Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работы французской школы психологии религии: Флурнуа, Жане, Шарко



2016-01-02 1100 Обсуждений (0)
Работы французской школы психологии религии: Флурнуа, Жане, Шарко 0.00 из 5.00 0 оценок




ФлурнуаТ. Флурнуа (1854-1920) провозгласил возникновение нового направления в психологии религии, которое называл “биологическим”. Это течение противопоставлялось прежней, исключительно описательной психологии религии. “Биологическим” новое направление стало потому, что такая психология религии объявлялась преимущественно “физиологической”, “генетической”, “сравнительной”, “динамической”.

Как физиологическое это направление выступает постольку поскольку стремится отыскать все органические условия религиозных явлений.

Как генетическая - потому что рассматривает религиозную жизнь и ее зависимость от внешних и внутренних фактов, которые могут иметь влияние на ее развитие.

Как сравнительная – вследствие распространения круга своих исследований на сколько возможно широкое число лиц и сравнение их внутреннего опыта.

Флурнуа подчеркивал, что одной из центральной задач этой психологии является систематичность и выявление закономерностей: исследователи стремятся путем "анкеты, сравнений, статистики подняться выше уровня голых или чисто индивидуальных фактов, дать общую картину и установить какую-либо классификацию или законы”, что должно приблизить психологию к эталонам естественнонаучного знания.

 

Флурнуа выделил принципы психологии религии:

1) применение методов научной психологии. Главная задача – систематизация отдельных фактов и выявление закономерностей психологической составляющей религиозной жизни.

2) принцип исключение трансцендентности. Психологу следует воздерживаться от суждений о ценности религиозных представлений и вопроса о существовании трансцендентых объектов.

3) биологическое объяснение религиозных феноменов. Религия – необходимая функция человеческого организма.

 

Шарко изучал наследственные формы нервных болезней и неосознаваемые психические явления, а также различные (в том числе хронические) заболевания нервнойсистемы; он разработал ряд новых методов психотерапии (например, душ Шарко - гидромассаж сильной струёй воды из шланга).

Увлекаясь вопросами психологии художественного творчества, он также одним из первых отметил психотерапевтическое воздействие произведений искусства. Несмотря на широту профессиональных интересов, наиболее серьезное внимание Шарко уделял проблеме истерии, различные проявления которой им были впервые описаны и исследованы. Занимался гипнотизмом, указал на связь психологии и физиологии, повлиял на Фрейда.

Шарко говорил о целительной силе веры (самовнушения): все знаменитые исцеления от икон и мощей происходят благодаря уверенноcти человека в своем грядущем выздоровлении.

Он считал, что знаменитые целители сами изначально страдали истерией от которой впоследствии они стали исцелять – Св. Тереза, Франциск Ассизский

 

П. Жане

П. Жане в своей книге “Неврозы и фиксированные идеи”(значительная часть которой посвящена религиозным феноменам). Он констатировал прежде всего отход современной психологии от интроспективных методов: “Психологические исследования... приняли совершенно новое направление. Не ограничиваясь, как прежде, разбором и описанием собственных ощущений, современный психолог направляет свое внимание на другого человека, исследует, как он держит себя, как поступает, как и что говорит и пишет, и, уже основываясь на всем этом, делает заключение о его чувствах и идеях. Таким образом, к чисто субъективной психологии наших прежних учителей присоединилась психология в некоторой мере объективная, которая привела к установлению новых и точных фактов, давших нам возможность и лучше понять прежние наблюдения, и в особенности расширить область исследования нравственных явлений”. Он дает подробный медицинский анализ случая «одержимостью бесами, который был квалифицирован им как невроз и излечен с помощью гипноза.

 

Продолжая работы врача Ж. М. Шарко, развил психологическую концепцию неврозов. Жане выдвинул концепцию неврозов как нарушения равновесия между высшими и низшими психическими функциями. В отличие от психоаналитиков, он относил к сфере бессознательного лишь простейшие психические автоматизмы.

Жане объяснял истерические и психастенические состояния как вызванные «пониженным психическим напряжением» и ввел понятие диссоциации.

В 1920 - 1930-е гг. Жане обратился к построению общей психологической теории, в рамках которой получили свою интерпретацию почти все психические явления. Рассматривая психологию как науку "о фактах сознания", Жане считал, что психология должна быть "объективной в том смысле, что ее предметом должно быть непосредственно наблюдаемое..." При этом Жане старался избегать крайностей бихевиоризма, отмечая, что нужно рассматривать сознание "как особую форму акта, настраивающуюся над элементарным поведением..."

 

Ж. разработал сложную иерархическую систему форм поведения от простейших рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Ж. развивает исторический подход к психике человека, особо выделяя социальный уровень поведения; его производные — воля, память, мышление, самосознание. Возникновение языка Ж. связывает с развитием памяти и представлений о времени. Мышление генетически рассматривается им как заместитель реального действия, функционирующий в форме внутренней речи.

 

 



2016-01-02 1100 Обсуждений (0)
Работы французской школы психологии религии: Флурнуа, Жане, Шарко 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работы французской школы психологии религии: Флурнуа, Жане, Шарко

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1100)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)