Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория самокатегоризации



2016-01-05 1191 Обсуждений (0)
Теория самокатегоризации 0.00 из 5.00 0 оценок




Однако простая идея об отношениях между людьми, ос­нованных на их сходстве между собой, а также об отношениях между индивидуумом и другими людьми, не способна объяснить получен­ные экспериментальные данные. В действительности идеи о «сход­стве», «Я» и «согласии» были восприняты как не создающая проблем данность, как нечто само собой разумеющееся и не требующее дока­зательства, однако на самом деле это не так. Эти понятия требуют более серьезной интерпретации. Именно это и делает теория самокатегоризации.

Теория самокатегоризации исходит из анализа «Я» и отношений между «Я», социальными нор­мами и социальным контекстом. Теория осно­вана на том, что социальные нормы определяют и формируют активность личного «Я», и наоборот. Теория самокатегоризации также является общей теорией группового поведения. Центральная гипотеза заключается в том, что групповое поведение является поведением индивидуумов, действующих скорее с позиций их общей идентичности, нежели как разные индивидуумы (т. е. не с позиций их личных идентичностей). Эта теория пытается объяснить изменения в том, как именно люди определяют и категоризируют себя, и влияние этих изменений. В основе теории лежит предположение, согласно которому феномены влияния являются одним из эффектов категоризации людьми самих себя с позиций об­щей социальной идентичности (к другим эффектам относятся соци­альная сплоченность, сотрудничество и т. д.).

Основные идеи теории самокатегоризации заключаются в следу­ющем. Один из аспектов «Я» - когнитивный аспект, система пред­ставлений о себе, которые человек использует для того, чтобы опре­делить себя. Понимание самого себя можно рассматривать как са­мокатегории, или самокатегоризации: когнитивные группирования присущих самому себе признаков и представление самого себя как идентичного, аналогичного, эквивалентного некоему определенному классу стимулов, отличному от другого класса стимулов. Предпола­гается, что самокатегоризации могут отличаться друг от друга свои­ми уровнями включенности либо отвлеченности. Люди могут категоризировать себя в качестве индивидуумов на основании своих от­личий от других людей или как социальные группы с точки зрения общих признаков, отличающих их от не членов данной группы. По­падание или непопадание в группу отражает самокатегоризацию на уровне социальной идентичности, который включает в себя больше, чем самокатегоризация на уровне личного «Я». Люди могут также использовать даже более значимые уровни (например, можно кате-горизировать себя как представителя человечества) или менее зна­чимые уровни («кто я на самом деле»). Самокатегоризации отличаются не только уровнями, но и содер­жанием - функцией конкретных обстоятельств. Какая именно само­категория будет наиболее значима в данный момент времени - это зависит от готовности людей использовать специфическую кате­горию (от ее доступности сравнительно с другими категориями) и от ее соответствия стимуляции.

Тертер показывает нам, что теория самокатегоризации - единый теоретический базис, на осно­вании которого можно объяснить различные аспекты такого феноме­на, как социальное влияние. Нормализация, конформность и иннова­ция - это процессы влияния, связанные с формированием, поддер­жанием или изменением внутригрупповых (групповых) норм. Как поляризация, так и сближение позиций членов группы - это движение к групповым нормам в изменяющихся сравнительных условиях. Сдвиг к внутригрупповой норме не является ни «нормативным», ни «информаци­онным» в старом смысле этих слов. Различие между нормативным и информационным влиянием заменено представлением о том, что базовым процессом влияния становится процесс, при котором нор­мативная позиция людей, категоризируемых индивидуумом как по­хожих на него, субъективно воспринимается им как валидная. Валидность информации устанавливается внутригрупповыми нормами. Люди смещаются в сторону убеждающей их информации, но убеждающей не может быть любая абстрактная ин­формация, оторванная от социального контекста: информация будет убеждающей лишь в той мере, в какой она была валидизирована че­рез ее использование для достижения внутригруппового консенсуса. Аргументы имеют информационную валидность, а позиции других людей - социальную ценность лишь в той мере, в какой они пред­ставляют общие реакции членов группы как единого целого, что, в свою очередь, является следствием социального сравнения и само­категоризации в социальном контексте. Теория самокатегоризации предлагает общий подход к объяснению социальной ценности и ин­формационных процессов.

Подобная трактовка информационного влияния существенно отличается от других теорий. Если обобщить - в основе теории самокатегоризации лежит предположение, что психологиче­ское формирование группы представляет собой основу влияния, а не его результат. Согласно теории зависимости, неоднозначность сти­мула - причина неуверенности индивидуума в себе и его информа­ционной зависимости от других людей, которая, становясь основой влияния, и приводит к образованию социальных норм и групповой структуры. Однако образование группы - необхо­димое предварительное условие влияния. Социальная категоризация других людей как идентичных собственному «Я» приводит к возник­новению общих ожиданий согласия.

 

 



2016-01-05 1191 Обсуждений (0)
Теория самокатегоризации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория самокатегоризации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)