Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъективная валидность



2016-01-05 1172 Обсуждений (0)
Субъективная валидность 0.00 из 5.00 0 оценок




Фундаментальной теоретической концепцией, описывающей субъективный аспект приверженности социальной норме, является Концепция «субъективной валидности» (Festinger, 1950). О человеке, который участвует в каком-либо деле с уверенностью в его при­емлемости, правильности и социальной желательности, т. е. о чело­веке, следующем строго установленной норме, говорят, что у него есть субъективная валидность. Субъективная валидность - это убежден­ность индивидуума в том, что некая идея, суждение или действие - правильны (корректны, справедливы и т. д.). Если социальная норма есть разделенная вера в то, что некие действия приемлемы в данной ситуации, то индивидуумы, действующие в соответствии с этой нор­мой, ощущают свое собственное поведение как субъективно валид­ное. Легко заметить тесную связь между концепцией субъективной валидности и проблемой убеждения. Убеждение - это ис­кусство заставить людей увидеть, что идеи, в которые они верят - ошибочны (субъективно невалидны), а верны (субъективно валид­ны) новые идеи. Во многом центральной теоретической проблемой социального влияния является выявление основ субъективной валидности и невалидности. В языке, на котором мы разговариваем в повседневной жизни, вместо термина «субъективная валидность» обычно используются дру­гие термины, такие как уверенность, компетентность, правильность или просто «ощущение правоты» [11].

 

Личное принятие и публичная уступчивость.

Время от времени каждому из нас приходится, нравится это нам или нет, совершать какие-то действия, которые мы не считаем правильными, т.е. нам приходится проявлять конформизм по отношению к определенным нормам других людей, которые мы можем и не разделять. Разли­чие между конформностью по отношению к своим собственным нор­мам и конформностью по отношению к нормам других людей, которых человек лично не принимает, делает необходимым проведение границы между личным принятием влияния и публичной уступчивостью же­ланиям других. Влияние, которое приводит к изменению личной установки называется личным принятием. Вли­яние, которое изменяет наблюдаемое поведение в нужном направле­нии (но которое не обязательно приводит к изменению личной установки), называется публичной уступчивостью. Группы, в которые человек входит, делятся на референтные и группы членства. Референтная группа выполняет две функции – функцию сравнения (чтобы оценить свое собственное положение и свои установки человек сравнивает себя с группой) и нормативную функцию (человек черпает из таких групп свои нормы и ценности). Группа членства - т.е. группа, к которой принад­лежит данный человек, это группа, членом которой он является(по определенным критериям), но с которой он может психологически не сравнивать себя в плане самооценки или социальных ценностей. Референтные группы делятся в свою очередь на позитивные и негативные. Пози­тивной референтной группой называется группа, привлекательная для индивидуума, которую он внутренне принимает или принадлеж­ности к которой добивается, с ней он ощущает психологическую со­вместимость и отождествляет себя. Негативная референтная груп­па - это группа, внутренне отвергаемая индивидуумом, который не только не отождествляет себя с ней, но и использует ее для того, что­бы определить, кем он не является и кем не хочет быть. [11] Если обобщить, позитивные референтные группы оказывают влияние и на людей, которые в них уже входят и на тех, кто только стремится в них войти - что обычно и приводит к личному принятию норм данной груп­пы. Что же касается уступчивости, то в негативных референтных груп­пах проявляется тенденция к ее навязыванию, и эта тенденция проистека­ет из их власти над людьми, которой они обладают, поскольку эти люди - их члены. Отсюда следует вопрос – есть ли отличия между понятиями власть и понятием влияние.

 

Влияние и власть.

Разграничение власти и влияния в психологии социального вли­яния появилось относительно недавно. Различие между понятиями было введено в науч­ный оборот Московичи в 1976 году. Он первый заявил, что влияние - это то, что вы­зывает субъективное принятие, а власть это лишь источник принуждения и вынужденного подчинения ему. Начиная с 1940-х годов и вплоть до появления в 1970-х годах работ Московичи, было принято трактовать власть как основу влияния и влияние - как проявление власти. В соответствии с традициями, заложенными еще Куртом Левином и личное принятие, и публичное подчинение рассматривались как формы проявления влияния, раз­личие между которыми определялось лишь типом власти, являющейся источником влияния. Противопоставлялась власть, основанная на информации, и власть, контролирующая вознаграждение и издер­жки. Более современный подход рассматривает влияние и власть как альтернативные процессы изменения поведения других людей, при­знавая принятие следствием влияния, а подчинение - следствием употребления власти. Коррелирующие различия между принятием и уступчивостью, референтной группой и группой, к ко­торой принадлежит данный человек, влиянием и властью - все это основные вопросы, к которым социальная психология влияния по­стоянно обращается.



2016-01-05 1172 Обсуждений (0)
Субъективная валидность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъективная валидность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)