Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие уровня и качества жизни



2016-01-05 2706 Обсуждений (0)
Понятие уровня и качества жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………............
1 Уровень жизни: понятие, показатели, факторы…………………………….
1.1 Понятие уровня и качества жизни………………………………..............
1.2 Основные показатели уровня жизни……………………………………..
1.3 Факторы, определяющие уровень жизни…………………………...……
2 Анализ уровня жизни в Республике Беларусь…..…………………..............
2.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь……………………….
2.2 Роль государства в повышении уровня жизни в Республике Беларусь..
2.3 Перспективы и проблемы улучшения уровня жизни населения в Республике Беларусь…………………………………………………………...  
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Приложение А Показатели динамики уровня жизни населения в Республике Беларусь……………………………………......  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ ЖИЗНИ, ВВП, ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (ИРЧП), КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, БЕЗРАБОТИЦА, КОЭФФИЦИЕНТ ЗАНЯТОСТИ.

 

Объект исследования – уровень и качество жизни населения.

Предмет исследования – динамика уровня жизни населения в Республике Беларусь.

Цель работы: оценить уровень жизни в Республике Беларусь и рассмотреть меры государства по повышению уровня жизни населения.

Повышение уровня жизни населения – важнейшая задача экономической и социальной политики любого государства. Приоритетом устойчивого развития общества, главным фактором воспроизводства является сам человек. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня жизни населения как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране, направленных на развитие человеческого потенциала. Изучение уровня жизни населения является актуальным направлением анализа социально-экономического развития Беларуси, поскольку повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития страны.

Социально-экономические индикаторы являются составной частью социальных программ. Они позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень жизни населения. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод об актуальности выбранной темы, ведь наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства.

Объектом данной курсовой работы является уровень жизни населения Республики Беларусь.

Предметом работы являются показатели и факторы уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня жизни населения Республики Беларусь.

Целью работы является изучение и сравнительный анализ основных показателей уровня жизни населения Республики Беларусь.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. дать определение уровню и качеству жизни;

2. охарактеризовать основные показатели, используемые в анализе уровня жизни населения;

3. проанализировать динамику уровня жизни населения и факторы его роста в Республике Беларусь.

Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли труды К. Маркса. Исследованиями в этой области занимались С.Л. Брю, Дж.М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, С. Фишер, Э. Энгель, В.Парето.

Также использовались данные из «Банковского вестника», информационно-аналитических интернет-порталов, minfin.gov.by, статистические и нормативные данные Министерства статистики, Национального банка Республики Беларусь.

 

Уровень жизни: понятие, показатели, факторы

Понятие уровня и качества жизни

Уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Понятие «уровень жизни населения» применяется во всём мире. В мировой практике впервые этот термин был предложен в 1954 году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем жизни населения рекомендовалось понимать фактические условия жизни населения, сгруппированные в 12 компонентов. Наряду с материальными и культурными условиями жизни в состав уровня жизни включались здоровье, занятость, условия труда, фонд накопления, человеческие свободы.

Во времена существования Советского Союза понятие «уровень жизни населения» рассматривалось в узком и широком смысле. Под категорией «уровень жизни» в узком смысле понималась достигнутая степень материального благосостояния и культурного развития трудящихся, отражаемая в потребительском бюджете населения. В широком смысле уровень жизни рассматривался как уровень развития и степень удовлетворения потребностей населения. В данном случае речь идёт не только об условиях жизни, но и о жизнедеятельности и развитии способностей людей в сопоставлении с их потребностями и интересами.

Снижение уровня жизни населения в последние годы повлекло за собой повышение интереса со стороны государства, общественности и науки к этой проблеме. Споры по определению категории «уровень жизни населения» и её месту и значимости в системе общественных отношений продолжаются и в настоящее время. Существует множество определений уровня жизни населения, используемых в официальных материалах и научной литературе. Разработаны различные подходы и методы определения показателей, отражающих экономические и социальные аспекты. Наряду с понятием «уровень жизни населения» рассматриваются такие понятия, как «образ жизни людей», «качество жизни», «стиль жизни» и т.д.

Изучение различных научных оценок категории «уровень жизни» позволило остановиться на следующем определении. Под уровнем жизни населения понимается обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и накопления, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны.

В категории «уровень жизни населения» можно выделить следующие составляющие:

1. натурально-вещественное содержание (классификация потребляемых благ на материальные и духовные);

2. отражение достигнутого уровня обеспеченности и потребления благ и услуг;

3. характеристика уровня удовлетворения потребностей людей в этих благах и услугах.

Структура основных составляющих уровня жизни позволяет отождествлять его с уровнем благосостояния. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домашнем хозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определённому уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни.

Можно выделить четыре уровня жизни населения:

1. достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

2. нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

3. бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);

4. нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека).

Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения, определяющих физическое, ментальное, социально-культурное развитие человека, группы или сообщества людей.

Качество жизни населения данной территории или государства определяется рядом экономических, социальных, демографических, техногенных, географических, экологических, политических и моральных факторов.

Среди объективных факторов выделяют:

- потребление продуктов питания;

- уровень занятости;

- жилищные условия;

- развития сферы услуг;

- образования;

- социального обеспечения.

Основные субъективные факторы – это удовлетворённость работой и жизненными условиями, социальным статусом индивида, финансовым положением семьи и семейными отношениями. Таким образом, концепция качества жизни включает все аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Все показатели, дающие количественную оценку различных составляющих качества жизни, можно условно разделить на позитивные и негативные.

Позитивные факторы:

1. ВВП на душу населения;

2. ожидаемая продолжительность жизни;

3. коэффициент материнской смертности;

4. доля государственных расходов на здравоохранение;

5. количество инвалидов;

6. продолжительность рабочей недели;

7. число килокалорий, потребляемых на душу населения и т. д.

Негативные показатели отражают низкое качество жизни, но имеют огромное значение для анализа его динамики в странах, население которых составляет пока ещё подавляющее большинство в мире. Это такие показатели, как число случаев недоедания, учитываемых, прежде всего для детей до 5 лет; доля во всём населении семей, не имеющих доступа к безопасной воде, которая рассчитывается, прежде всего для сельской местности; численность и доля населения, не доживающего до 40-летнего возраста; доля населения, не имеющего доступа к услугам в области здравоохранения или к другим базовым социальным услугам.

К этой группе негативных показателей относятся также уровень экологической деградации в маргинальных районах, сравнение доли военных расходов в ВВП с долей военных расходов в совокупных расходах государства на образование и здравоохранение, выявляющее реальное бремя населения и потенциальную нагрузку, снижающую как качество жизни, так и возможности его повышения.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
Здоровье Социально-личностное благополучие Благосостояние
     
- состояние здоровья человека - состояние здравоохранения - состояние жизнеобеспечения - экологическая безопасность   - социально-демографический потенциал - самореализация граждан - социальное самочувствие   - текущие доходы - накопление  

Рисунок 1 – Классификация качества жизни



2016-01-05 2706 Обсуждений (0)
Понятие уровня и качества жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие уровня и качества жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)