Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Арабо-израильский конфликт



2016-01-05 884 Обсуждений (0)
Арабо-израильский конфликт 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из важнейших факторов, определивших формирование от­ношений стран региона друг к другу и к внешнему миру, явилось раз­витие событий в районе Восточного Средиземноморья, прежде всего арабо-израильское противостояние. Первоначальная задача уничто­жения Израиля как государства брала верх над межарабскими проти­воречиями и являлась мобилизующей и объединяющей регион силой. Хотя основное бремя открытой конфронтации несли Египет, Сирия, Иордания и ряд других государств, тяготеющих к этому району, она не­избежно втягивала в свою орбиту более отдаленные в географическом плане страны Магриба и Персидского залива. Пять арабо-израильских крупномасштабных войн (1948, 1956, 1967, 1973, 1982 гг.), подготовка к ним, восстановление понесенного ущерба определяли основную во­енно-политическую парадигму существования региона.

Эта длительная конфронтация в значительной степени формиро­вала и устойчивый антизападный вектор внешней политики арабских стран региона. Само укоренение иудаизма, сионистское движение пе­реселенцев из Европы и Америки, наконец, образование Государства Израиль на Ближнем Востоке рассматривались как агрессия западной цивилизации в зону традиционно исламской и арабской цивилизации, продолжение западного колониализма, только в новом формате. Си­туация усугублялась тем, что на стороне Израиля в меньшей или боль­шей степени находились западные государства.

Холодная война неизбежно вовлекла этот конфликт в свою орби­ту. Прифронтовые арабские страны были вынуждены искать спонсора на противоположной от Запада стороне. Советский Союз в свою оче­редь рассматривал арабские страны как не самого близкого классово, но полезного стратегически союзника в борьбе с Западом. Неизбежно противник противника становился союзником. Соединенные Штаты первоначально пытались сохранить равноудаленность в отношениях с Израилем и арабскими странами. Но постепенно та же логика гло­бальной конфронтации в холодной войне вынудила их сместиться ближе к Израилю. Правда, даже в годы самой напряженной конку­ренции между СССР и США в регионе Вашингтону удалось не ска­титься на окончательную конфронтацию с арабами, сохранить при всех противоречиях рабочие отношения с рядом стран региона, в пер­вую очередь с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива.

Можно утверждать, что холодная война оказала существенное влияние на развитие процессов в сфере безопасности на Ближнем Востоке. Но этот фактор не следовало бы преувеличивать, поскольку противостояние между Израилем и арабскими странами имело соб­ственные движущие силу и логику, а поэтому надолго пережило окон­чание холодной войны.

Уже во второй половине 1970-х гг. наблюдалась смена парадигм в этом противостоянии. Стало очевидным, что арабским государствам не удается решить поставленные задачи путем открытой и масштаб­ной военной конфронтации с Израилем. Начало разрушаться един­ство межарабской антиизраильской коалиции. В 1977 году египетский президент А. Садат посетил Израиль и достиг принципиальной дого­воренности с премьер-министром М. Бегином о двустороннем мир­ном урегулировании. Все попытки сохранить антиизраильский фронт в прежнем формате после выхода из него Египта результатов не дали. Противостояние сохранилось, но оно перешло в фазу финансовой, политической, дипломатической и иной поддержки борьбы палестин­цев, сначала с той же долгосрочной целью ликвидации Израиля, ко­торая затем была ограничена задачами изгнания израильтян с окку­пированных территорий и создания палестинского государства. Эпоха межгосударственных войн с Израилем уступила место длительному процессу борьбы с ним руками палестинцев.

Палестинцы осознали, что армии арабских государств не могут ре­шить их судьбу. В конце 1960-х гг. Организация освобождения Пале­стины (ООП) во главе с Я. Арафатом приняла стратегию интенсифика­ции диверсионно-террористической борьбы. Это был период первой интифады. Поскольку в ходе войны 1967 г. Израиль оккупировал тер­ритории Западного берега реки Иордан и сектора Газа, палестинцам приходилось вести борьбу с территорий соседних стран — Иордании и Ливана. Но в 1970 г. Иордания изгнала отряды ООП, которые ини­циировали попытку переворота против короля Хусейна.

Существенное влияние на развитие событий в этом субрегионе оказал конфликт в Ливане. Этой стране со смешанным мусульманско-христианским населениемудавалось до середины 1970-х гг. в опреде­ленной мере дистанцироваться от арабско-израильского конфликта, процессов радикализации в регионе под знаменем арабского национа­лизма, сохранять внутреннюю стабильность, поддерживать конструк­тивные связи со странами Западной Европы, прежде всего с Францией и Соединенными Штатами. Однако внутренний политический баланс был нарушен потоками палестинских переселенцев и передислока­цией из Иордании на территорию Ливана основных сил ООП во главе с Я. Арафатом. Вспыхнувший в 1975 г.кровавыйконфликт между хри­стианами и мусульманами на долгие годы превратил Ливан в одну из самых горячих точек в регионе. В той или иной мере в него оказались втянутыми большинство арабских стран. При этом их подходы к ли­ванской проблеме часто отражали соперничество друг с другом по дру­гим вопросам, в частности между Сирией, Ираком, Ливией, Саудов­ской Аравией. Со временем в этот процесс оказался втянутым и Иран, поддерживавший шиитскую часть мусульманского населения, в част­ности военизированную организацию «Хезболла». Ситуацию ослож­няла вовлеченность в этот конфликт Израиля, поскольку юг Ливана оказался главным на тот момент фронтом противоборства с базиро­вавшимися там палестинскими отрядами, которые наносили удары по израильской территории.

В 1982 году Ливан стал полем боя последней крупной межгосудар­ственной арабо-израильской войны. Израиль вторгся на территорию Ливана, ведя крупномасштабные бои с находившимися там сирий­скими войсками, разгромил отряды ООП, вынудив их покинуть Ли­ван. Арафат перебазировался в Тунис. Однако внутренний конфликт в стране продолжался еще несколько лет. Безрезультатными оказались попытки США и Франции положить конец гражданской войне пу­тем направления в Ливан в качестве миротворцев своих вооруженных сил. После крупной террористической атаки, в ходе которой в октябре 1983 г. в Бейруте было убито 239 американских и 58 французских сол­дат, Вашингтон и Париж отказались от попыток принуждения вою­ющих сторон к миру. С течением лет остроту внутреннего конфликта в Ливане удалось притушить с помощьюхрупкой формулы разделения государственных постов между христианами, суннитами и шиитами, окончательного вывода израильских войск из зоны безопасности на юге страны. Объективно стабилизирующую роль на том этапе сыгра­ло присутствие в Ливане контингента сирийских войск, выступавших в качестве миротворцев.

Хотя Советскому Союзу удалось сохранить позиции в Сирии и Ираке, потеря Египта в качестве союзника, а также смена формата антиизраильской борьбы существенно ослабили его влияние на новую ситуацию в регионе. Это усугублялось разрывом дипломатических от­ношений России с Израилем. Соединенным Штатам, напротив, уда­лось несколько упрочить свои позиции посредника и балансира между конфликтующими сторонами на новом этапе конфликта. Правда, эти возможности были ограничены, как показали малоуспешные попыт­ки Вашингтона продолжить процесс мирного урегулирования, на этот раз между израильтянами и палестинцами. Предпринимавшееся вре­мя от времени дозированное давление на Израиль с тем, чтобы тот за­нял более компромиссную позицию в достижении договоренностей с палестинцами, не давало результата.

Окончание холодной войны не сняло более глубоких и самостоя­тельных причин развития процессов в сфере безопасности на Ближ­нем и Среднем Востоке, но открыло некоторые пути возможного уре­гулирования конфликтов, а также явилось рубежом, ознаменовавшим становление нового формата и качества развития этих процессов.Зна­чительными факторами стали:

 вывод советских войск из Афганистана;

 процесс сокращения материальной поддержки со стороны Советского Союза Ирака, Сирии, Ливана, Южного Йемена;

 восстановление ди­пломатических отношений между Россией и Израилем;

 поворот ли­нии поведения Москвы от поддержки противостояния к поиску ком­промиссных решений проблем региона.

 


 

20.Ислам в современном мире. Исламский экстремизм в мусульманских странах.

Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний предстает прежде всего в его самой воинствующей форме — в форме радикального ваххабизма, требующим с помощью "священной войны" вернуть мусульманский мир к халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию, стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.В настоящее время "ваххабизм" получил наибольшее распространение в Дагестане и Чечне. В Дагестане до известных событий августа-сентября 1999 г. активистов этого экстремистского течения в исламе насчитывалось до нескольких тысяч. Наиболее известным дагестанским радикал - ваххабитом считается Багаутдин Магомедов (Багаутдин Мухаммад, Мухаммед Кизилюртовский, или мулла Багаутдин), бывший руководитель Кизилюртовского центра ваххабитов - салафитов.Багаутдин многое сделал для распространения радикального ваххабизма в Дагестане: с 1992 г. в Кизилюрте он, возглавив мусульманское общество "Мудрость", проповедовал идеологию ваххабизма своим сторонникам, постоянно расширяя их ряды. Главный акцент делал на необходимости осуществления джихада против "неверных" и неизбежности превращения Дагестана в исламское государство, ориентированное, прежде всего, на экспорт «исламской революции».Экстремисты, располагая широкими и тесными контактами с религиозными деятелями многих государств Ближнего и Среднего Востока, внесли существенный вклад в религиозно-теоретическое обоснование чеченского сопротивления в период военных действий в Чечне.После завершения чеченских событий 1994-96 гг. М.Багаутдин активно занимается организацией ваххабитских ячеек - "исламских обществ" ("джамаатов") на территории Дагестана. На их основе в середине 1997 г. создается общественно-политическая организация "Исламское сообщество Дагестана" ("Джамаат уль-Исламий-ун, ИДД), получившая официальную регистрацию в министерстве юстиции РД. Основной целью ИДД объявляется выход Дагестана из состава России и построение исламского государства.Для реализации этой политической цели создаются параллельные официальным собственные органы власти, которые провозглашаются единственно законными, правомочными, способными стабилизировать обстановку и преодолеть кризис путем установления "исламского порядка". Одновременно формируются военизированные группировки экстремистов - "Центральный фронт освобождения Дагестана", располагающий сетью специальных лагерей и учебных центров на территории Чечни и Дагестана, под командованием Главного штаба "Исламского сообщества Дагестана" во главе с "амиром" Багаутдином.Однако после принятия осенью 1997 г. Госсоветом Дагестана ряда жестких мер, направленных на пресечение экстремистской деятельности "ваххабитов" (в первую очередь - принятие поправок к Закону РД "О религии"), и нападения исламских террористов в декабре того же года на воинскую часть в Буйнакске М.Багаутдин и его ближайшие сторонники были вынуждены перебраться в Чечню. Там в Урус-Мартане руководство "джамаата" активно занималось религиозно- идеологической и боевой подготовкой молодых дагестанских "исламистов", рекрутируемых в т.н. "повстанческую армию имама", тесно координируя свою деятельность с полевым командиром Э.Хаттабом и другими зарубежными исламскими эмиссарами. Б.Магомедов и Саудовскую Аравию.Экстремистским руководством "ваххабитов" предпринимались энергичные шаги по вовлечению в свое движение дагестанской молодежи. В этих целях активно использовались возможности "Исламской партии Дагестана", исламского центра "Кавказ", "Союза исламской молодежи Дагестана" и ряда других радикальных организаций.Неудивительно поэтому, что к 1996 г. "исламским миром" на территории Дагестана (а также Чечни) уже были созданы своего рода территориальные плацдармы со сформированной инфраструктурой, обеспечивающей его культурную, идеологическую и, в перспективе, политическую экспансию - т.н. "ваххабитские анклавы" (самый известный - "Кадарская зона", включающая в себя населенные пункты Кадар, Карамахи и Чабанмахи). Спецификой этих "анклавов" являлось то, что они содержались на "спонсорские деньги", поступавшие из-за рубежа (более всего из Саудовской Аравии) и изначально являлись угрозой и территориальной целостности со стороны экстремистов.Реализацию отработанной "ваххабитами" доктрины, как представляется, предполагалось осуществить в два этапа: на первом должны были сформированы "анклавные" образования на территории всех республик Северного Кавказа, а на втором предполагалось развернуть деятельность по политическому объединению этих "анклавов" в единое государство.Таким образом, "ваххабиты", действовавшие на территории Дагестана, уже в 1998 г. представляли собой хорошо организованную политико-религиозную и военную структуру, располагавшую реальными силовыми возможностями. С чёткой программой по захвату и дальнейший идеологической экспансией на территорию России.В Чечне ваххабизм получил распространение в период правления дудаевского режима, когда в Грозном был открыт центр ваххабитов, который распространял религиозную литературу, организовывал коллективные моления, проповедовал идеи своего учения через средства массовой информации. Строя исламское государство, экстремисты нуждались в единой идеологии. В качестве таковой должен был выступить, по замыслам дудаевских идеологов (З.Яндарбиев, М.Удугов и др.), ваххабизм.Можно указать как минимум несколько причин такого выбора: ставка на поддержку чеченской независимости со стороны богатых арабских стран, где эта идеология официально признана; опора на сторонников движения, прошедших хорошую военную подготовку, а также надежда на то, что распространение "строгого", "первоначального" ("классического") ислама снимет религиозные разногласия не только внутри республики, но и между мусульманскими народами Северного Кавказа в целом.Мощный импульс для развития исламского экстремизма на Северном Кавказе придали события в Чечне (1994-96 гг.) и последующая ее "суверенизация". Мероприятия по "восстановлению конституционного порядка" в Чечне повлекли за собой тяжелейшие последствия для России и российской государственности. Тейпово-родовое чеченское общество, в мирное время раздираемое противоречиями, в военном противостоянии с федеральным центром сумело сплотиться посредством идеи мусульманского единства. Эта же идея во многом стала определяющей для многих сотен "воинов джихада" из Пакистана, Афганистана, Турции, различных арабских государств, принявших участие в чеченской кампании.Многочисленные исламские партии, движения, неправительственные мусульманские организации и учреждения, а иногда и непосредственно исламские государства (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Сирия, Пакистан, Турция, Афганистан и др.) по каналам своих спецслужб, оказывали и оказывают финансовую, военную, идеологическую и иную помощь Чечне в ее борьбе с «неверными».В годы чеченских событий несколько крупных террористических акций, осуществленных под руководством известных полевых командиров, резко изменили ситуацию, заведя в тупик "наведение конституционного порядка". Речь идет, прежде всего, об акциях 1995 г. в Буденновске, возглавлявшейся Ш.Басаевым и 1996 г. в Кизляре в Первомайском под руководством С.Радуева.Характерной вехой явилось формирование весной 1995 г. на территории Чечни отряда иностранных наемников "Джамаат Ислами", которым командовал подданный Иордании Хабиб Абд эль-Рахман Хаттаб. Уже после окончания военной кампании он создал в районе н.п. Сержень-Юрт Шалинского района Чечни учебный центр - "Исламский институт Кавказа" (ИИК), который фактически являлся филиалом международной экстремистской организации "Братья- мусульмане".Амир ваххабитского "Джамаата Урус-Мартана" Умар Бен Исмаил так говорит о значении ИИК, который называет "научно-просветительским центром": "Группа Хаттаба начала свое существование еще с Афганистана, прошла Таджикистан, его моджахеды воевали на пути Аллаха в Боснии и Абхазии, Карабахе, Ингушетии и Ичкерии. Его центр очень важен для мусульман, значение таких центров сегодня неоспоримо, что подтверждает Россия, Израиль и США". В этом "научно-просветительском центре" курс обучения (партизанские методы ведения войны, общая боевая, диверсионная, террористическая и идеологическая подготовка) прошли сотни молодых северокавказцев, став высоко подготовленными агитаторами-исламистами, диверсантами и террористами.Все выпускники ИКК обязательно сдают практический экзамен. Например, террористическая вылазка в декабре 1997 года в Буйнакске (Дагестан) - характерный пример практического осуществления идей ваххабитского экстремизма боевиками Хаттаба.После завершения чеченской кампании 1994-96 гг. руководство ЧРИ берет курс на построение исламского государства. Президент А. Масхадов в выступлении по республиканскому телевидению в апреле 1998 г. заявляет, что в Чечне будет построено независимое исламское государство, в котором нормы шариата будут возведены в ранг закона (еще ранее создаются "исламские" институты - "шариатский суд", "шариатская гвардия" и др.). По его словам, "джихад чеченского народа начинается с укрепления государства, власти и порядка. Весь чеченский народ должен принять участие в создании чеченской армии. чеченском государстве, которое будет называться Чеченская Республика "Нохчийо", будут действовать только нормы ислама и шариата. Основой Конституции станет Коран".Совершенно очевидно, что Масхадов концепцию джихада понимает и интерпретирует совсем не русле идеологии воинствующего ваххабизма. Да и цель мусульманских экстремистов другая - построить исламское государство на всем Северном Кавказе, на первых порах - в масштабе Чечни и Дагестана. Просто Чечня, пусть даже "исламская", им не нужна. Поэтому в республике нарастает противоборство традиционалистов и фундаменталистов. На стороне первых - президент А. Масхадов со своими сторонниками, в идеологическом плане опирающиеся на положения традиционного в Чечне ислама (суфизм) и поддерживающие духовное управление мусульман республики во главе с муфтием Ахмад-Хаджи Кадыровым. В оппозиции - Ш. Басаев, М. Удугов, 3. Яндарбиев, Э. Хаттаб и другие поборники "чистого" ислама, а также поддерживающие их зарубежные исламистские организации, учреждения и фонды.После непродолжительного разыгрывания антиваххабитской карты, преследовавшей пропагандистские цели, в стан "ваххабитов" переходит и террорист номер два С. Радуев. Последний в своей речи перед выпускниками одной из диверсионных школ 14 марта 1997 г. озвучивает планы чеченских экстремистов: "Ваша задача - сеять смертельный ужас среди тех, кто продал Аллаха, они каждый час должны чувствовать холодную руку смерти. Ваша задача - внедриться во властные структуры, административные и финансовые органы России. Ваша задача-дестабилизация обстановки, экономики, финансов. Создавайте базы, подбирайте людей, ждать долго не придется. На территории национальных республик сейте национальную рознь, стравливайте националов и русских, любую беду сваливайте на русских. Необходимо занимать лидирующее место в мафиозных структурах".На этом фоне особого внимания заслуживает наметившаяся тенденция к консолидации чеченских и дагестанских "ваххабитов": в 1997-98 гг. предпринимаются многократные попытки их организационно-структурного объединения. В этих целях 22 августа 1997 г. на конгрессе 35 исламских партий и движений Чечни и Дагестана была учреждена общественно-политическая организация "Исламская нация", задачами которой провозглашены создание условий для защиты исламской нации от агрессии и геноцида, всемерное противодействие антиисламской экспансии России на Кавказе, способствование реальному объединению народов Кавказа на основе исламской идеи.Руководителем (амиром) "Исламской нации" был избран М.Удугов, который заявил, что данная организация в будущем должна стать единым исламским движением на Кавказе и имеет одной из задач возрождение Дагестана в его прежних границах. Тогда же (в августе 1997 г.) на состоявшемся в Грозном "Съезде народов Кавказа" был образован общественно-политический союз "Кавказская Конфедерация", лидером которого был избран чеченский экс-президент З.Яндарбиев.Позднее были созданы и другие организации, ставящие перед собой аналогичные цели, например, в апреле 1998 г. в Грозном образован "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана" (КНИД). Председателем Конгресса был избран Ш. Басаев, заместителями - М. Удугов, А. Алиев и Т. Исмаилов (последние два от Дагестана). "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана", как сказано в Уставе этой организации, "создается с целью защиты исламского порядка от посягательств из вне в Ичкерии, Дагестане и на Кавказе, и объединение исламских республик в единое государство".Основными программными положениями, регламентирующими деятельность КНИД, были провозглашены укрепление исламского чеченского государства как базы возрождения единого исламского государства "Дегъистан"; консолидация общественно-политических сил Ичкерии и Дагестана; возрождение ислама и исламских ценностей как единого для народов Кавказа духовного корня. Разработка стратегии и тактики движения КНИД к поставленной цели и их практическое применение предполагает «противодействие антиисламской экспансии на Кавказе, защита мира и согласия, обеспечение стабильности и безопасности на Кавказе, возрождение "Дегъистана", всемерное содействие реальному объединению и укреплению исламской уммы мира». Как следует из изложенного, Конгресс наделил себя правами на любые действия, в том числе и политические, от имени народов Дагестана и Чечни. КНИД была также принята "Декларация прав народов Ичкерии и Дагестана", основанная на шариате и противоречащая действующему российскому законодательству.Необходимо подчеркнуть, что всплеск исламизма на Северном Кавказе, особенно в ее северо-восточной части, вряд ли был бы осуществим без всесторонней поддержки из-за рубежа. Как уже отмечалось, многие государства Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Иордания, Пакистан, Турция, Афганистан и др.) и расположенные на их территории неправительственные организации, учреждения, фонды активно продвигают сюда политизированный ислам. Среди последних: "Лига исламского мира" (ОАЭ), "Таблиг-и джамиат-и ислами" (Пакистан), "Международная исламская организация спасения" (МИОС, или "Аль-игаса-аль-исламия") и многие другие.Однако наиболее масштабную деятельность на территории России, и особенно на Северном Кавказе, проводит МИОС, которая структурно входит во ''Всемирную исламскую Лигу". Имеется информация, что руководители этой организации "связаны со спецслужбами Саудовской Аравии, негласно финансировали воинствующих ваххабитов по всему миру". 10 ноября 1992 г. "Аль-игаса" получила в России официальный статус регистрировал ее московское отделение. В этом же году эта организация разворачивает активную деятельность в Дагестане, опираясь на возможности дагестанского филиала "Исламской партии возрождения" и структуры Махачкалинского исламского культурного центра, которые к тому времени прочно стояли на фундаменталистских позициях.Не случайно дагестанский ученый М.Шакирла в статье "Экстремистские течения в исламе" называет ряд ультра-радикальных организаций, возникших на идейной основе исламского фундамента-лизма. Среди одиозных "Братьев- мусульман", ХАМАС, "Джихад Ислами" и др. он отмечает и организации, действующие в Дагестане: "Исламская партия возрождения" и многочисленные т.н. "исламские культурные центры"Стремясь завладеть умами и настроениями как можно большего числа верующих Северо-Кавказских республик, эмиссары МИОС за период своей деятельности в регионе приняли активное участие в создании новых и реорганизации существующих мусульманских организаций и движений, неизменно привнося в их деятельность идеи исламского радикализма, нетерпимости к представителям других вероисповеданий, откровенных антироссийских настроений. Одновременно с расширением масштабов экспансии указанных идей, использование МИОС всего многообразия мусульманских организаций и движений на Северном Кавказе преследовало и другую важнейшую для исламских радикалов цель - через эти организации распространять радикальную ваххабитскую идеологию и практику, а самим оставаться в "тени".Однако идеологическая обработка населения с целью пополнения своих рядов, создание партий, движений, центров и даже исламистских анклавов промежуточная цель северокавказских "ваххабитов" и их зарубежных покровителей. Очередная задача на пути к созданию Северо-Кавказской Конфедерации - дестабилизация внутриполитической обстановки в Дагестане, устранение законного руководства этой республики, ее отрыв от России и далее - воссоединение с Чечней, создание единого исламского государства "Дегьистан".Практическая попытка реализации этих планов предпринималась дважды – в мае 1998 г. (20-21 мая в Махачкале братьями Хачилаевыми и их вооруженными сторонниками были захвачены здания Правительства и Госсовета) и в августе-сентябре 1999 г.Рассмотрим, каким образом осуществлялся такого рода политический процесс накануне и во время событий августа-сентября 1999 г.Во второй половине 1998 г. активизируется деятельность основного политического института сепаратистов - КНИД, которая стала приобретать все более беспрецедентные формы. Принятое 10 ноября 1998 г. "маджлисом" Конгресса постановление и направленная в Госсовет РД выписка из него, предупреждающая о "недопустимости мер преследования" в отношении членов КНИД и решении маджлиса "пресекать любые формы преследования средствами, не нарушающими нормы Шариата", свидетельствуют о том, что объединенные силы исламских радикалов, наряду с подготовкой к дальнейшему проведению силовых акций, приступили к новому этапу открытой борьбы за власть, перехватив политическую инициативу у законного руководства РД, с одновременной дискредитацией и оказанием на него морально-психологического давления (См.: Приложение №3).5 июля 1998 г. на перевале "Волчьи ворота" ("Кадарская зона") проходит съезд дагестанских "исламистов", участниками которого выдвигаются требования по выводу из республики российских войск, сокращению численности милиции, созданию исламской республики. А уже в сентябре того же года "кадарцами" провозглашается создание "исламской территории", где должны быть только законы шариата. Здесь осуществляется апробация трансформации местных органов власти и этот опыт, по мнению "исламистского" руководства, может быть востребован в ходе дальнейшей исламизации региона в духе мусульманского радикализма.В марте 1999 г. в "Кадарской зоне" внедряются новые атрибуты "исламского правления" - шариатские суды. Аналогичные и "анклавы" создаются и в ряде. В этот же период в Чечне нарастает противостояние между президентом Масхадовым и "правой" оппозицией. Однако последняя, ввиду сохраняющейся поддержки президента со стороны населения республики, не решается применить силу, делает ставку на объявление импичмента Масхадову. В этих целях в других районов республики. 1998 г. в Гудермесе учреждается антимасхадовский военно-политический союз "Воины свободы".С марта 1998 г. в Урус-Мартане располагается штаб М.Багаутдина, там же находятся его боевики, численность которых постоянно растет. Укрепляется взаимодействие чеченских и дагестанских "ваххабитов", целью которых по-прежнему остается построение единого исламского дагестано-чеченского государства. Для этого они пытаются "разогреть" ситуацию в Дагестане до состояния неуправляемости, чреватого взрывными социальными процессами. Наблюдается вмешательство во внутренние дела Дагестана: из Чечни все чаще раздаются требования, например, по восстановлению Ауховского района, невмешательству государства в дела мусульман "Кадарской зоны" и т.д.В начале ноября 1998 г. лидер КНИД Ш. Басаев в интервью чеченской газете "Аль-Каф" говорит, что в рамках "Конгресса" создано вооруженное формирование - "Исламская миротворческая бригада", которая может вмешаться в любой конфликт на Кавказе с "целью разъединения сторон". Комментируя события, происходящие в Дагестане, он подчеркивает: "Руководство КНИД не позволит русской оккупационной армии творить беспредел в братской мусульманской стране, а своих братьев в беде оставлять мы не намерены". В декабре 1998 г. в Чечне осуществляется зверское убийство трех англичан и одного новозеландца. Масхадов, режим которого весьма неустойчив, объявляет кампанию по борьбе с преступностью и одновременно издает указ о частичной мобилизации народного ополчения. В своем выступлении 15 декабря по национальному телевидению чеченский президент возлагает ответственность за ситуацию в Чечне на "деструктивные силы", осевшие в Урус-Мартане. Несколькими днями ранее вице-премьер Чечни и лидер КНК Ю. Сосланбеков заявил о намерении чеченских властей выслать с территории республики лидера арабских террористов Э.Хаттаба. В ответ Ш. Басаев в своем выступлении по телеканалу "Кавказ" прямо угрожает официальному Грозному, что не допустит высылки Хаттаба из Чечни, "даже если для этого придется развязать войну", подчеркивая, что "Хаттаб внес огромный вклад в дело победы чеченского народа в войне с Россией".

21.Германия после Первой мировой войны. Внутренняя и внешняя политика нацизма в 1933-1939 гг.

Когда нацисты пришли к власти, многим поначалу казалось, что внешняя политика Германии мало изменится. Важнейшие посты во внешнеполитическом и военном министерствах занимали консерваторы.

Министерство иностранных дел возглавил дипломат старой школы Константин фон Нейрат (1873-1956). Нацисты полностью взяли на вооружение планы консерваторов относительно восстановления армии и пересмотра Версальского договора. Они заимствовали идею аншлюса Австрии, а также создание, на случай блокады, автаркического хозяйства. Все это укладывалось в колею старой империалистической политики Германии.

Поначалу нацисты делали мало заявлений о своем внешнеполитическом курсе. На первых порах, по возможности, Гитлер стремился избегать международных конфликтов. Перед внешнеполитическими органами была поставлена задача прикрывать начавшееся вооружение Германии. Первые внешнеполитические шаги гитлеровского правительства успокоили зарубежье: 5 мая 1933 г. был пролонгирован Берлинский договор с Советским Союзом от 1926 г.; с удовлетворением была воспринята гитлеровская «речь о мире» от 17 мая и другие действия. Наконец, благожелательно было воспринято заключение конкордата с Ватиканом 20 июля 1933 г., особенно правительствами Италии и Испании.

Первым симптомом изменения политики Германии стал уход немецкой делегации с Женевской конференции по разоружению. Этот шаг выглядел оправданным, так как Франция и Англия отвергли требование Германии уравнять ее по вооружениям. На самом деле он отвечал логике тайно вынашиваемых Гитлером планов вооружения. Под предлогом нарушения равноправия Германия заявила 14 октября 1933 г. о своем выходе из Лиги Наций. Позиция нацистского правительства была поддержана «народным плебисцитом» 12 ноября 1933 г. Этот факт укрепил авторитет правительства и его стремление действовать более решительно.

С 1934 г. во внешней политике Германии явно прослеживается стремление к отказу от международной кооперации и к заключению двусторонних соглашений с соседями на Востоке и Юге Европы (главным образом в области внешней торговли и валютной политики). Это развязывало руки в международных делах, помогало изолировать соседей друг от друга и применить прессинг к каждому из них индивидуально.

Ярким примером такой «билатеральной» тактики стало заключение в январе 1934 г. на 10 лет пакта о ненападении с Польшей.

Это соглашение ни в коем случае не означало отказа Берлина от будущей ревизии восточных границ, оно нужно было немецкой стороне для ослабления позиций СССР, а также Франции, как союзника Польши.

Старые кадры во внешнеполитическом ведомстве были не прочь поддержать нацистов и в их стремлении присоединить Австрию. Но 25 июля 1934 г., когда австрийские нацисты убили канцлера Э. Доль-фуса, эта попытка окончилась неудачей. Спустя полгода эта неудача немецкой дипломатии была компенсирована присоединением Саарской области, находившейся под управлением Лиги Наций. Проведенный там в январе 1935 г. в соответствии с Версальскими договоренностями плебисцит о дальнейшей судьбе области показал, что 91 % жителей готовы войти в состав Третьего рейха. Это был первый внешнеполитический успех Гитлера.

Присоединение Саара было использовано Германией для дальнейшего разрушения Версальской системы. В марте 1935 г. в стране была введена всеобщая воинская повинность. Численность «оборонительной» армии мирного времени -- вермахта достигла полумиллиона солдат. Армия получила 1500 самолетов и сильный военно-морской флот. Это был основательный подрыв Версальских ограничений.

Однако в этот раз западные державы дали Гитлеру понять, что они не потерпят столь вызывающего пересмотра статей Версальского договора. На международной конференции 1935 г. в итальянском городе Стреза правительства Франции и Англии, при поддержке Муссолини, договорились о совместном противодействии Германии в случае «возможных в будущем односторонних действий и нарушении договоренностей». И хотя в результате было принято лишь коммюнике общего характера, создавалось впечатление, что Третий рейх был изолирован в международном плане, что ему поставлены ограничения в его ревизионистских устремлениях.

Нельзя сказать, что европейские державы в целом ничего не делали для отпора нацистской Германии.

Чтобы укрепить свое международное положение и улучшить диалог с западными странами, 18 сентября 1934 г. Советский Союз вступает в Лигу Наций. 2 мая 1935 г. подписывается советско-французское соглашение о военно-политическом сотрудничестве на 5 лет; 16 мая -- советско-чехословацкий договор о взаимопомощи. Эти договоры имели целью сдержать наступательную политику Германии.

Но западным странам не удалось создать реального единого фронта противоде



2016-01-05 884 Обсуждений (0)
Арабо-израильский конфликт 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Арабо-израильский конфликт

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (884)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)