального бюджета
Мировой финансовый кризис, остро затронувший Россию, вызвал дисбаланс доходов и расходов бюджетной системы, и, соответственно, регионального бюджета Пензенской области. Возникший бюджетный дефицит не может быть сокращен без пересмотра расходной части бюджета. Сложившаяся структура расходов регионального бюджета сочетается с низкой их эффективностью практически по всем направлениям. Необходимостью является повышение эффективности расходов и корректировка их структуры в сторону увеличения «продуктивных» – при сокращении непродуктивных и низкоэффективных расходов. Структура расходов должна быть ориентирована на решение задач модернизации экономики, создавая для нее максимально благоприятные условия. С этой точки зрения приоритет должен отдаваться тем расходам, которые принято называть производительными, или продуктивными: на развитие инфраструктуры, образование, здравоохранение, на содействие накоплению физического и человеческого потенциалов. Объем социальных расходов регионального бюджета имеет достаточно высокое значение. Большая часть социальных расходов носит характер принятых публичных обязательств, поэтому речь об их сокращении не идет – основной подход здесь должен состоять в повышении адресности расходов, лучшем их распределении. Известно, что рост расходов на социальную поддержку населения не может стимулировать рост экономики – вне зависимости от способа их финансирования, за счет повышения налоговой нагрузки. Текущий уровень социальных обязательств можно назвать критическим, его дальнейшее наращивание недопустимо. Таким образом, в сфере социальной поддержки вопрос реформирования и повышения эффективности – адресности помощи и ее реального влияния на снижение неравенства доходов – стоит довольно остро и требует целенаправленных мер. В ситуации, когда снижение расходов регионального бюджета является необходимым для возвращения к бюджетной устойчивости и для развития экономики, особое внимание целесообразно уделить проведению назревших структурных реформ, способствующих повышению эффективности расходов. Вопрос повышения эффективности расходов практически по всем направлениям ставится уже давно, сделан ряд шагов в этом направлении (частичный переход на принципы бюджетирования по результатам, начало реструктуризации бюджетной сети и т.д.). Законопроект, предусматривающий изменение показателей бюджета Пензенской области на 2014 год, внесен в Заксобрание региона. Предлагаемые изменения вызваны рядом причин. Так, в связи c отставанием фактически сложившихся темпов роста от предусмотренных и ожидаемым недовыполнением плана уменьшены плановые назначения по доходам от уплаты акцизов на дизельное топливо, производимое на территории РФ, на 166 млн. рублей. Объем безвозмездных поступлений в целом планируется увеличить на 14 млн. 916,4 тыс. рублей. В целях оптимизации расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Пензенской области их предлагается уменьшить на 6 млн. 98,9 тыс. рублей. В то же время предусмотрено увеличение расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» на 30 млн. рублей в связи c необходимостью оплаты исполнительных листов к казне региона по судебным решениям по искам МП «Автотранс», ООО «Корпорация Дилижанс», ООО «Меркурий», а также ОАО «Самарская ППK». В числе предлагаемых изменений – уменьшение расходов министерству строительства и ЖКХ Пензенской области на 916,3 тыс. рублей в связи c отсутствием в бюджете Нижнего Ломова средств на софинансирование строительства инженерных коммуникаций для участков массовой жилищной застройки. Также намечено дополнительно направить в Минздрав региона 700 тыс. рублей в целях создания реабилитационного центра на базе горбольницы №3. В связи с планируемой сдачей объекта капитального строительства – дворца силовых единоборств в Пензе – и необходимостью изготовления вывески облспорткомитету планируется дополнительно выделить 300 тыс. рублей. По разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» законопроектом предусмотрено увеличение расходов Минфину Пензенской области на 50 млн. рублей в связи с необходимостью увеличения расходов на обслуживание госдолга региона. Помимо этого, планируется перераспределение расходов бюджета без общего увеличения объема расходной части. Так, расходы министерства строительства и ЖКХ Пензенской области в сумме 1 млн. 308,7 тыс. рублей намечено перераспределить департаменту информационной политики и СМИ региона в целях создания системы активного информирования населения o проводимой тарифной политике, работе по ремонту и сносу аварийного жилья, управлении многоквартирным домом через создание ТСЖ. С учетом предлагаемых изменений доходы бюджета Пензенской области на 2015 год будут уменьшены в целом на 151 млн. 83,6 тыс. рублей и составят 44 млрд. 191 млн. 936,1 тыс. рублей; на 2016 год не изменятся и составят 38 млрд. 690 млн. 878,6 тыс. рублей. Расходы бюджета на 2015 и 2016 годы не изменятся и составят 42 млрд. 675 млн. 301,3 тыс. рублей и 42 млрд. 249 млн. 436,2 тыс. рублей. Дефицит бюджета Пензенской области на 2015 и 2016 годы не изменится и составит соответственно 2 млрд. 676 млн. 579,8 тыс. рублей (9,5% от объема собственных доходов) и 3 млрд. 558 млн. 557,6 тыс. рублей (11,6%). Потенциал увеличения эффективности бюджетных расходов имеется по всем рассмотренным направлениям, и поэтому важнейшая задача бюджетной политики региона заключается в практической реализации соответствующих возможностей.
Заключение Уточненные доходы бюджета области на 2012 год составили 42 615 078,4 тыс. рублей, что на 4 877 411,4 тыс. рублей или на 12,9% больше первоначально утвержденного показателя, расходы – 49 359 784,3 тыс. рублей (плюс 7 153 706,6 тыс. рублей или 16,9%). Объем налоговых и неналоговых доходов в бюджет Пензенской области увеличился в результате внесенных изменений на 869 824,0 тыс. рублей или на 4,4 %, дефицит бюджета увеличился на 2 276 295,2 тыс. рублей и составил 6 744 705,9 тыс. рублей или 32,6% к доходам без учета безвозмездных поступлений и не превысил предельно допустимого бюджетным законодательством уровня. Анализ доходов бюджета показал, что в структуре доходов бюджета преобладают безвозмездные и налоговые поступления. Так, в 2012 году доля безвозмездных поступлений составляла: 59,2% или 16162718,8 тыс. руб., в 2013 году доля этой статьи доходов в общей структуре доходов составила 53,4% или 16617335,8 тыс. руб. В 2013 году сумма безвозмездных поступлений возросла на 454617 тыс. руб., при этом доля данного вида поступлений в общей структуре налогов сократилась на 5,8%. В 2014 г. сумма безвозмездных поступлений сократилась на 3727901 тыс. руб. или на 12%. В 2014 г. доля безвозмездных поступлений снизилась до 41,4% в структуре доходов регионального бюджета Пензенской области. Таким образом, доля налоговых поступлений регионального бюджета в 2014 г. составляет 16385016,4 тыс. руб. или 52,7%. Основными источниками налоговых поступлений в 2014 г. являются: – налог на доходы физических лиц (5199684 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 16,7%; – налог на товары, работы, услуги, реализованные на территории РФ (4083078 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 13,1%; – налог на прибыль организаций (3694465,4 тыс. руб.), поступление которых в объеме налоговых доходов составило 11,9%. Доля неналоговых доходов в составе доходов регионального бюджета составляет 5,9%. Наибольшую долю в структуре расходов бюджета составляют межбюджетные трансферты (41,9% в 2012 г., 48,3% в 2014 г.), далее следуют расходы на национальную экономику (15,2% в 2012 г., 17,47% в 2014 г.) и здравоохранение (17,6% в 2012 г., 8,97% в 2014 г.). Расходы по другим статьям составляют менее 7% в общей структуре расходов регионального бюджета. Список литературы 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009; 2. Закон Пензенской области от 21 декабря 2011 г. N 2173-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями) 3. Закон Пензенской области от 24 декабря 2012 г. N 2323-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (с изменениями и дополнениями) 4. Закон Пензенской области от 24 декабря 2013 г. N 2488-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с изменениями и дополнениями) 5. Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2010. – 600 с. 6. Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов – М.: Финансы и статистика,2011. – 416 с. 7. Бункина М. К. Национальная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2012. – 27 с. 8. Баликоев В. З. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2012. – 528 с. 9. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. – М.: ВШ, 2013. – 240 с. 10. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учебник/Пер. с дат. А. Н. Чеканского,О. В. Рождественского. – М.: ВШ, 2012. – 294 с. 11. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: СОФИТ, 2012. – 496 с. 12. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель: Пер. с англ. / Общ.ред.Б. Лисовика и Б. Лукашевича. – СПб.: Печатный двор, 2012. – 562 с. 13. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2012. –336 с. 14. Кейлер В. А. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, НТАЭиГ, 2013. – 132 с. 15. Козырев В. М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2012. –326 с. 16. http://sp-penza.ru 17. http://minfin.pnzreg.ru 18. http://penzanews.ru/economy/76286-2014
Приложение Таблица 1 Структура доходной части бюджета Пензенской области [15]
Таблица 2 Динамика доходной части бюджета Пензенской области [15]
Таблица 3. Структура расходов регионального бюджета в 2012 – 2014 гг.
Таблица 4. Сводные данные по доходам и расходам Пензенской области за 2012-2014 гг. (тыс. руб.)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1410)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |