Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции полушарий и межполушарное взаимодействие



2016-01-05 3961 Обсуждений (0)
Функции полушарий и межполушарное взаимодействие 0.00 из 5.00 0 оценок




Функциональную асимметрию левого и правого полушарий можно рассматривать как эволюционное приобретение, отражающее достигнутый человеком исключительно высокий уровень функциональной дифференциации его мозга. По одной из гипотез с появлением зачатков абстрактного мышления и речи у далеких предков современного человека эти функции взяло на себя левое полушарие. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для человека все большую значимость.

Существует предположение, что полушария мозга пластичны, относительно простых функций, и специализированы, относительно сложных.

В научно-популярной литературе стало укореняться несколько упрощенное представление, что различие между полушариями целиком определяется видом информации, которой полушария оперируют: левое — словами и другими условными знаками, а правое — образами и другими невербальными (несловесными) сигналами. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого – пространственно-образного. Эта теория выдвинута на основе того, что большинство левополушарных функций явно эволюционно моложе, чем правополушарные. Так, по мнению Леутина, левое полушарие специализируется на новых задачах, включается в исполнение тех или иных действий до тех пор, пока не выработается конкретная стратегия решения задачи, либо действие дойдет до автоматизма, и не будет нуждаться в участии левого полушария. Когда уже процесс решения задачи или действия закрепился, то вся информация о методах решения переходит в правое полушарие, где и хранится.

Левое полушарие служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, арифметического, логического и абстрактного мышления. Было обнаружено, что у 95 % людей левое полушарие отвечает за запоминание имен, математические операции, логику, прямолинейность — это функция левого полушария. Левое полушарие отвечает за языковые способности, контролирует речь, способность к чтению и письму, оно запоминает факты, даты, понимает глаголы. Гипотетически, правое полушарие функционирует в настоящем времени с опорой на прошлое, а левое — в настоящем с опорой на будущее время.

Обычно правое полушарие головного мозга ассоциируется исключительно с интуицией и творческим вдохновением, при этом чуть ли не кардинально противопоставляя «логическому» левому полушарию. В действительности столь строго деления нет: функции правого полушария неотделимы от логической деятельности.

Сферой специализации правого полушария является интуиция, обработка невербальной информации, которая выражается не на словах, а в символах и образах. Параллельная обработка информации, т. е. одновременной множественной целостной обработки без детального анализа, совокупное целостное восприятие пространственной, глобальной мобилизацией. Музыкальные способности, метафизические, передача смысла, художественны, изобразительные способности свойственны правому полушарию.

Таким образом, у человека, у которого оба полушария «бодрствуют», передача информации из одного полушария в другое происходит непосредственно во время процесса восприятия и обучения или же на ранних стадиях кратковременной памяти. Если этого не произошло, то память о предмете или событии может храниться в закодированной форме, например в правом полушарии, и быть недоступной для левого, для его речевой системы, а, следовательно, и для сознания.

Легко заметить, что в исследовании с помощью теста Вада (временное «угнетение» полушария, путем введения в сонную артерию амитала натрия) получена экспериментальная модель бессознательного психического явления, которое 3. Фрейд описал как феномен «вытеснения в подсознание». Логично предположить, что и в реальной жизни по тем или иным причинам (например, по механизму обратной маскировки.) временно может быть заблокирована передача информации по волокнам мозолистого тела или других комиссур, соединяющих оба полушария, из правого в левое. В результате, событие, которое было воспринято правым полушарием, остается неосознанным для субъекта, хотя след его хранится в правом полушарии и может влиять на когнитивную деятельность.

Переработка информации в левом полушарии более медленная, словесно-знаковая и последовательная, в правом полушарии – быстрая в образах, и мгновенно проводимая при чувственном анализе сложных стимулов.

Что касается осознаваемых и неосознаваемых процессов, то левое полушарие является центром сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами, имеет чувство осознания и выделения человека из окружающей среды – «Я».

По мнению сторонников концепции об особой роли правого полушария в функциях бессознательных психических явлений, некоторые аспекты в деятельности этого полушария совпадают со способом познания, получившим в учении о психоанализе название первичного процесса, формы мышления, относимой 3. Фрейдом к системе бессознательного. Таких аспектов несколько: в правом полушарии представлено в основном невербальное мышление; правое полушарие работает по нелинейному принципу образования ассоциаций, «схватывает» внешнюю среду, как целое по восприятию какой-либо ее отдельной части; правое полушарие анализирует и может «произносить» отдельные слова, но не в состоянии организовать их в предложения.

Известен факт, что деятельность каждого полушария сопряжена с определенной гаммой эмоциональных состояний: левого – с положительной гаммой, правого – с отрицательной. Можно предположить, что за таким «расхождением» эмоций кроется важная закономерность более тесная связь абстрактного мышления с положительным эмоциональным тонусом и образного мышления с отрицательным эмоциональным тонусом. Эта закономерность уже подмечена нейрофизиологами. П. В. Симонов на основании анализа особенностей условных рефлексов, образованных на фоне отрицательных и положительных эмоциональных состояний, высказал мысль, что отрицательные эмоции склонны к оперированию конкретными образами, положительные эмоции способствуют переходу к абстрактным, обобщенным моделям. [7] Интересно также то, что при поражении правого полушария было замечено повышенное настроение, состояние эйфории и снижение агрессивности.

Было выявлено доминирование правого полушария в оценке эмоций вне зависимости от ее знака по тону прослушиваемого текста и преимущество левого полушария в оценке семантического содержания. Установлено, что в процессе прослушивания музыки у музыкально необразованных людей происходит активация правого полушария, что, казалось бы, вполне соответствует общепринятой точке зрения о его роли в корковой организации эмоциональных реакций и образного невербального мышления. Но у профессиональных музыкантов или у знатоков и любителей музыки подобной асимметрии. Это связано с тем, что при прослушивании, музыка вызывает более сложную когнитивную деятельность на уровне апперцепции с оживлением ассоциаций при участии системы речи, что приводит к активации левого полушария. Поэтому связать восприятие музыки с тем или другим полушарием у обычного человека довольно затруднительно.

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. Межполушарная асимметрия является частным случаем межполушарного взаимодействия.

Взаимодействие полушарий возможно благодаря комиссурным нервным волокнам (спайкам). Правое и левое полушария соединены между собой тремя комиссурами, из которых самая большая – мозолистое тело. Оно объединяет лобные, теменные и затылочные области больших полушарий головного мозга и, соответственно, подразделяется на передние, средние и задние отделы. Экспериментальные исследования показали, что через мозолистое тело передается уже первично обработанная сенсорная информация. Информация низшего порядка, отражающая сенсорные и физические характеристики стимула (яркость, световой поток, контур, расположение, движение), поступает в оба полушария через ипсилатеральные или подкорковые пути. Для переноса более сложной информации необходимо целое мозолистое тело. Исследователи также указывают, что роль мозолистого тела невелика в переносе моторных команд, но оно является более значимым для переноса латерализованной вербальной или зрительно-пространственной информации. Роль межполушарного взаимодействия возрастает при повышении трудности выполняемого задания. Одна из важных функций мозолистого тела — обеспечение возможности межполушарного торможения для дифференциации активности полушарий и более эффективной обработки информации. От качества межполушарного взаимодействия зависит и уровень интеллекта.

Характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций. Ни одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции. Таким образом, можно сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической деятельности человека.

 



2016-01-05 3961 Обсуждений (0)
Функции полушарий и межполушарное взаимодействие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции полушарий и межполушарное взаимодействие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)