Характеристика Западно – Сибирского экономического района
Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская. В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов. Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км2, в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км2, а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км2. в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа. На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей). Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа. Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа. Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа. Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа. Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа. Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа. Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа. Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа. Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа. Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны. Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность. Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов. Следующей отраслью специализации является машиностроение. Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край). Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др. Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес. Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб). Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае. Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог: • Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский» Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается: • на запад–г.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)–г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор; • на восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение. • Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России. • Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень. Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона. Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками. Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов. В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства. Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области. Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.
С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить: 1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах). 2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах). 3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах. 4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов. 5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции
Таблица 2 Транспортные показатели по снабжению материалов.
Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия. Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм) Суммарные затраты на перевозку материалов получаем: 164131600*1,5*0,917=225763015,8 При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917. Таблица 3
Транспортные показатели по снабжению материалов.
Таблица 4
Пример расчета(Канск): 1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт 2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)
Таблица 5
Таблица 6 Стоимость перевозок по вариантам
Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%). 618243788,04 =772804735,05
Таблица 7 Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий
Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске. Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом: Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7600)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |