Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, принципы, функции и методы налогового контроля



2016-01-05 545 Обсуждений (0)
Понятие, принципы, функции и методы налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством (п. 1 ст. 64 НК).

Комплекс элементов налогового контроля, перечисленный на схеме 8, является предметом налогового правового регулирования.

Взаимодействие государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, происходит в рамках возникающих при этом контрольных налоговых правоотношений, для которых характерно следующее:

1. Они являются по существу управленческими правоотношениями;

2. Имеют административно-правовую природу;

3. Как и любое другое правоотношение, содержит в своем составе следующие элементы: субъект, объект, содержание.

4. Они являются по существу управленческими правоотношениями;

5. Имеют административно-правовую природу;

6. Как и любое другое правоотношение, содержит в своем составе следующие элементы: субъект, объект, содержание.

Субъектов контрольного налогового правоотношения можно разделить на две основные группы: контролирующие субъекты и субъекты, подверженные контролю, - контролируемые субъекты, защищающие в ходе контрольных налоговых правоотношений свои частные интересы. Важно подчеркнуть, что обязанная сторона – контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта – контролирующего органа и организационно ему не подчинена.

Содержание контрольного налогового правоотношения определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения. При этом праву уполномоченной стороны проверять соблюдение выполнения налоговых обязанностей корреспондируется обязанность другой стороны – подконтрольного субъекта создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа.

Объектом контрольного налогового правоотношения является непосредственная деятельность (действия или бездействие) проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

1) правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

2) проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;

3) проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;

4) правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;

5) выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Выделяют следующие принципы налогового контроля:

1. Презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

2. Законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

3. Открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем их размещения на сайтах государственных органов и иных организаций;

4. Равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

5. Открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;

6. Ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).

7. Принцип территориальности налогового контроля. Принцип территориальности выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществле­ния мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налого­вым органом, в котором он состоит на учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т. д.). Исключением из этого правила могут являться внеплановые оперативные тематические проверки и встречные проверки.

8. Принцип соблюдения налоговой тайны. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

– разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об УНП;

- об уставном фонде организации;

- о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности;

- предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (ст. 79 НК).

Вы­деляют следующие направления налогового контроля:

1. Учет организаций и физических лиц.

2. Контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.

3. Контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения.

4. Налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот.

5. Налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами.

6. Налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.

7. Налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей и исполнением платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов в кредитных организациях.

8. Налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм налогов из бюджета.

9. Контроль за соблюдением особых режимов налогообложения.

В соответствии с Постановлением МНС Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. N 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами», при проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.

Методом документальной проверки осуществляются:

- изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;

- исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;

- анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;

- сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

- соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;

- сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;

- оценка заключенных сделок требованиям законодательства Республики Беларусь по форме, содержанию и исполнению.

Методом сплошной проверки осуществляется анализ всех взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов, которыми оформлялись эти операции.

Методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов. При этом используется экономический анализ показателей, характеризующих различные стороны хозяйственной деятельности плательщика (иного обязанного лица), с целью выявления несоответствий и отклонений взаимосвязанных показателей с последующим выявлением причин их образования. В ходе экономического анализа отдельные записи бухгалтерского (налогового) учета сверяются с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения плательщиком (иным обязанным лицом) правил учета хозяйственных операций.

Способами осуществления налоговыми органами проверок являются:

- проведение встречных проверок;

- осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);

- проведение личного досмотра;

- контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

- назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);

- контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);

- иные определенные законодательными актами способы.

При проведении фактической проверки осуществляется применение необходимых способов проверки с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета и вопросов, возникающих при анализе документов проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

Налоговый контроль выполняет следующие функции (схема 9):Схема 9

 

Учет плательщиков

Учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии с НК (ст. 65) и Инструкцией о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь (утверждена Постановлением МНС 31.12.2003г. № 127) (далее - Инструкция).

Учет плательщиков осуществляется посредством:

- постановки плательщиков на учет в налоговых органах;

- учета изменений сведений о плательщиках, представляемых при постановке на учет в налоговых органах;

- учета сведений о счетах плательщиков в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь.

Постановка на учет в налоговом органе сопровождается присвоением плательщику УНП – учетного номера плательщика. УНП- единый на всей территории Республики Беларусь и по всем налогам, сборам (пошлинам), в том числе по таможенным платежам, номер, присваиваемый каждому плательщику при постановке на учет в налоговом органе. Присвоение УНП осуществляется одновременно с внесением сведений о плательщике в Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) (далее - Государственный реестр). УНП формируется как цифровой (для организаций) или буквенно-цифровой (для физических лиц) код с применением серийно-порядковой системы кодирования и состоит из девяти знаков. УНП, присваиваемый юридическому лицу Республики Беларусь, тождественен его регистрационному номеру, внесенному в Единый государственный регистр юридических лиц и ИП.

Документом, удостоверяющим постановку плательщика на учет в налоговом органе, является извещение о присвоении УНП.

Постановка на учет в налоговом органе плательщиков - юридических лиц и ИП, информация о государственной регистрации которых получена из регистрирующего органа, осуществляется по принципу «Одно окно» с использованием автоматизированной информационной системы "Взаимодействие"

Уполномоченное должностное лицо налогового органа делает электронную копию информационных карт, полученных из автоматизированной информационной системы "Взаимодействие", для хранения в инспекциях МНС по областям, городу Минску и направляет сведения о поставленных на учет плательщиках в электронном виде в инспекцию МНС по месту нахождения (жительства) плательщика.

Постановка на учет в налоговом органе других категорий плательщиков осуществляется на основании заявления, поданного в налоговый орган по месту нахождения (жительства) плательщика. Вместе с заявлением в налоговый орган представляется пакет документов, который формируется в зависимости от вида плательщика и в соответствии с главой 5 Инструкции.

Постановка на учет в налоговом органе филиала, представительства и иного обособленного подразделения юридического лица Республики Беларусь производится на основании сообщения юридического лица о создании такого обособленного подразделения, представляемого в налоговый орган по месту нахождения юридического лица в срок не позднее десяти рабочих дней со дня его создания.

УНП присваивается плательщику при его постановке на учет в налоговом органе в следующие сроки:

1. Юридическим лицам и ИП, информация о государственной регистрации которых получена из регистрирующего органа - на основании информационной карты не позднее трех рабочих дней с даты ее получения;

2. Простому товариществу (участникам договора о совместной деятельности) - по месту нахождения участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о совместной деятельности;

3. Хозяйственной группе - по месту нахождения головной организации (центральной компании) либо участника хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, не позднее десяти рабочих дней со дня ее государственной регистрации.

4. Физическому лицу - в течение трех рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет в налоговом органе с представлением необходимых документов (сведений), а в случаях, предусмотренных главой 7 Инструкции, не позднее дня вручения физическому лицу налогового сообщения на уплату налога.

Физические лица (за исключением ИП) обязаны стать на учет в налоговом органе по месту жительства в следующих случаях:

- на плательщика в соответствии с законодательством возложена обязанность по подаче декларации - не позднее последнего дня срока, установленного законодательством для представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с законодательством о подоходном налоге с физических лиц. Постановка на учет осуществляется по заявлению;

- граждане (подданные) иностранного государства и лица без гражданства (подданства), временно проживающие на территории Республики Беларусь, получившие специальное разрешение на право занятия предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь - подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства по заявлению, подаваемому не позднее десяти рабочих дней со дня выдачи такого специального разрешения;

- лицо является плательщиком земельного налога или налога на недвижимость или подоходного налога в фиксированных суммах, а также получающие доходы, подлежащие налогообложению у источника их выплаты (налогового агента) - подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту жительства по заявлению, либо на основании полученных налоговым органом сведений о таком плательщике и объектах налогообложения.

- лицо является плательщиком сбора за осуществление ремесленной деятельности - подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту жительства до начала осуществления такой деятельности по заявлению. Помимо сведений, определяемых формой заявления, в нем указываются данные об уплате сбора за осуществление ремесленной деятельности.

Одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговом органе физические лица представляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Следующими категориями физических лиц представляются также:

- гражданами (подданными) иностранного государства и лицами без гражданства (подданства) - документы (документы, содержащие отметку) о регистрации или разрешение на временное пребывание в Республике Беларусь, оформленные в порядке, установленном законодательством (для временно пребывающих в Республике Беларусь), либо вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства в Республике Беларусь (для постоянно проживающих в Республике Беларусь);

- гражданами (подданными) иностранного государства и лицами без гражданства (подданства), получившими специальное разрешение на право занятия предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь, - копия специального разрешения на право занятия предпринимательской деятельностью, выданного в установленном законодательством порядке, с одновременным предъявлением налоговому органу для сверки оригинала специального разрешения.

При изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя; собственников имущества (учредителей, участников) и иных сведений, указанных в заявлении о постановке на учет в налоговом органе (для плательщиков, постановка которых на учет в налоговом органе осуществляется по заявлению), плательщик в письменном виде сообщает об этом в налоговый орган по месту постановки на учет в срок не позднее десяти рабочих дней со дня таких изменений, если иной срок не установлен законодательными актами.

Присвоенный плательщику - физическому лицу, в том числе являющемуся ИП, УНП сохраняется за ним на протяжении всей жизни. При изменении места жительства плательщика - физического лица УНП не изменяется. В случае прекращения деятельности ИП и исключения его из Единого государственного регистра юридических лиц и ИП в Государственный реестр вносится соответствующая запись. Присвоенный ему УНП физического лица из Государственного реестра не исключается. В случае повторной регистрации физического лица в качестве ИП присвоенный ему УНП физического лица не изменяется.

Присвоенный плательщику УНП не может быть повторно присвоен другому плательщику. В случае обнаружения у плательщика более одного УНП один из них, присвоенный ранее других, признается действительным, остальные - недействительными с исключением их из Государственного реестра. Данное правило не распространяются на иностранные организации.

При реорганизации юридических лиц в форме:

- слияния с другим юридическим лицом (юридическими лицами) - вновь возникшему юридическому лицу присваивается УНП, а реорганизованные юридические лица исключаются из Государственного реестра, присвоенные им УНП признаются недействительными;

- выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц - каждому из вновь возникших юридических лиц присваивается УНП, а за реорганизованным юридическим лицом сохраняется ранее присвоенный УНП;

- разделения юридического лица - каждому из вновь возникших юридических лиц присваивается УНП, а реорганизованное юридическое лицо исключается из Государственного реестра, присвоенный ему УНП признается недействительным;

- присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу - за последним из них сохраняется ранее присвоенный УНП, а присоединенное юридическое лицо исключается из Государственного реестра, присвоенный ему УНП признается недействительным;

- преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) - за вновь возникшим юридическим лицом сохраняется ранее присвоенный УНП.

Присвоенный плательщику УНП не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством.

Налоговый орган указывает присвоенный УНП в извещении о присвоении УНП (дубликате извещения), а также в направляемых плательщику документах.

Плательщик указывает присвоенный ему УНП:

- в налоговых декларациях (расчетах), заявлениях, других документах, представляемых в налоговый орган;

- в платежных инструкциях (платежных поручениях, платежных требованиях и других);

- в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Лица, обязанные в соответствии с законодательством представлять в налоговые органы сведения о плательщике, указывают в представляемых в налоговый орган сведениях УНП плательщика на основании извещения о присвоении УНП.

УНП признается недействительным и плательщик исключается из Государственного реестра:

- при снятии плательщика-организации с учета в налоговом органе в случае ее ликвидации, прекращения деятельности, прекращения договора простого товарищества;

- при ликвидации обособленного структурного подразделения;

- в случае смерти плательщика - физического лица или объявления его умершим;

- по истечении сроков, указанных в части второй пункта 11 Инструкции (для УНП, присвоенного иностранной организации);

- при изменениях законодательства, в связи с которыми лицо, которому присвоен УНП, утрачивает статус плательщика.

УНП, присвоенный иностранному гражданину и лицу без гражданства, временно пребывающему и временно проживающему в Республике Беларусь, иностранному гражданину и лицу без гражданства, постоянно проживающему в Республике Беларусь, признается недействительным в случае расторжения сделки с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь.

УНП, признанный недействительным, не может быть повторно присвоен другому плательщику.



2016-01-05 545 Обсуждений (0)
Понятие, принципы, функции и методы налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, принципы, функции и методы налогового контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)