Сущность понятия «универсальные учебные действия»
Введение
Актуальность. В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей. Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО[1]). Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Каждый учитель является частью огромной системы российского образования и должен осознавать и понимать свое место и предназначение в этой системе. Основные принципы образовательной политики России определяются Национальной доктриной образования и Федеральной программой развития образования и находят свое воплощение в Концепции модернизации российского образования. Модернизация общеобразовательной школы предполагает: - ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей; - формирование опыта самостоятельной деятельности; - Базовыми целями начального образования в условиях модернизации являются: - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка[2]; - формирование у младших школьников желания и умения учиться. Решить данные проблемы в комплексе может только создание новой модели начальной школы, в которой главным является педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Начальное общее образование - первая ступень общего образования. Задача начальной ступени - развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учеников на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Объект исследования: познавательные способности младших школьников. Предмет исследования: методы и приемы развития познавательных Универсальных Учебных Действий (УУД) у младших школьников средствами моделирования на уроках технологии. Задачи: - охарактризовать теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников. - рассмотреть проблемы развитие младшего школьного возраста; - провести экспериментальное исследование по использованию в проектах метода моделирования на уроке технологии как средства развития познавательных УУД. Методы исследования: – анализ психолого-педагогической и методической литературы; – изучение опыта учителей-практиков по данной теме исследования. - экспериментальный метод и математическая обработка результатов. Таким образом, гипотеза, направлена на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД. Курсовая работа состоит из 2х глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников
Сущность понятия «универсальные учебные действия»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда[3]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса[4]. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)[5]. Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. - обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса; - основа организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Выделяется четыре вида универсальных учебных действий: - личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация); - регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); - познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы); - коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий: Познавательные универсальные учебные действия Умение сравнивать состоит из следующих действий: – выделение признаков, по которым сравниваются объекты; – выделение признаков сходства; – выделение признаков различия; – выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте. – выделение существенных признаков объекта. Умение анализировать состоит из следующих действий: – разделение объекта на части; – расположение частей в определенной последовательности; – характеристика части объекта. Умение делать выводы состоит из следующих действий: – нахождение главного в изучаемом явлении или объекте; – установление главной причины явления; – краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие. Умение схематизировать включает действия: – разделения объекта на части; – расположения частей в определенной последовательности; – определение связей между частями; – оформления графического изображения[6]. Регулятивные универсальные учебные действия В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности). В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности: – адекватное восприятие себя; – постановка цели деятельности; – определение результата деятельности; – соотношение результата с целью деятельности; – выявление наличия ошибок в собственных действиях; – описание прожитой ситуации Коммуникативные универсальные учебные действия Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей. Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других. К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия: – определение цели, правил и способов взаимодействия, распределение функции участников; – работа в паре на основе заданных правил взаимодействия; – умение находить себе партнера; – работа в малых группах на основе заданных правил взаимодействия; – умение допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – умение обосновывать и отстаивать собственную точку зрения; – умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – умение говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса); – умение слушать, не перебивая товарища; – соблюдение регламента деятельности в паре, группе[7]. Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения: – слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному; – самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием); – выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения; – выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения. Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия: – постановка цели слушания, самоопределение к слушанию; – концентрирование внимания при слушании; – выделение в слушаемом тексте понятное и непонятное; – формулирование вопроса к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста); – выделение смысловых частей текста; – выделение главной мысли (мыслей) текста; – понимание ситуации общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватная реакция, – извлечение из текста информации, данной в явном виде; – извлечение из текста информации, данной в неявном виде; – формулирование вопроса, направленного на обсуждение слушаемого текста; – высказывание своего мнения относительно слушаемого текста. Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий: – читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от задачи (просмотровое, ознакомительное чтение и т. п.); – ставить перед собой цель чтения; – выделять в тексте ключевые слова; – выделять непонятные слова; – толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте); – выделять в тексте понятное и непонятное; – отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; – формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста); – формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста; – находить в тексте подтверждение предложенного суждения; – подтверждать свое суждение примерами из текста; – определять главную мысль (мысли) текста; – выделять смысловые части текста; – озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста; – извлекать из текста информацию, данную в явном виде; – извлекать из текста информацию, данную в неявном виде; – формулировать выводы на основе прочитанного; – выполнять краткий пересказ прочитанного; – выполнять подробный пересказ прочитанного. Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия: – определение объёма высказывания в зависимости от ситуации и цели общения; – определение границы содержания темы; – формулирование названия (темы) своего текста чётко, компактно; – сохранение темы при изложении мыслей; – сохранение определённого плана при изложении мысли; – изложение тезисно; – формулирование выводов из собственного текста; – подбор к тезисам соответствующих примеров, фактов, аргументов; – пользование первоисточников; – подбор соответствующих выразительных средств для изложения мысли. Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий: – формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно; – определять границы содержания темы; – выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения; – составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный); – придерживаться темы при изложении мыслей; – придерживаться определённого плана при изложении мысли; – оформлять мысли тезисно; – подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы; – обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы; – пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать); – подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли; – грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст. Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала и возможно в процессе регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы). Таким образом, в начальной школе формируются все четыре вида универсальных учебных действий.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |