Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функционалистская школа в США в начале 20 века: Холл, Старбэк, Леуба, Коу, Пратт



2016-01-02 1235 Обсуждений (0)
Функционалистская школа в США в начале 20 века: Холл, Старбэк, Леуба, Коу, Пратт 0.00 из 5.00 0 оценок




Существенное влияние на понимание психологии религиозности оказали идеи американского психолога Г. Стэнли Холла (1846 – 1924), который, по мнению Д. Пратта, бесспорно заслужил честь считаться родоначальником психологии религии.

Стенли Холл впервые предпринимает попытку показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая недостаточно прослежена и до настоящего времени – теория рекапитуляции.

Концепция рекапитуляции и биогенетический принцип, развитые Холлом, являют собой пример эмпирического поиска закона, который он сам применил к религиозному развитию индивида. Религиозное развитие индивида, предполагает Холл, повторяет религиозное развитие всего вида. Он представляет религиозное развитие по принципу эмбрионального развития: онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Он выдвинул гипотезу, что основные религиозные чувства могут быть развиты в первые месяцы младенчества, благодаря заботливому уходу за телом ребенка, посредством устранения неприятных воздействий и ощущений: стимулируется развитие доверия, благодарности, зависимости и любви, в начале это отношение направлено на мать, затем на Бога. Как только ребенок выходит из состояния неосознанности, он проходит ряд стадий развития, которые соответствуют различным формам религии: фетишизму, поклонению природе и другим идолопоклонническим стадиям. Миссионерская задача состоит в том, чтобы разрушить другие традиции, но распознать истину, которую они содержат.

Серьезную опасность, по мнению Холла, представляет то, раннее религиозное развитие часто приводит к длительному религиозному инфантилизму, следовательно, религиозное воспитание должно происходить очень осторожно, с учетом развития способности ребенка контролировать свои интересы и потребности, необходимо избегать абстрактных догматических идей и других методов «насильственного вскармливания».

Первая религия – любовь к природе, ее нужно дать и ребенку – формирование благоговения. Предъюношеский возраст – возраст поклонения кумирам, доминирования эмоций страха, гнева, ревности – здесь нужно подчеркнуть Закон и правосудия, чтобы сформировать благоговейный страх. Истинный религиозный опыт может быть только с юношеского возраста – высшая точка развития религиозности, ибо до них – подготовление, а затем люди концентрируются на доктрине.

Большинство случаев религиозного обращения происходит в период сексуального созревания. Существует связь по принципу сходства-различия между религиозностью и сексуальной любовью. Тенденция колебаться между самоутверждением и самоотрицанием, фанатичной сосредоточенностью на предмете. Также их связь выражается в языке, используемом как для выражения сексуальной любви, так и для церковных гимнов. Отличие – трансцендентный объект никогда не воспринимается как объект реального сексуального желания.

Юность – поворотный пункт от эгоцентризма к альтруизму. Только религия в состоянии максимально развить чувство любви. Юность решающий возраст, когда Новый Завет должен быть изучен. Библия вообще адресована тем, кто не достиг еще 20 лет. Для более высоких возрастов: нужно изучать отцов церкви, философию религии, этику, психологию.

Наука и философия не противостоят религии. В человеке всегда находятся рудименты предыдущих стадий религии, важно лишь то, какая стадия будет преобладать. Религия – средство наиболее полного развития внутренней жизни человека.

 

ХОЛЛ Гренвилл Стэнли (1846–1924) - американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики. С целью исследования детской психики Х. широко распространял вопросники, отвечая на которые дети должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), о своем отношении к другим людям («Юность», 1904). Методика вопросников встретила резкую критику, поскольку строилась на признании достоверности высказываний детей о самих себе. Впоследствии метод вопросников был заменен методом тестов.

В объяснении психического развития ребенка Х. опирался на биогенетический закон, на основе к-рого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества). Формирование психики детей трактовалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и «изживанием» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен.

Из применения биогенетического закона к психологии детей следовали неприемлемые для современной науки выводы. Х. настаивал, в частности, на том, что детям нужно предоставлять возможность проходить через анимистические, религиозные и др. стадии в своем развитии («Проблемы воспитания», 1911).

 

Книга Эдвина Старбэка (1866—1947) «Психология религии». Построенная на большом эмпирическом материале, она оказала заметное влияние на развитие психологии религии. Старбэк первым использовал анкетный метод, ставший одним из самых распространенных методов изучения религиозного сознания.

Концепция религии Старбэка была основана на популярных в психологии того времени биогенетических теориях. Он рассматривал религию как биологическое явление, коренящееся во врожденных инстинктах, как особого рода приспособление человека к окружающей среде. Хотя биологизация религии наносила удар по теологической идее божественного откровения, сам Старбэк был далек от научной критики религии. По характеристике одного из английских коллег, он был «защитником либерально-евангелического типа христианства», и это обусловило апологетическую направленность его трудов. Старбэк считал религию необходимой и непреходящей формой духовной жизни людей.

 

 

Д. М. Угринович Психология религии
ГЛАВА ПЕРВАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРЕДМЕТ МАРКСИСТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ

И сразу же возникает вопрос: на каком уровне психологического исследования, с помощью какой науки можно выявить психологические особенности верующих? Неоднократно предпринимались попытки выявить их на физиологическом уровне. В XIX в. и в начале XX в. некоторые зарубежные психологи писали о существовании особого "религиозного инстинкта". Американский психолог Дж. Коу (1861-1951) считал, что религиозный инстинкт в той же мере присущ человеку, как и инстинкт воспроизведения рода.

 

Особое место среди основоположников психологии религии занимает Джемс Леуба (1868—1946). Его первая работа «Психология религиозных феноменов» появилась в 1896 г. Она продемонстрировала существенное отличие мировоззренческих позиций Леуба от позиций его коллег. Объективность и естественнонаучная методология – ее основные черты. Воспитанный в духе буржуазного свободомыслия, Дж. Леуба был неутомимым борцом с религиозным мракобесием.

Считал, что хотя психология религии и не должна затрагивать «метафизические проблемы», но ничто не мешает ей «снабжать философию материалом, который та может использовать для поддержки религиозного взгляда на реальность».

 

Он утверждал,

- что на протяжении всей истории религия была средством одурманивания людей,

- что религиозный опыт не является основанием для признания сверхъестественного,

- что в основе мистических состояний лежат естественные психические процессы,

- что религиозная психотерапия не всегда эффективна, а подчас и вредна.

Борясь с ортодоксальным христианством, он не отрицал необходимости в религии вообще. Вместо невежественной и косной религии Леуба предлагал учредить так называемую просвещенную, гуманистическую религию, не противоречащую научным знаниям, религию, которая стала бы опорой новой этики.

 

Джозеф Пратт (1910-1979) рассматривал религиозные верования как исторические образования.

 

Books

· Stuart, C. E., & Pratt, J. G. (1937). A Handbook for Testing Extra-sensory Perception. New York, NY, US: Farrar and Rinehart.

· Pratt, J. G., Rhine, J. B., Smith, B. M., Stuart, C. E., & Greenwood, J. A. (1940). Extra-Sensory Perception after Sixty Years. New York, NY, US: Henry Holt.

· Rhine, J. B., & Pratt, J. G. (1957). Parapsychology: Frontier Science of the Mind. Springfield, IL, US Charles C. Thomas.

· Pratt, J. G. (1964). Parapsychology: An Insider's View of ESP. London, UK: W.H. Allen.

· Pratt, J. G. (1973). ESP Research Today: A Study of Developments in Parapsychology since 1960. Metuchen, NJ, US: Scarecrow Press.

 

Journal articles

· Pratt, J. G. (1936). Towards a method of evaluating mediumistic material. Bulletin of the Boston Society for Psychic Research, 23.

· Pratt, J. G., & Woodruff, J. L. (1939). Size of stimulus symbols in extrasensory perception. Journal of Parapsychology, 3, 121-158

 

Религия – непреодолимое стремление человека постичь высшую реальность и определить свое отношение к ней.

Его работа «Религиозное сознание» занимает второе место после «многообазия…» Джеймса. Он воспринимает всерьез религиозный опыт, но его подход отличается от Джеймса. Пратт рассматривает богатый и глубокий, но не надрывный опыт, уделяет гораздо меньше внимания драматическим переживаниям непроизвольного обращения. Наиболее частое обращение – это результат намеренных действий, предпринимаемых лицами. Он также лишает привилегированного значения крайние формы обращения. Ему присуще представление о стадиях религиозного развития в течение жизни.

Религия имеет эмоциональную основу: «религия в своей подлинной сути имеет скорее эмоциональную, чем интеллектуальную природу…».

Писал, что «веру можно кратко определить как ментальную (умственную. — Д.У.) установку, утверждающую реальность данного объекта». При этом понятие веры трактовалось Праттом весьма широко и включало различные виды нерелигиозной веры.

 

Дж. Пратт выделял три вида веры:

Наивную доверчивость

свойственна, по его мнению, детям, которые руководствуются принципом: «существовать — значит быть воспринимаемым», и поэтому не всегда могут отделить реальные объекты от воображаемых.

Интеллектуальную

возможен лишь при наличии сомнения и требует определенных доказательств.

Эмоциональную веру.

вера, имеющая своим источником жизненные потребности и глубокие чувства, нередко создающие иллюзию реальности объектов, в действительности не существующих

 



2016-01-02 1235 Обсуждений (0)
Функционалистская школа в США в начале 20 века: Холл, Старбэк, Леуба, Коу, Пратт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функционалистская школа в США в начале 20 века: Холл, Старбэк, Леуба, Коу, Пратт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)