Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента



2016-01-05 5981 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель констатирующего этапа исследования – проанализировать традиционную практику детского сада по развитию моторики у детей старшего дошкольного возраста как условия формирования общей готовности к школе.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Определить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста; продиагностировать и представить сравнительный анализ уровней развития мелкой моторики у мальчиков и девочек.

2. Выявить уровень профессиональной компетентности воспитателей в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать условия, созданные для развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.

Для решения поставленных задач была разработана методика констатирующего эксперимента, включающая два направления, условно названные «Воспитанники» и «Воспитатели».

Первое направление - «Воспитанники» - было ориентировано на решение первой исследовательской задачи и включало в себя три серии.

Первая серия эксперимента включала тестовые задания на определение ведущей руки. Работая с ребенком индивидуально, экспериментатор последовательно предлагал выполнить 16 заданий (построить забор из палочек, открыть коробочку, нарисовать, а затем стереть и пр.), не фиксируя внимание на том, что будет определяться его ведущая рука.

Интерпретация полученных результатов: ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой получено более 8 предпочтений в действиях этой рукой при выполнении всех заданий.

Вторая серия позволяла выявить уровень развития мелкой моторики ведущей руки. В данной серии детям предлагалось три задания:

1.По показу взрослого каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца по 2 раза.

2.Выполнить тест А.Р. Лурия - Н.И. Озерецкого на переключаемость движений пальцев доминантной руки. Экспериментатор предлагал ребенку повторить по образцу серию из трижды повторяющихся движений: «кулак – ребро – ладонь».

3.Выполнить игровое задание на листе бумаги, используя карандаш. Ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Давалась инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В протоколе фиксировалось, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку; насколько плавной является проведенная линия, сила нажима.

Третья серия эксперимента позволяла не только диагностировать элементарные графические навыки, но и определить предпочтения девочек и мальчиков к разному содержанию использованного экспериментатором дидактическому материалу. Данная серия включала в себя 2 задания:

1.Ребенку предлагалось выбрать для штриховки одну из двух силуэтных картинок: «кораблик» или «куклу в красивом платье»

2.Соединить точки линиями, не отрывая карандаш от листа бумаги, чтобы «увидеть картинку». Задание выполнялось дважды, ребенок мог получить в результате «куклу» и «грузовик». По окончанию работы экспериментатор спрашивал, какое задание ребенку больше понравилось, почему. Какие «волшебные» картинки он хотел бы получить в следующий раз.

Для анализа полученных результатов нами были разработаны три уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста:

Низкий уровень - мелкая моторика не развита; недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев; не владеет умением управлять мышцами; недостаточная точность движений; отсутствие ловкости; из-за слабости или вялости мышц происходит затекание всей кисти или пальцев, удерживающих карандаш, их лёгкое онемение, линии кривые, не способен регулировать нажим. Ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнять (не проявляет интереса и ли не уверен в достижении результата),либо затрудняется выполнить задание ,совершив несколько мало результативных действий(теряет интерес, отказывается выполнять.)

 

Средний уровень– у детей мелкая моторика развита недостаточно, задания вызывают сложности, делают небольшие ошибки, замечается напряжённость в руках.

Высокий уровень - у детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо, хорошо развита отчётливость и координация движений, движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Второе направление - «Воспитатели» - было ориентировано на решение второй и третьей исследовательских задач.

Анкетирование воспитателей было направлено на выявление их профессиональной компетентности в развитии мелкой моторики у старших дошкольников.

Основные вопросы:

1.Что для Вас является главным в подготовке ребёнка к школе?

Проранжируйте варианты ответов:

· укрепление физического здоровья;

· подготовка к письму, счёту;

· развитие познавательных интересов;

· развитие мелкой моторики рук;

· развитие правильной и грамотной речи.

2. Оцените по 5-балльной шкале, что вам лучше всего удается в формировании готовности детей к школе:

· укрепление физического здоровья;

· подготовка к письму, счёту;

· развитие познавательных интересов;

· развитие мелкой моторики рук;

· развитие правильной и грамотной речи.

3.Оцените уровень развития мелкой моторики у ваших детей, назовите 5 детей с высоким и 5 с низким уровнем развития мелкой моторики.

4.Как вы считаете, в чем главная причина плохо развитой мелкой моторики у старших дошкольников?

· Родители не уделяют этому должного внимания;

· Нет современных методик;

· В детском саду не созданы необходимые условия;

· Другое ______________________

5.Отличаются ли девочки и мальчики в развитии мелкой моторики? Да/Нет

6. В чем отличие в содержании и методике формировании мелкой моторики у мальчиков?

7.Какие дидактические материалы наиболее эффективны для развития мелкой моторики при подготовке детей к школе? Проранжируйте варианты ответов:

· Прописи

· Пазлы

· Конструкторы

· Развивающие игры

· Нетрадиционные материалы (крупы, бусины, пуговицы)

· Другое__________

Констатирующий эксперимент проведен на базе ГБОУ СОШ 900 города Москвы. Принимали участие в исследовании 20 воспитанников группы №9 и 10 воспитателей старших и подготовительных групп.

 



2016-01-05 5981 Обсуждений (0)
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5981)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)