Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Федеративное устройство Российской Федерации (2 час)



2016-01-05 529 Обсуждений (0)
Тема 4. Федеративное устройство Российской Федерации (2 час) 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Правовая природа и принципы федеративного устройства Российской Федерации.

2. Виды субъектов Российской Федерации и их характеристика.

3. Основные черты и конституционные принципы Российской Федерации.

4. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.

Методические рекомендации :

Студентам полнее изучить территориальное устройство Российской Федера­ции поможет обращение к истории данного вопроса. Особенно следует остановиться на понятии государственного устройства, сущности федерации, борьбе вокруг идеи федерализации России. Надо коснуться причин провозглашения в январе 1918 года РСФСР (в Декларации прав тру­дящегося и эксплуатируемого народа, утвержденной 25 января 1918 года) и показать ее дальнейшее развитие.

Необходимо помнить, что по идеям, тогда господствовавшим, основой устройства государства должен был национальный вопрос. При этом от­дельно стоит говорить об устройстве СССР и РСФСР, входившей в Союз в качестве республики с 1922 года.

Студент должен знать основные моменты становления современ­ной Российской Федерации: от принятия 12 июня 1990 года Деклара­ции о государственном суверенитете РСФСР до закрепления федера­тивного устройства России в действующей Конституции Российской Федерации. Особую роль в этом процессе сыграл Федеративный дого­вор, заключенный 31 марта 1992 года, действующий в настоящее время лишь в части, не противоречащей основному закону России.

Далее необходимо установить, к какому типу федерацийотносится Россия. Мировая практика знает две разновидности способа форми­рования федераций: конституционный и договорный. Следует уяснить, какой из них реализован в современной Российской Федерации. При этом надо учитывать, что Конституция Российской Федерации и ре­шения Конституционного Суда Российской Федерации исходят из определения России именно как конституционной федерации, хотя и существует возможность договорных отношений между ней и ее субъек­тами. Студент должен проанализировать роль договоров о разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государственной влас­ти ее субъектов, которые заключались в 90-е годы XX века, и сформулировать собственное мнение насчет необходимости и целесо­образности возврата к такому формату регулирования федеративных отношений.

К 1992г. в России сформировалась принципиально новая модель федеративного устройства. В Российской Федерации существует шесть разновидностей субъек­тов — республики, края, области, города федерального значения, авто­номная область и автономные округа.Надо рассмотреть, какие крите­рии — национальный или территориальный — положены в основу их выделения, назвать их достоинства и недостатки соответствующих под­ходов. Субъектами РФ являются единицы, созданные как по национально- территориальному, так и по территориальному признакам.

Федеративная форма территориального устройства России обус­ловливает ряд особенностей, характеризующих ее статус.

Устройство в форме федерации отражено в наименовании государ­ства: Российская Федерация — Россия (ст. 1 Конституции Россий­ской Федерации).

Состав Российской Федерации (перечень конкретных субъектов, входящих в нее) зафиксирован в самой Конституции (ст. 65). При раскрытии данного вопроса следует обратить внимание на то, что ста­тус субъектов России обретается именно в силу Конституции Россий­ской Федерации, а не по причине добровольного объединения этих субъектов на основании договора. Здесь же следует объяснить, каким образом возможно изменение состава субъектов Российской Федера­ции, проанализировав соответствующие конституционные положения и нормы Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образо­вания в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Ее территория состоит из субъектов Федерации. Российская Федерация - суверенное государство. Ее суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость ее власти распространяется на всю ее территорию. Права сецессии, т.е. выхода из Федерации, ее субъекты не имеют. Акты РФ, принятые в пределах ее компетенции, обладают высшей юридической силой на территориях ее субъектов не только по предметам ее исключительного ведения, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поскольку субъекты РФ обладают неодинаковым правовым статусом, она является асимметричной Федерацией. Несмотря на различия в правовом статусе, все субъекты во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти между собой равноправны.

31 марта 1992 г. между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов был заключен Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий, в соответствии с которым определены предметы исключительного ведения и полномочия Федерации, предметы совместного ведения органов Федерации и ее субъектов, а равно предметы исключительного ведения и полномочия субъектов. Этот Договор не подписали только Республика Татарстан и Чеченская республика. Однако между РФ и Республикой Татарстан 15 февраля 1994 г. был заключен двухсторонний межгосударственный договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В основу создания Российской Федерации (РСФСР) в 1918 г. был положен национальный принцип, в связи с чем ее субъектами до 1992 г. считались только территориальные образования национального характера. Обычные же края и области являлись административно-территориальными единицами, субъектами Федерации они не были. Но с подписанием Федеративного договора и принятием действующей Конституции РФ национальный принцип построения федерации был дополнен территориальным.

действует соответствующий акт субъекта Федерации.

Рассматривая вопрос о статусе Российской Федерации, студенты должны раскрыть характеристику элементов: территория РФ, гражданство, единый государственный язык, символика и другие.

Студенты должны дать характеристику элементов статуса республик Российс­кой Федерации: наименование, территория, компетенция (в том числе полномочия по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов), конституции и законодательство, сис­тема органов государственной власти, собственность, символы и др. Привести примеры. Необ­ходимо соотнести их с элементами статуса Российской Федерации, определить, какие из статусных характеристик России отсутствуют у ее республик либо обладают существенной спецификой.

Отдельно стоит упомянуть о возможности изменения статуса республик Российской Федерации. Из Конституции России следует, что это может произойти либо в результате образования в составе нашего государства нового субъекта либо как самостоятельный процесс (ч. 1 ст. 137).

В государственности республик получил воплощение и национальный суверенитет соответствующих народов, сущность которого составляют свободный выбор форм самоопределения и территориальное верховенство. Республика - это государство национальное, но вместе с тем и государство всего ее народа.

Отдельные этносы (народы) России пожелали воплотить свой национальный суверенитет в различных формах автономии.

Автономия рассматривается в науке конституционного права как политическое самоуправление определенных общностей. В РФ автономия носит национальный характер, позволяя этносам сохранять особенности быта, развивать свою культуру, язык, участие национальных кадров в управлении делами общества и государства.

В России существуют два типа автономии: национально-территориальная и национально-культурная.

Территориальные пределы автономной области и автономных округов не могут быть изменены без согласия населяющих их народов.

Национально-культурная автономия не закрепляет за этносами конкретные территории и предоставляется народам, не имеющим в России собственных форм национальной государственности, либо тем национальным группам, которые компактно проживают вне своих национально-государственных образований. Особое значение она имеет для коренных малочисленных народов (насчитывающих до 50 тыс. чел.), статус которых регул ФЗ РФ от 16 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22 мая 1996 г. "О национально-культурной автономии" могут создаваться федеральные, региональные и местные автономии, которые подлежат государственной регистрации. Так, в декабре 1997 г. прошел учредительный съезд немцев России, который образовал федеральную немецкую национально-культурную автономию. Такие автономии объединяют и координируют деятельность соответствующих центров, обществ и землячеств.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации - это разделение территории субъекта на административно-территориальные единицы. Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет свое устройство.

В некоторых субъектах РФ встречаются ЗАТО - закрытые административно-территориальные образования , для которых необходим особый режим безопасности и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ учитывает местные экономические особенности, необходимость максимального приближения органов власти к населению, плотность и этнический состав населения, направление и характер путей сообщения. Далее студенты рассматривают порядок изменения административно- территориального устройства. Изучить закон Удмуртской Республики «Об административно-территориальном устройстве Удмуртской Республики» 1997г.

Рекомендуемая дополнительная литература :

1 Величко, А.М.Философия русской государственности / Юрид.ин-т(С.-Петерб.). - СПб.: Изд-во Юрид.ин-та, 2001. - 333с.



2016-01-05 529 Обсуждений (0)
Тема 4. Федеративное устройство Российской Федерации (2 час) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Федеративное устройство Российской Федерации (2 час)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)