Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия Нового времени



2016-01-05 438 Обсуждений (0)
Философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок




Духовный облик Нового времени (VII–VIII вв.) характеризуют два момента: 1. Падение авторитета церкви; 2. Рост авторитета науки.
В культуре Нового времени светские элементы преобладают над элементами церковными. Государства все больше заменяют церковь как орган управления, контролирующий культуру. Они оказывают меньшее влияние на философские воззрения, нежели церковь в средние века. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И.Кеплера, Тихо де Браге, Г.Галилея, а завершение выпало И.Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий, ввести современников в новый мир. Отныне наука становится не делом кабинетного ученого, она становится исследованием и раскрытием мира природы. Наука становится экспериментальной, и именно в эксперименте ученые обретают истинные суждения о мире. Появилась необходимость в специальном строгом языке, в собственных научных институтах.

Наиболее характерная черта науки заключается в методе: он требует воображения и способности порождать гипотезы, а также общественного контроля за этими догадками.

В этот период происходит быстрое экономическое развитие. Нарождающаяся буржуазия благодаря экономической деятельности ориентирует познание на действительное знание мира. Рост социальной значимости класса, связанного с развитием хозяйственной и про-мышленной жизни, развитие научного познания, опирающегося на эмпирию и опыт, представляют ту социальную и гносеологическую основу, из которой возникла и черпала силы вся философия Нового времени.

В истории философии и науки Фрэнсис Бэкон (1561-1626) выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Ему удалось дать образ новой науки. Главным делом философа становится критика традиционного познания и создание нового метода постижения природы вещей. Обладание истиной обнаруживает себя в росте практического могущества человека. «Знание – сила» - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Основной принцип этой философской ориентации в области теории познания выражен в тезисе «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства».

Ф.Бэкон знаменит также как основатель современного индуктивного метода и зачинатель логической систематизации научной деятельности. Он ценил свой метод за то, что тот показывал, как классифицировать наблюдаемые факты, на которых должна базироваться наука.

Последователями эмпиризма Ф.Бэкона были английские философы Т.Гоббс (1588-1679), Д.Локк (1632-1704), Дж.Беркли (1685-1753), Д.Юм (1711-1776) и др.

Противостоит эмпиризму и сенсуализму в гносеологии рационализм, ориентирующийся на разум в познании. Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650).

Отправной точкой философии Декарта становится общая с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания. Декарт развивает учение о методе, основываясь на правилах очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза).

Для того чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания, Декарт предлагает прибегнуть к методическому сомнению. Только с его помощью можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Такую безусловную и неоспоримую очевидность он обнаруживает в следующем: «я мыслю, следовательно, существую». Из этого вытекает положение о примате разумного, умопостигаемого мира над миром чувственным.

Рационализм Декарта основывается на попытках применить ко всем наукам особенности математического метода познания. Он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике философ ценит, прежде всего, то, что с ее помощью можно прийти к точным, достоверным выводам.

Декарт – дуалист, он полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельные и независимые друг от друга субстанции – душа и тело. Эти субстанции познаются нами в их основных атрибутах; для тел таким атрибутом является протяжение, для душ – мышление.

Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль о существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идей объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму.

Вклад Декарта в историю философии по праву именуется «картезианской революцией», которая заключается в своей антидогматической направленности и переоценке укоренившихся традиционных убеждений. Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих самых выдающихся представителей в лице Бенедикта Спинозы (1632-1677) и Готфрида Лейбница (1646-1716).

Нидерландский философ Бенедикт Спиноза в рамках рационалистической традиции также уверен в познаваемости мира и так же, как Декарт, разделяет возникающие в связи с воображением идеи, опирающиеся на чувства, и идеи, которые связаны с пониманием мира, опирающиеся на ум. Именно рассудочное познание, оперирующее общими понятиями, лишено, по мнению Спинозы, всякого субъективизма, а потому оно полностью истинно, понятия рационально связаны между собой, что позволяет осуществлять процесс дедуктивного построения науки.

В XVIII – начале XIX вв. в Европе возникает культурно-идеологическое движение, получившие название «Просвещение». Это движение, постепенно охватившее разные страны, связано с усиливающимся ростом буржуазных отношений в наиболее развитых европейских странах: Англии, Франции, Голландии, Италии, Германии, России и др. Просвещение формируется на почве различных традиций, не в виде теоретической системы, а, скорее, в форме идеологического движения, носящего в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой – верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества.Культ Разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как орудия преобразования мира и постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества; это и религиозная и этическая терпимость; защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина; отказ от догматических систем, не поддающихся фактической проверке; критика суеверий и защита деизма, материализма; борьба против сословных привилегий и тирании.

Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, посвятившая себя прогрессу. В основу духовного, материального и политического прогресса просветители ставят конкструктивно-критическое применение разума.

Просветители создавали культ Разума, наследуя идеи Декарта, Спинозы и Лейбница. Однако сама концепция Разума просветителей ближе понятию, сформулированному Локком. Речь идет об ограниченном разуме: он ограничен рамками опыта и им контролируется. Просвещение не слишком оригинально по содержанию. Философская оригинальность просветительского мышления заключается в тщательном отборе частей и деталей для усовершенствования мира и человека.



2016-01-05 438 Обсуждений (0)
Философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия Нового времени

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)