Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути преодоления теневой экономики Российской Федераций



2016-01-02 6071 Обсуждений (0)
Пути преодоления теневой экономики Российской Федераций 0.00 из 5.00 0 оценок




Теневая экономика на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей рыночной экономической системы в России и играет роль некого стабилизатора. Очевидно, любые крайности в этом вопросе нежелательны. Принцип оптимизирующего поведения в данном случае требует, чтобы минимизировались совокупные издержки преступности, включающие и потери общества от совершенных преступлений, и расходы общества на предотвращение преступлений. Таким образом, общей целью правоохранительной деятельности должно быть не «искоренение» преступности, а сдерживание ее на оптимальном с точки зрения общества уровне. Сам этот криминальный оптимум достаточно подвижен и зависит как от эффективности использования правоохранительными органами отпущенных им ресурсов, так и от «эффективности» деятельности преступников [4, с. 210].

Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными их усилиями.

Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики (эти причины были отмечены в первой главе работы). Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:

1. Проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы).

2. Введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно).

3. Установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения.

4. Стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом.

5. Проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса).

6. Введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора.

7. Проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков).

8. Формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы.

9. Ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере.

В настоящее время в России действуют два основных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый подход - либерально- попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса – с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Как уже отмечалось другой подход – репрессивный. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

Конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью

Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

 

Заключение

 

Экономисты изучают неформальную экономику уже более четверти века, однако нельзя сказать, что они уңе вполне разобрались в сущности этого феномена. Не стихают дискуссии даже по поводу его точности определения, не говоря уже об объяснении причин его возникновения, роли в хозяйственной жизни общества, выроботки оптимальной линии государственной политики по отношению к нему, перспектив его дальнейшего развития.

Неформальная экономика - это область человеческой деятельности, направленной на получение выгоды, основное регулирование в которой происходит при помощи доминирующих неформальных норм, может быть определена как вся экономическая деятельность, по разным причинам не учитываемая официальной статистикой и не входящая в ВВП.

Неформальная экономика представлена широким спектром неформальных отношений, которые имманентно присущи экономике постсоциалистических, развивающихся и развитых стран, как Россия. Неформальная экономика именуется иногда « параллельным хозяйством», «второй экономикой». Она вписывается в структуру современной рыночной экономики, взаимодействует и переплетается с официальной экономикой.

В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход [11, c. 103].

Неформальная экономика в России - это, с одной стороны, способ заработать на удовлетворении спроса людей вне зависимости от легальности осуществляемых действий и, с другой стороны, возможность субъектов экономики преследовать свои цели в более приемлемых для них условиях, чем те, которые существуют в рамках формальной экономики. Неформальная экономика часто определяется как «серая» экономика: деятельность с целью получения выгоды, когда доходы и способы их получения остаются за рамками управления государственными институтами, в то время как схожие виды деятельности ими регулируются.

Масштабы и динамика неформальной экономики определяются конкретными историческими условиями каждой страны. При этом важнейшим фактором служит степень эффективности регулирующих механизмов. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную историей становления и развития российской государственности.

К настоящему времени в России сложилась система правового обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.

Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.

Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. Неформальный сектор имеет свои плюсы и минусы, баланс которых не столь однозначен и зависит от многих обстоятельств. В целом, можно предположить, что по мере увеличения его доли в экономике( сверх определенного порога) минусы могут доминировать над плюсами. Наоборот, в определенных масштабах неформальный сектор просто необходим. Неформальный сектор, если он не чрезмерен, в условиях глубокой или затяжной рецессии в странах, где государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы, именно неформальный сектор предоставляет определенную социальную поддержку потенциальным безработным. При этом он позволяет потерявшим работу иметь заработок и избежать нищеты, а государству, испитывающему сильное давление на бюджет. Экономить на пособиях по безработице.

Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. Общий уровень вовлеченности населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. Однако в развивающихся странах учитывается, как правило, неформальная деятельность на условиях первичной занятости. По этому показателю ситуация в России пока еще далека от развивающихся стран. Для России более характерно периодическое участие населения в неформальной занятости как способ переждать трудные времена. Достигнутый уровень занятости в неформальном секторе для России представляется очень высоким, причем тенденция к его росту сохраняется. В настоящее время продолжается отток работающих из формального сектора в неформальный, вынужденный выход на рынок труда экономически неактивного населения, пополняющего преимущественно неформальный сектор, расширение вторичной занятости, в том числе в неформальном секторе, вследствие снижения уровня жизни населения. Систематических задолженностей по зарплате и низкого уровня оплаты труда в государственном секторе, общей нестабильности занятости в формальном секторе.

В отличие от развивающихся стран, в России неформальную занятость никто не отождествляет с нищетой и бесправием. Напротив, сложился стереотип о чрезвычайно высоких доходах неформально занятых. В действительности в неформальном секторе России также имеет место бедность, но в значительно меньших масштабах, чем в развивающихся странах. Вообще проводить аналогию между Россией и другими странами весьма сложно. В ряде развивающихся стран одним из критериев отнесения к неформальному сектору является уровень дохода при самостоятельном труде ниже прожиточного минимума или зарплате ниже официально установленного минимума. В России же законодательно установленная минимальная зарплата в несколько раз ниже реального прожиточного минимума, как и зарплата работающих в государственном секторе.

В России преобладание торговли и услуг в неформальном секторе выражено еще ярче, чем в развивающихся странах. Причиной этого является то, что торговля состоит в основном из малых предприятий [8, с. 13].

Вместе с тем имеет место и квалифицированная профессиональная деятельность. Занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, оказание различных услуг частными лицами, приводит к частичной утрате квалификации, профессиональных навыков [13, с. 191].

Тенденции развития неформального сектора во многом будут зависеть от социально-экономической ситуации. А это значит, что, прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Задачей государства является устранение факторов, стимулирующих переход в «теневую» сферу предприятий, которые по характеру деятельности могли бы работать в правовом поле [7, с. 3].

Безусловно, теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической системы во всех странах мира. Во- вторых, в России теневая экономика укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением. В- третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона. Задачей правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм ».

 

 



2016-01-02 6071 Обсуждений (0)
Пути преодоления теневой экономики Российской Федераций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути преодоления теневой экономики Российской Федераций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6071)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)