Источники формирования оборотного капитала предприятия
Источники, из которых формируются оборотные средства, отражаются в пассиве бухгалтерского баланса. Традиционные источники формирования оборотного капитала организации можно разделить на следующие группы: • собственные источники — собственный капитал; • средства, приравненные к собственным, — устойчивые пассивы; • заемные источники — краткосрочные кредиты банков; • товарный кредит; • привлеченные средства — кредиторская задолженность предприятия. Собственные источники наиболее важны, так как от их удельного веса в общем финансировании оборотных активов зависит финансовая устойчивость организации. Собственный оборотный капитал обеспечивает имущественную и оперативную самостоятельность и формируется из средств уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, а также целевых поступлений и финансирования, а также нераспределенной прибыли. Первоначально формирование собственного капитала осуществляется в момент создания организации. Она обеспечивается основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления коммерческой деятельности в размерах, определенных учредительными документами. В этих целях в зависимости от организационно-правовых форм формируется уставный (складочный, паевой) капитал, что относится к корпоративным коммерческим организациям — хозяйственным обществам, хозяйственным товариществам и производственным кооперативам, или уставный фонд – на унитарных и федеральных казенных предприятиях. Часть средств, инвестированных учредителями, направляется на приобретение производственных запасов, поступающих в производство для изготовления товарной продукции, выполнения работ, оказания услуг. В дальнейшем пополнение оборотных средств, авансируемых организацией на возобновление производственного цикла, может осуществляться за счет полученной выручки от продажи продукции и собственных средств, полученных организацией в процессе деятельности, главным образом за счет части нераспределенном прибыли, которая направляется на пополнение оборотных средств и финансирование их прироста. Это зависит как от накопленной нераспределенной прибыли прошлых лет, финансовых результатов текущего года, намечаемых направлений использования прибыли (инвестирования в капитальные вложения, выплаты доходов собственникам, расходования на потребление работникам, на социальные нужды и т.п.), так и от изменения норматива оборотных средств, от возможностей привлечения иных источников. В условиях полной хозяйственной самостоятельности, когда организации наделены широкими полномочиями в распоряжении собственным имуществом, в том числе и денежными средствами, в их обороте могут находиться прочие собственные средства в виде временно не используемых фондов денежных средств. Средства этих фондов, имеющих целевое назначение, в современных условиях вовлекаются в текущий оборот по приобретению производственных запасов, покрытию затрат, связанных с сезонным характером производства, особенностями отгрузки готовой продукции, спецификой осуществления расчетов и т.п. Все это нарушает принцип целевого использования перечисленных фондов денежных средств. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации такой путь позволяет расширить финансовые вложения в оборотный капитал и одновременно решить задачи по стабилизации величины собственного капитала, вложенного в текущий оборот. Этот путь в известной мере уменьшает зависимость организаций от заемных средств и в конечном итоге ведет к повышению их платежеспособности и ликвидности. Кроме собственных финансовых ресурсов в обороте организации находятся заемные средства, основу которых составляют краткосрочные кредиты банков и займы. Заемные источники для пополнения оборотных средств традиционно включают краткосрочные ссуды коммерческихбанков, которые выдаются на основе кредитных договоров. Они используются для создания сезонных запасов сырья и материалов, временного недостатка собственных оборотных средств и т.п. Коммерческие кредиты — это кредиты других организаций, которые предоставляются в виде займов, авансов и векселей для осуществления расчетных операций. Несмотря на повышение роли заемных средств в формировании оборотного капитала, далеко не все организации имеют возможность привлекать заемные средства для его пополнения, что связано с дороговизной кредитных ресурсов. Следует отметить, что использование векселя в качестве платежного средства еще не получило должного распространения. Между тем привлечение заемных средств экономически оправданно, так как покрывает временную дополнительную потребность организации в оборотных средствах. К привлеченным организацией в хозяйственный оборот средствам относится кредиторская задолженность, которая представляет собой бесплатный денежный ресурс, возникающий вследствие существующего порядка оплаты готовой продукции и услуг. В отличие от устойчивых пассивов, кредиторская задолженность — не планируемый источник формирования оборотных средств. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и вследствие несоблюдения организацией сроков оплаты продукции и расчетных документов.
Тема 8 Финансовый план промышленного предприятия (Баланс доходов и расходов) 8.1. Экономическое содержание и место финансового планирования в осуществлении хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений хозяйствующего субъекта. Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определении путей их наиболее эффективного достижения. Система финансового планирования в организациях, сложившаяся за последнее десятилетие, имеет ряд серьезных недостатков: 1. Процесс планирования по традиции начинается с производства, а не со сбыта продукции. 2. Планирование сегодня — процесс очень трудоемкий. Существующие планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, большинство из которых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и 3. Процесс финансового планирования затянут во времени, что не 4. При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: оптовая цена предприятия формируется без учета рыночной конъюнктуры. 5. На предприятиях, как правило, отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные, не используется понятие маржинальной прибыли, не всегда проводится анализ безубыточности продаж. 6. В процессе финансового планирования не оценивается эффект операционного рычага, не ведется расчет запаса финансовой прочности. 7. Существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости предприятия в изменяющихся рыночных условиях. Западная финансовая наука рассматривает финансовое планирование не только как главную функцию финансового менеджмента, но и как индикатор эффективности всей деятельности организации. Большинствороссийских предприятий еще не приобщились к управлению финансами через механизм финансового планирования. Это вызвано рядом причин: Ø отсутствием ясных целей и понимания миссии организации ее руководством; Ø трудностями многих хозяйствующих субъектов при определении реальной потребности в текущих ресурсах (производственные, трудовые и т.п.); Ø недостаточным умением современной российской организации ориентироваться в рыночной ситуации, так как планы и финансовые средства им уже не устанавливаются «сверху»; Ø отсутствием на современных предприятиях отлаженной системы представления достоверной информации в нужное время, нужным людям, в нужные сроки. Однако наряду с осознанной необходимостью широкого применения современного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях: • высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование); • незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; • отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов. Основные задачи финансового планирования на предприятии следующие: • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; • соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Отечественная финансовая наука выработала ряд принципов финансового планирования. 1. Научность финансового планирования отражает состояние развития финансовой науки и требует совершенствования методов разработки финансовых планов. На этой основе возможно неуклонное повышение качества финансовых планов и их роли в эффективном управлении финансами организаций. Более полный учет реальных экономических условий, объективных законов рыночной экономики, силы их действия в конкретных ситуациях ведет к появлению новых схем и моделей финансового планирования, позволяющих более полно учесть специфику финансов различных отраслей экономики и даже отдельных хозяйствующих субъектов. 2. Целевая направленность финансового планирования — один из основных принципов организации управления финансами. В соответствии с ним необходимо, прежде всего, четко сформулировать миссию организации и определить те стратегические цели, в решении которых большое значение отводится финансовым планам. Целевая направленность не остается неизменной: она меняется на каждом этапе жизненного цикла организации. 3. Системный характер планирования состоит в том, что финансовое планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (финансовые планы или бюджеты всех структурных подразделений хозяйствующего субъекта), которые направлены на достижение стратегической цели организации. 4. Координацияфинансовых планов заключается в том, что финансовые планы всех структурных подразделений взаимосвязаны и взаимозависимы. 5. Непрерывность и гибкостьпроцесса финансового планировании - это важнейшая предпосылка эффективного управления финансами, состоит в систематической разработке и корректировке всех планов организации (план продаж — план производства — план закупок). 6. Соответствиеисточников финансирования цели их привлечения. Инструмент должен соответствовать цели. Например, для модернизации основных фондов целесообразно привлекать долгосрочные источники финансирования, для покупки дополнительных оборотных средств — краткосрочные. 7. Обеспечение ликвидности и финансовой устойчивостиорганизации при финансовом планировании ее деятельности. Например, сумма оборотных средств организации должна всегда превышать сумму его краткосрочной задолженности. Объектом финансового планирования организации служат все виды ее деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая, а также их отдельные элементы: • выручка от продажи продукции; • прибыль и ее распределение; • объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов; • взносы в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования; • объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка; • объем капитальных вложений и источники их финансирования; • плановая потребность в оборотных средствах и финансирование их прироста.
8.2. Финансовый план промышленного предприятия. Его содержание и структура. Одним из наиболее распространенных видов перспективного планирования является бизнес-план (рис. 8.2.1.).
\
Он представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального плана финансово-коммерческих мероприятий на перспективу. Он описывает основные аспекты будущего проекта, выявляет и анализирует проблемы, с которыми предприниматель может столкнуться при реализации своих целей в условиях рыночной экономики, и определяет способы и конкретные пути решения этих проблем. Преимуществами бизнес-плана является то, что он позволяет проанализировать собственные идеи, проверить их реалистичность, оценить затраты, определить прибыльность, рентабельность и источники финансирования планируемого коммерческого мероприятия, оценить риск. Бизнес-план может иметь различные формы представления. Его основными моментами являются: описание преимуществ проекта; описание товара, ради которого задумывается проект; оценка рынка сбыта товара; оценка рыночной конъюнктуры; оценка информации и о конкурентах: описание основных элементов плана маркетинга; описание производства; описание организационной схемы реализации мероприятия; планирование работы персонала; проработка правовых аспектов мероприятия; оценка, прогнозирование и управление разного рода рисками; разработка финансового плана (прогноза) коммерческого предприятия и выработка стратегии его финансирования. Итогом бизнес-плана является разработка финансового плана (прогноза) коммерческого мероприятия и разработка стратегии финансирования. Эти разделы призваны обобщить все предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Как правило, это сводится к подготовке следующих документов: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия; прогнозируемый отчет о прибыли; сводная таблица доходов и затрат; график достижения безубыточности; таблица условий безубыточности и другие вспомогательные таблицы. На основании финансового плана определяются решения, связанные с вопросами стратегиифинансирования: определяется, сколько нужно средств для создания или развития предприятия; откуда намечается получить деньги и в какой форме; когда можно ожидать полного возврата авансированных средств и получения инвесторами дохода и пр. 8.3. Оперативные финансовые планы предприятия. Контроль за выполнением плана на предприятии. Оперативное внутрифирменное планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и других. Кредитный план – план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договором сроки. Кассовый план – план оборота наличия денежных средств, отражающих поступления и выплаты денег через кассу предприятия. Составляется на кварталы. Состоит из четырех разделов: Ø поступление наличных денег; Ø расход наличных денег; Ø расчет выплат заработной платы; Ø календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат. Платежный календарь – это план рациональной организации оперативной деятельности компании. В календаре взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Он охватывает движение всех денежных средств предприятия. Используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью. Составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через расчетный и ссудный счета банка. Разрабатывается путем уточнения и конкретизации плановых показателей за квартал и их разбивки по месяцам, неделям и так далее. Составление платежного календаря проводится в несколько этапов:
Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации. 8.4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования. Бюджетирование – это: • Один из основных инструментов управления компанией. • Процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью построения и исполнения взаимосвязанных бюджетов и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей. Бюджет– это: • Количественное выражение плана, способ координации и контроля за его выполнением. • Финансовый документ, содержащий плановые показатели деятельности организации на ближайшую (операционную) перспективу. Каждый отдельный бюджет имеет строго целевое назначение. Основной бюджет (главный бюджет) охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Цель введения системы бюджетирования - достижение целей самой организации. Сущность бюджетирования состоит в том, что, исходя из стратегических и тактических целей планируется деятельность организации. Деятельность организации воплощается в конкретных показателях бюджетов. Их данные идентифицируются средствами бухгалтерского учета и нацелены на выполнение определенных корпоративных задач. Задачи бюджетирования: 1) Определение ключевых показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности компании в целом и отдельных ее структурных подразделений; 2) Постановка задач перед руководителями компании, а также их мотивация на достижение поставленных целей; 3) Координация действий подразделений компании и рациональное распределение человеческих, материально-технических и финансовых ресурсов между ними; 4) Контроль над достижением запланированных производственных и финансово-экономических показателей; 5) Анализ отклонений от планов и выработка мероприятий по их ликвидации. Функции бюджетирования: 1.Инструмент текущего (краткосрочного) планирования.Бюджет указывает пути 1) использования ресурсов с учетом имеющихся в данный момент и ожидаемых в ближайшем будущем рыночных возможностей; 2) оптимальной эффективности (способности организации достигать поставленные цели, выраженные в виде финансовых показателей). Это направлено на предусмотрение возможных проблем и путей их разрешения. 2.Контроль и оценка результативности деятельностина основе сравнения фактически достигнутых и плановых (бюджетных) показателей с целями организации (контроль с прямой связью). Бюджет позволяет проконтролировать воздействие множества факторов, влияющих на конечный результат. 3.Сокращение издержек путём привязки затрат к адресам их возникновения.Это устраняет конфликт между руководством предприятия (стремящемся уменьшить затраты) и её сотрудниками (хотят увеличить затраты). Также это заставляет подразделения искать возможность сокращения накладных расходов без ущерба для качества, что приводит к значительному сокращению затрат всей организации. 4.Выделение наиболее и наименее эффективных направлений деятельности. Это позволяет стимулировать приоритетные направления деятельности и сокращать финансирование менее эффективных направлений. 5.Обеспечение высокой стабильности бизнеса, поскольку позволяет развивать несколько независимых друг от друга направлений деятельности. Неудача подразделения по максимуму может привести только к его ликвидации и не нанесет серьезного ущерба всей организации. Оперативное прогнозирование обеспеченности предприятия денежными средствами, улучшение ликвидности. 6.Критерии эффективности работы менеджеров. Различные составляющие бюджета определяют сферу ответственности менеджеров. Степень выполнения бюджета, входящего в сферу ответственности линейного руководителя, часто становится основой для оценки деятельности самого менеджера. 7.Средства мотивации. Центры финансовой ответственности (ЦФО) или подразделения получают бонус от прибыли или от снижения затрат, или в зависимости от скорости выхода на самоокупаемость. Также это стимулирует инновационную инициативу и рационализаторскую деятельность как в интересах собственного подразделения, так и в интересах всей организации. 8.Формирование коммуникационной среды и координация между подразделениями.Коммуникационная роль бюджетирования будет особенно эффективна, если построить эту систему в виде комбинации восходящих и нисходящих потоков информации. 9.Экономия времени через использование операций и статусовбюджетов, а также ведется контроль процесса разработки и заполнения данных при автоматизации бюджетирования.
[1] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина России от 6 мая 1999г. №33н). [2] Налоговый Кодекса российской Федерации, часть вторая, гл.25, ст.252
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |