Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История изучения межполушарной асимметрии



2016-01-05 3099 Обсуждений (0)
История изучения межполушарной асимметрии 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние межполушарной асимметрии на время реакции рук

Студентки 2 курса

направления подготовки

6.030102 Психология

Чирковой Марии

Алексеевны

Руководитель:

к.психол.н.

Цуканова Юлия Борисовна

 

Оценка по шкалам:

 

Национальной ________

 

ECTS ________

 

Количество баллов:______

 

Члены комиссии

_________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

_________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

________________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

 

Одесса – 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 2

РАЗДЕЛ 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ...................................................................................................... 4

1.1 История изучения межполушарной асимметрии.................................... 4

1.2 Типы и свойства межполушарной асимметрии мозга............................. 7

1.3 Функции полушарий и межполушарное взаимодействие..................... 14

1.4 Виды асимметрий по характеру проявления......................................... 19

РАЗДЕЛ 2. ВРЕМЯ ПРОСТОЙ РЕАКЦИИ РУК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ......................................................... 23

2.1 Время простой реакции рук.................................................................... 23

2.2 Индивидуальный латеральный профиль............................................... 24

2.3 Эксперимент на время простой реакции................................................ 26

ВЫВОДЫ..................................................................................................... 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................ 31


ВВЕДЕНИЕ

Мозг — уникальный орган, столь загадочный и малоизученный, привлекающий к себе внимание ученых из самых различных отраслей науки. Все наши чувства, эмоции, ощущения и желания возникают, и контролируется именно этим органом. В процессе эволюции он приобрел множество свойств и качеств, к познанию которых человечество стремится на протяжении многих веков.

Одним из таких свойств является распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга, именуемое функциональной межполушарной асимметрией.

Феномен подобной организации головного мозга примечателен тем, что способствует процессу адаптации среди постоянно меняющихся условий, а также задает определенный ритм психической деятельности человека.

Исследование межполушарной асимметрии имеет научный и практический интерес, ибо дает представление о развитии и дифференциации психических функций в онтогенезе человека. К сожалению, в настоящее время, при массивном объеме имеющихся теоретических и экспериментальных данных, эта тема остается далеко не изученной, поскольку большинство полученных сведений являются спорными, либо неподтвержденными, что порождает множество мифов, которые, в будущем, придется опровергать.

Актуальность темы о влиянии межполушарной асимметрии на скорость реакции рук заключается в том, что человек ежедневно сталкивается с разнообразными стимулами, которые требует от него незамедлительной реакции, в чем и проявляется работа полушарий мозга для ответа на раздражитель и решения определенных задач.

Цель работы: выявить существует ли зависимость между латеральностью полушарий головного мозга и временем простой сенсомоторной реакции на стимул для каждой руки.

Для достижения поставленной цели решались такие задачи:

1. изучить специальную литературу по рассматриваемой проблеме;

2. провести эксперимент на простую сенсомоторную реакцию;

3. выявить или опровергнуть наличие зависимости между доминантным полушарием и временем простой реакции.

Объект исследования: межполушарная асимметрия головного мозга.

Предмет исследования: латентный период простой реакции;

Методы исследования:

● теоретический анализ литературных первоисточников;

● эксперимент для определения времени реакции рук с помощью ПО;

● мануальные тесты "поза Наполеона", "аплодирование", "тест Фридляндера" для определения профиля асимметрии.

РАЗДЕЛ 1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

История изучения межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия представляет собой особое распределение психических функций между правым и левым полушариями мозга. Интерес к этому феномену возник еще более 100 лет назад. В настоящее время вопросом о функциональной специализации полушарий мозга занимаются различные науки: психология, педагогика, физиология, медицина, генетика, нейробиология, когнитивная психология и другие. Но, несмотря на относительно длительную историю изучения, множество современных исследований и публикаций на данную тему, какой-либо одной общей теории, умещающей в себе различные факторы возникновения межполушарной асимметрии, до сих пор нет.

В течение многих лет исследователи пытаются выявить структуры головного мозга, в которых обрабатывается та или иная информация, получаемая из внешней среды, в особенности, роль полушарий мозга в протекании высших психических процессов, сознания и неосознаваемых психических явлений.

Впервые вопрос о межполушарной асимметрии был поднят в 1836 году французским врачом Марком Даксом на заседании медицинского общества. Посредством наблюдения за больными с поврежденным левым полушарием и последующей потерей речи, Дакс выдвинул гипотезу о том, что каждое полушарие мозга контролирует свои психические функции, и что речь контролируется левой половиной мозга. Но его доклад не вызвал интереса и вскоре был забыт.

Предположение Марка Дакса о связи повреждения левого полушария и потерей речи было первым указанием на различные функции двух полушарий. В середине XIX века происходило бурное развитие афазиологии, в период которой Ф. Галлем, Ж. Буйо выдвигались идеи о расположении центра, контролирующего речь, в лобных долях мозга.

В 1861 году точку в этом вопросе поставил Поль Брока, исследовав больных афазией, и выявив, что нарушение речи коррелирует с повреждением лобной доли левого полушария, тем самым обозначив область мозга, которая с тех пор известна как зона Брока. На этом исследователь не остановился, и, рассмотрев взаимосвязь между речью и предпочтением одной из рук, выдвинул концепцию, заключающеюся в том, что полушарие, контролирующее речь противоположно ведущей руке. Сегодня эта концепция известна нам как концепция доминантности полушарий. [22]

Позднее, английским неврологом Джоном Джексоном была высказана догадка о том, что правое полушарие занято наглядным восприятием внешнего мира, а левое контролирует речь и связанные с ней функции, а также, что в задних долях мозга располагается способность к формированию зрительных образов. Что касается внешней речи, по Джексону, правое полушарие может производить цельные словесные формулы, которые служат обозначением целой ситуации.

XX век в истории изучения вопроса о функциональной асимметрии связан с внедрением знаний по кибернетике и построением искусственных нейронных сетей, для моделирования процессов работы мозга на примере искусственного интеллекта. Так же велась работа в клинической области, результаты которой строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной А.Р. Лурия.

Появившиеся еще в Х1Х в. суждения, отрицавшие второстепенность, подчиненность правого полушария, получили свое экспериментальное подтверждение при изучении патологии мозга, функций нормального мозга и мозга животных. Накопление фактов привело к формулировке главной идеи, в корне отличной от левополушарной исключительности. Каждое полушарие является ведущим (доминантным) в «своих» функциях по обеспечению определенных психических процессов. В 1981 г. Р.Сперри была вручена Нобелевская премия за открытие функциональной латерализации полушарий мозга. Сперри сформулировал концепцию частичного доминирования полушарий у человека, согласно которой левое полушарие специализируется на вербально-символических функциях, а правое — на пространственно-синтетических. Дальнейшие исследования на здоровых людях с нерасчлененными межполушарными связями подтвердили наличие функциональной асимметрии мозга. Открытие Сперри — одно из самых значимых открытий XX века, явившееся революцией в физиологии и психологии. [13]

Современные направления изучения функциональной межполушарной асимметрии строятся, главным образом, на вопросах стационарных характеристик асимметрии, которые связаны с психологическими, физиологическими и другими показателями. Т.е. те характеристики, которые являются устоявшимися в процессе онтогенеза человека, и которые позволяют достаточно хорошо изучить латерализацию высших корковых функций. Приоритетной задачей является так же изучение динамических характеристик межполушарной асимметрии, которые проявляются при изменении функциональных состояний человека. Одновременно с этим, исследуются биоритмы функциональной межполушарной асимметрии, потому что они считаются частными случаями динамической асимметрии. Неподдельный интерес у исследователей вызывает и связь патологий головного мозга с межполушарной асимметрией, т.к. различные деменции и патологии приводят к нарушению нормального функционирования полушарий, восприятия и переработки информации, поступающей как изнутри, так и извне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за более чем вековую историю изучения вопроса о межполушарной асимметрии ученые продвинусь от выявления одного признака, характерного для определенного полушария, до множества количественно-качественных показателей, свойственных обоим полушариям.

Итак, к середине двадцатого столетия наука располагала достаточно большим количеством данных, теорий и гипотез в области изучения функциональной межполушарной асимметрии, которые стали основой современных представлений о взаимоотношениях между полушариями и базой для дальнейших исследований.

 



2016-01-05 3099 Обсуждений (0)
История изучения межполушарной асимметрии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История изучения межполушарной асимметрии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3099)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)