Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налоговые органы: общая характеристика правового статуса



2016-01-05 533 Обсуждений (0)
Налоговые органы: общая характеристика правового статуса 0.00 из 5.00 0 оценок




Налоговые органы Республики Беларусь являются государственными органами и состоят из МНС и его территориальных органов – инспекций МНС по областям (г. Минску), по городам, районам и районам в городах. Однако, в отношениях с плательщиками по поводу уплаты налогов и сборов принимают активное участи и другие государственные органы, а именно: Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее - ГТК).

Если провести вышеназванные органы через классификацию государственных органов, то можно охарактеризовать их следующим образом: все эти органы по масштабу деятельности являются общегосударственными, т.е. их полномочия распространяются на всю территорию республики; по отношению к другим организациям – это органы внешнего действия, поскольку распространяют свои полномочия за пределы отрасли, т.е. являются надведомственными; по порядку образования все указанные органы относятся к органам, образуемым Президентом Республики Беларусь; по характеру компетенции – это органы межотраслевой компетенции, поскольку выполняют функции в отношении неподчиненных органов, предприятий, учреждений; по порядку разрешения подведомственных вопросов – единоначальные органы, поскольку основной формой их работы является единоначальное решение значительной части вопросов своей компетенции, и, наконец, по источнику финансирования все указанные органы относятся к госбюджетным.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь (КГК)является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. КГК образуется Президентом Республики Беларусь. Его деятельность регламентируется Конституцией Республики Беларусь, законами, и, прежде всего, Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, а также международными договорами. В соответствии с Законом «О Комитете государственного контроля», КГК в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров и др. Для решения поставленных задач, КГК и его территориальные органы наделены достаточно широким кругом контрольных полномочий, включающих в себя право на получение информации от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, необходимой для осуществления контроля; проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; выносить решения о взыскании в бюджет невнесенных платежей, выявленных проверками, а также экономических санкций, в том числе штрафов и т.д.

Кроме того, органы КГК вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к их компетенции в соответствии с ПИКоАП.

В систему КГК входит два структурных подразделения, компетенция которых напрямую касается темы настоящего исследования – Департамент финансового мониторинга КГК Республики Беларусь (далее - ДФМ) и Департамент финансовых расследований КГК Республики Беларусь (далее - ДФР).

Деятельность ДФР регламентирована Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 414-З «Об органах финансовых расследований», международными договорами и другими актами законодательства Республики Беларусь. В соответствии с указанным законом, основными задачами органов финансовых расследований являются: предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения; производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований; разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах; взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью.

Что касается ДФМ, то это совсем новое подразделение, созданное в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2003 года № 408 «О Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь». ДФМ является структурным подразделением КГК с правами юридического лица и уполномочен в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», Законом Республики Беларусь от 19.07.2000 г. «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», иными актами законодательства, в том числе Положением о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным вышеназванным указом Президента Республики Беларусь. Основными задачами ДФМ являются: принятие эффективных мер по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем; создание и функционирование автоматизированной интегрированной системы учета обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю; взаимодействие с компетентными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем; участие в установленном порядке в работе международных организаций по вопросам противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

Поскольку статья 8 Общей части НК относит к налогам, сборам (пошлинам), взимаемым в республиканский и (или) местные бюджеты в числе прочих и таможенные платежи, а именно, НДС, акцизы, таможенную пошлину и таможенные сборы, при исследовании данной темы необходимо рассмотреть и деятельность Государственного таможенного комитета (ГТК) в сфере осуществления контроля за уплатой названных платежей. В соответствии со статьей 22 НК плательщик налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь, обязаны предоставить в таможенные органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Таким образом, на ГТК Республики Беларусь и его органы законодательством возложено выполнение функций по осуществлению контроля за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Контроль таможенными органами осуществляется в различных формах. В частности, это проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств, проверка системы учета и отчетности и прочее. Основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок проведения таможенными органами Республики Беларусь проверки финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются следующие: Таможенный кодекс Республики Беларусь (далее - ТК); Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»; инструкция о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Беларусь, утвержденная постановлением ГТК Республики Беларусь от 28.11.2002 года № 97; Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь; инструкция о возникновении и прекращении налогового обязательства, возникновении и прекращении обязательства по уплате процентов, возникновении и погашении таможенной задолженности по процентам, утвержденная постановлением ГТК Республики Беларусь от 28.01.2004 года № 9; постановление ГТК Республики Беларусь от 17.06.2004 года № 49 «О толковании норм постановления ГТК Республики Беларусь от 28.01.2004 года № 9 и распространении его действия». Так же как и КГК Республики Беларусь, ГТК вправе привлекать виновное лицо к административной ответственности.

Основной объем функций в сфере налогового контроля принадлежит Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также Положением о МНС Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 (с изменениями и дополнениями) «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»).

Основными задачами МНС являются (п. 4 Положения):

1. Осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов и имущества, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);

2. Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

3. Учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

4. Разработка предложений по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов, упрощению порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений по совершенствованию налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

5. Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

6. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

7. Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

8. Принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет.

МНС возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В качестве территориальных органов, МНС создает инспекции МНС по областям, районам, городам (не имеющим районного деления) и районам в городах (всего на 25.03.2010 года – 157 инспекций).

Структурными подразделениями МНС являются:

- Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения;- Главное управление методологии налогообложения организаций;- Главное управление налогообложения физических лиц;- Главное управление международного налогового сотрудничества;- Главное управление учета налогов и ведомственного контроля;- Главное управление информационных технологий;- Главное управление организации контрольной деятельности;- Главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий;- Управление организационно-кадровой политики;

- Юридическое управление;- Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;- Управление собственной безопасности и спецработы;- Отдел информационно-разъяснительной работы.

Информацию о структуре и деятельности МНС можно получить на официальном сайте министерства (http://www.nalog.by).

Необходимо отметить, что все три указанных органа имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять контроль в отношении физических лиц по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также привлекать к административной ответственности.



2016-01-05 533 Обсуждений (0)
Налоговые органы: общая характеристика правового статуса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налоговые органы: общая характеристика правового статуса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)