Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как аспект формирования готовности к школе



2016-01-05 1786 Обсуждений (0)
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как аспект формирования готовности к школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитая мелкая моторика рук способствует активизации речевого и умственного развития детей дошкольного возраста. Эти факторы необходимы для психологической готовности ребёнка к школе.

Давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Так же немаловажным аспектом является тренировка пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, не получается правильное написание букв. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. Всё способствует исчезновению положительной мотивации учения.

Эти затруднения обусловлены неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации. Поэтому, чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, в дошкольном возрасте необходимо проводить определенную работу, направленную на развитие мелкой моторики руки.

Письмо–это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки . Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Чтобы написать только одно слово, ребёнок должен выполнить целый ряд операций: анализировать звуковой слог слова, установить последовательность звуков в слове, уточнить звукофонемы, отделить их от близких по звучанию, дифференцировать стечение согласных, быстро «перешифровать» фонемы в графемы. Качество написания букв во многом зависит от того, как ребёнок ориентируется в задании, насколько он умеет анализировать рисунок, буквы на образце, находить в тетради те места, где линия буквы резко меняет своё направление.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5–6 летнего ребёнка.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А.Фарбер.) Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5–6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри и т.д.

У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Своевременная диагностика кистевой моторики и педагогическая коррекция помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.

Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу над тем, как он приступил к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, написав неправильно букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.

Как подчёркивает Ж.В. Чуйкова, вся методика М. Монтессори построена на развитии сенсорных способностей ребенка при помощи дидактических игр, лепки из керамической глины, плетения ковриков, вырезания картинок. В процессе этих видов деятельности под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев, развивается мелкая моторика.

А.И. Воскресенская является одной из первых разработчиков программы подготовки ребенка к обучению грамоте. Она утверждала, что активность детей проявляется в осмыслении того, что говорит им воспитатель. Учить детей самостоятельно мыслить - важнейшая задача воспитателя. Большое внимание следует обратить на воспитание у детей умения сдерживать свои импульсивные двигательные реакции (невовремя вставать, оборачиваться и др.), воспитывать привычки управлять своими действиями. Этот вопрос важен при подготовке к письму.

Автор отмечает, что на занятиях по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, конструирование, лепка) следует учить детей определять части листа бумаги и расположение рисунка, узора (верх, низ, правая и левая сторона, середина, верхний правый угол и т.д.), видеть составные части изображаемых предметов, их расположение, соотношение по величине.

По словам А.И. Воскресенской, чтобы облегчить обучение детей чтению и письму, необходимо постоянно развивать способность к зрительному анализу целого (рисунка, узора, картин). С этой целью полезны систематические упражнения с таблицами, так называемого зрительного диктанта. Таблицы представляют собой набор комбинаций из линий, геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Воспитатель показывает детям таблицу, разбирает из каких частей составлен узор, затем дети по памяти воспроизводят его у себя на листе. Подобные упражнения проводятся и методом слухового диктанта: воспитатель, не показывая таблицу, дает словесное описание узора; дети должны представить его, запомнить и воспроизвести. Начинать эти упражнения следует с самых простых узоров, затем перейти к более сложным. Под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей 6 лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению. Но разработки не остановились и к началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 - 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первобытные люди общались жестами, и движения рук играло важную роль, так как всё это было толчком для развития первичного языка, на котором они могли общаться. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.



2016-01-05 1786 Обсуждений (0)
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как аспект формирования готовности к школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как аспект формирования готовности к школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1786)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)