Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы и проблемы улучшения уровня жизни населения в Республике Беларусь



2016-01-05 1622 Обсуждений (0)
Перспективы и проблемы улучшения уровня жизни населения в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Главной целью социальной политики любого государства является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Для этого государство должно создать в стране такие условия для каждого её жителя, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом следует делать акцент на совершенствование структуры доходов населения и повышение роли оплаты труда. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения. Кроме того государство должно выполнять социальные обязательства перед нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пенсионеры, инвалиды, сироты, безработные и др.).

Для реализации социальной политики государством разрабатываются различные социально-экономические программы. В данное время в Республике Беларусь являются основными:

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года;

2. Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧЭС на 2011–2015 годы.

Кроме того создано множество целевых программ, таких как: Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Здоровье», Национальная жилищная программа и др.

Как все эти программы, так и социальная политика в общем разрабатываются для того, чтобы каждый житель нашей страны мог ощутить реальную заботу, знать, что про него не забудут, и быть уверенным, что живет в социально справедливом государстве. Идеальной социальная политика государства будет тогда, когда экономически незащищённые слои населения будут получать от государства такую поддержку, которая позволит им жить спокойно, а не пытаться свести концы с концами, а экономически активные слои будут проявлять максимум инициативы для достижения как своих личных целей, так и общественных.

Как бы не отличались уровни экономического развития различных стран, но за многие годы не придумали никаких особо новых и сверхрезультативных способов повышения уровня жизни. Они в принципе остаются одни и те же, только имеют различную специфику в разных странах. У нас в Республике Беларусь, будут применяться практически все методы, что применяются в высокоразвитых странах. Так же будет немало и каких-либо своих методов, и интенсивность всего комплекса этих мероприятий будет гораздо большей. На основе анализа уровня жизни за последнее десятилетие, социально-экономических программ, разработанных правительством, и тенденции их реализации, можно выделить следующие пути повышения уровня жизни в нашей республике:

- создание условий для общего роста реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; повышения их реального содержания; повышение роли оплаты труда, как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;

- создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей. Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики (поддержка малого бизнеса);

- снижение уровня малообеспеченности путём совершенствования государственной адресной социальной помощи и рационализации системы льгот; развития системы пенсионного обеспечения и повышения реальной пенсии по возрасту; совершенствования механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования;

- для улучшения демографической ситуации необходимо не только принимать меры по повышению рождаемости и снижению смертности, но также должна быть обеспечена государственная и правовая защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка семей в связи с рождением и воспитанием детей; укрепление престижа семьи в обществе;

- в сфере образования необходимо обеспечить доступность всех уровней образования, совершенствования их качества как при помощи внедрения новых информационных образовательных технологий, так и расширяя использование тех технологий, которые сберегают здоровье учащихся; приведение системы образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства; повышение качества подготовки специалистов высокой квалификации с учётом с требований национальной экономики;

- в области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе внедрения передовых медицинских технологий, создания научно-практических центров и перераспределение ресурсов и медицинских кадров со стационарной на амбулаторно-поликлиническую и мобильную формы оказания медицинских услуг; разработка и принятие эффективных мер по искоренению вредных привычек, поддержки и пропаганды здорового образа жизни.

- так же организовать работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей; создать эффективную правовую и законодательную базы и противодействовать криминализации жизни общества;

- как бы красиво и оптимистично ни выглядело это всё на бумаге, однако в реальной жизни дело обстоит гораздо сложнее. Если говорить обобщённо, то сравнительно низкий уровень жизни в нашей стране сочетается с очень высокой грамотностью и уровнем образования населения. Население любой страны является её человеческим и социальным капиталом, особенностью которого является тот факт, что в процессе его использования он только приумножается. Однако если не находить ему применение, социальный капитал будет уменьшаться как количественно, так и качественно.

Не смотря на то, что уровень образования в Беларуси очень высок, престиж и заработная плата работников науки находится на низком уровне. Это в свою очередь порождает трудовую и научную миграцию за границу в поисках большей оплаты труда, возможностей самореализации и лучшего уровня жизни. Как обычный человек, найдя стабильность за границей, старается перевезти туда свою семью, так и учёные «вывозят» следом за собой аспирантов и младших научных сотрудников, которыми они руководят. А между тем, подготовка одного доктора наук обходится нашей стране в 400-800 тысяч долларов США.

Это весьма отрицательно сказывается как на экономике в настоящее время, так и на её перспективном развитии. Из мирового опыта известно, что опережающее развитие образования прямо влияет на формирование инвестиционной привлекательности страны и обеспечивает технологический прорыв. Если так и дальше будет продолжаться, то наша страна будет терпеть убытки в трёхкратном размере: тратить средства на подготовку кадров, не получать от них прибыли из-за их эмиграции и даже не надеяться ни на какие иностранные инвестиции.

Еще одной причиной является юридическая неосведомлённость населения. Начиная с того, что люди очень часто не знают о полагающихся им льготам, выплатам и преимуществам; также не имеют практического опыта защиты своих нарушенных прав и заканчивая тем, что, имея какие-либо проекты, люди не знают как их реализовать и в результате проекты либо остаются нереализованными, или прибыль за них получает другой человек. Порой бывает и так, что человек знает все свои права, но намеренно не берётся решать проблему, так как это приведёт к возникновению бесчисленного множества мелких проблем и огромным затратам времени.

Республика Беларусь занимает одну из лидирующих позиций среди стран СНГ по уровню заработной платы. На данный момент в Беларуси созданы основные возможности для того, чтобы люди своим трудом могли обеспечить себя и свои семьи необходимым доходом. Главной же целью социально-экономического развития Республики Беларусь на ближайшие годы является повышение уровня и качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики. До 2030 года предусматривается обеспечить существенное повышение уровня занятости населения, размеров заработной платы, пенсий, социальных выплат, дальнейшее развитие и совершенствование здравоохранения, культурно-образовательной сферы, укрепление социальных гарантий и стандартов. Это выполнимо, но требует напряжённой работы всех звеньев экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. уровень жизни и качество жизни являются важными категориями экономической науки, но это не тождественные понятия. Уровень жизни означает степень удовлетворения основных человеческих потребностей и условия его жизнедеятельности, а качество жизни – полноту удовлетворения как основных потребностей, так и всех существующих в различных её аспектах. Таким образом, качество жизни отражает степень удовлетворения целого комплекса разнообразных материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей людей и является более широким понятием;

2. на современном этапе экономическая наука накопила множество различных эффективных подходов и теорий к изучению уровня жизни, разработано множество систем статистических показателей, позволяющих отследить динамику данного явления. Основными показателями, характеризующими уровень жизни населения любой страны, являются средняя продолжительность жизни, показатели ВВП на душу населения и расходы на образование;

3. факторы, определяющие динамику уровня жизни населения могут быть прямого и косвенного характера воздействия. Среди существенных факторов – политические и экономические имеют наибольшее значение и кардинально влияют на изменение уровня жизни населения. Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества;

4. Республика Беларусь относится к группе стран со средним уровнем развития. Согласно «Докладу ООН о развитии человека» за 2013 год наша страна занимает 53 позицию с результатом ИРЧП равным 0,786. В Беларуси последовательно проводится социально ориентированная экономическая политика, главной целью которой является рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Наблюдаются высокие темпы роста денежных доходов населения. Уровень безработицы в Республике Беларусь самый низкий на постсоветском пространстве, наблюдается снижение уровня малообеспеченности. Наблюдается снижение смертности. Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является поло­жительной, и это говорит о последовательном повы­шении уровня жизни;

5. состояние экономики напрямую влияет на уровень жизни народа, поэтому экономическое развитие – не самоцель, а средство улучшения жизни народа. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня жизни населения как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране направленных на развитие человеческого потенциала. Действия, предпринимаемые государством для повышения уровня жизни населения, называются социальной политикой. Её цель – обеспечение дальнейшего экономического роста и установление социальной справедливости.

6. главной целью социальной политики любого государства является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения. Основные направления политики в Беларуси – это политика доходов и трудовой занятости, социальная защита малообеспеченных слоёв населения, развитие сети и отраслей социальных услуг. Предотвращение бедности остается важнейшей задачей государственной социальной политики в Республике Беларусь на долгосрочную перспективу. Основным направлением социальной политики Беларуси является повышение уровня жизни населения за счет стимулирования его экономической активности;

7. наиболее распространённым в Беларуси метод повышения уровня жизни стало повышение уровня реальной заработной платы, которая является стимулом роста производительности труда и экономической активности населения. Это с одной стороны приводит к росту налоговых отчислений, и следовательно увеличению доходной части бюджета, а с другой стороны – к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства. Также действенным методом является разработка государственных программ развития на десятилетия и специальных целевых программ. Такие программы разрабатываются как на государственном уровне, так и на международном;

8. уровень жизни в Республике Беларусь можно отнести в целом к среднему, и по анализу представленных данных, наблюдается тенденция его стабильного роста.

 



2016-01-05 1622 Обсуждений (0)
Перспективы и проблемы улучшения уровня жизни населения в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы и проблемы улучшения уровня жизни населения в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1622)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)