Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начало развития Казахстана как независимого гос-ва (1991-2000 гг.)



2016-01-05 690 Обсуждений (0)
Начало развития Казахстана как независимого гос-ва (1991-2000 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок




С конца 80-х годов - начало 90-х годов ярче проявились тенденции к распаду идеологической, территориальной, политической и экономической целостности СССР. Ярким проявлением данного процесса стал - Августовский переворот.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице- президента Г.Янаева и заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М.Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП). В состав ГКЧП вошли: Г.Янаев - вице-президент СССР, В.Павлов - премьер- министр, В.Крючков -председатель КГБ СССР, Б.Пуго – министр внутренних дел, О.Бакланов - первый председатель Совета обороны СССР, А.Тизяков — председатель Ассоциации Государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и В.Стародубцев- председатель Крестьянского союза.

20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - обращение к советскому народу. В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик - растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества (СССР), потеряли радости жизни десятки миллионов советских людей, в самом недалеком неизбежен новый виток обнищания). Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д. Но, 21 августа путч провалился. М.Горбачев вернулся из Форса в Москву, лидеры ГКЧП были арестованы. Эти события ускорили распад СССР.

1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н.А.Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность. 10 декабря 1991 года Н.Назарбаев подписал принятый парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан. 12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.

16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

В статье1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно главе 2 закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Глава 3 определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Глава 4 определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан
обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и
равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции республики. С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

 

69. Политика перестройки в Казахстане (1985-1991 гг.). Основные этапы и их характеристики.

1.Апрель 1985 г. – июнь 1987 г. (концепция «ускорения») Обновить производственный аппарат таким образом, чтобы он к 1990 г. на 90 % стал соответствовать мировым стандартам качества.

Как предполагало руководство страну выведет из застоя борьба с пьянством и распущенностью. В аграрном секторе ускорение виделось во внедрении достижений НТР. Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась в сельском хозяйстве. Государственная колхозно-совхозная система уже по своей природе не могла воспринять достижения НТР. Колхозники, будучи бесправными, были равнодушны к общественному производству и воспринимали эту работу как своеобразную обязанность. Поэтому об интенсификации производительности труда не могло быть и речи. Что касается наведения порядка, то введённые законы повысили производительность лишь на 1%, и тот держался всего год. В результате государство недосчиталось 67 млрд. рублей и обострению ситуации на потребительском рынке. В средней Азии и Казахстане были вырублены бесчисленные насаждения виноградных культур, которые до сих пор не удалось восстановить.

2.Второй этап. Лето 1987-май1989 гг. (концепция социалистического рынка) Начальный период «перестройки» показывает, что одними только «косметическими» методами не изменить ситуацию к лучшему и что причины лежат в системе производственных отношений. Общество начало понимать, что путь к развитию экономики лежит через рынок и частную собственность, через которые прошли все цивилизованные государства. Однако руководство страны продолжало находиться в состоянии медлительности и излишней осторожности. Именно этим объясняются попытки соединить план и рыночную стихию и тем самым выйти на некую модель социалистического рынка. Результатом этого периода стали половинчатые и аморфные законы о государственном предприятии и о кооперации. Хотя они о сообщили обществу некоторый прогресс, но основных проблем не решили. Требовались гораздо более радикальные меры.

3.Третий этап. Май 1989 г. – август 1991 г.(1-ый съезд народных депутатов СССР) В самом начале «перестройки» была декларирована официальная установка на всемерную демократизацию всех сторон общественной жизни. Однако уже декабрьские события 1986 г. в Алма-Ате показали невозможность реализации такой идеи в рамках тоталитарного режима. Уже в 1985-1986 гг. М. Горбачёв начал избавляться от соратников Л. Брежнева, среди которых был Д. Кунаев. 16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило это сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах. Любая критика в адрес Системы была недопустима. Но уже 1987 г. в республике появляются первые неформальные объединения. Эти объединения сначала затрагивали вопросы экологии. Система не закрывала эти движения, потому что ей это было выгодно. С одной стороны допускалась критика, но с другой стороны ничего не предпринималось для изменения ситуации. Следующим этапом в развитии неформальных организаций стало создание национально-культурных и историко-просветительских объединений. Далее создаются рати и движения с более политической направленностью. Летом 1989 г. создаётся движение «Желтоксан», которое занималось вопросами о справедливой оценке декабрьских событий 1986 г. Позже движение переформировалось в одноимённую партию, целью которой было отделение от СССР и создание нового независимого государства. В июне-июле 1990 г. на учредительной конференции в Алма-Ате оформилось гражданское движение «Азат». Экономическая программа движения «Азат» была более аморфной, она предполагала развитие смешанной экономики, по типу китайской модели. Идея частной собственности признавалась якобы неадекватной национальными традициями казахов. Другое движение - «Невада-Семипалатинск», возглавляемое культурным деятелем Олжасом Сулейменовым, вело борьбу за закрытие атомного полигона в г. Семипалатинске. Итак, в рассматриваемый период в Казахстане создалось множество разных партий и движений. На протяжении 1990-1991 гг., когда в стране обсуждался вопрос о будущем СССР, Казахстан и другие страны Средней Азии активно выступали за сохранение СССР, но уже в форме федерации. Однако в стране преобладали центробежные силы, и вскоре произошёл крах великой державы.

 

70 Культурара К-на в советский период (1945-91гг).

В начале 20 века основная масса населения края не умела писать и читать. Поэтому сразу же после революции стали открываться школы и курсы для обучения взрослых. В 1920 году при местных отделах народного образования были созданы чрезвычайные комиссии по ликвидации безграмотности, которые занимались организацией учета неграмотных, подготовкой педагогических кадров, организацией курсов и школ, изданием учебных пособий. Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недоставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письменных принадлежностей. Дело осложнялось также непродуманными алфавитными реформами. Трудности школьного образования крайне обострились с началом ВОВ. Ослабла учебно-материальная база, часть учителей и старшеклассников ушла в армию или на производство. Вместе с тем в развитии школьного образования нарастали недостатки. Партийный диктат над школой нарастал. Накануне ВОВ в К-не было уже 20 высших и 118 средних учебных заведений. Проблемы высшей школы усугублялись сталинскими репрессиями, унесшими жизни выдающихся ученых и педагогов А.Байтурсынова, С.Асфендиярова, Х.Досмухамедова, Т.Жургенева и др. В 60-е-80-е гг. открылось еще 27 высших и свыше 100 средних специальных учебных заведений, т.е. почти столько же, сколько за весь предыдущий период. Увеличился и перечень специальностей, по которым готовились кадры. К 90-м годам более половины профессорско-преподавательского персонала вузов не имели ученых званий и степеней. Содержание многих учебных программ, пособий и учебников не было ориентировано на выработку самостоятельного творческого мышления, на изучение новейших достижений науки, техники и технологий. При комплектовании кадрового и студенческого корпуса допускалось взяточничество, трайбализм и другие формы социальной несправедливости. В 20-е годы в Казахстане работали многочисленные стационарные и экспедиционные отряды Комиссии по изучению естественных производительных сил. Их деятельность проходила под руководством крупных ученых: академиков И.М.Губкина, А.Н.Самойловича, А.Е.Ферсмана, профессоров А.А.Григорьева, С.И.Руденко и другие. Научный потенциал Казахстана вырос в годы ВОВ. Это связано, прежде всего, с временным пребыванием в республике эвакуированных крупнейших ученых и научных учреждений. В годы войны ученую степень кандидата наук и доктора наук получило около 130 преподавателей вузов республики. Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук К-на, которое состоялось 1 июня 1946 году. Исследования ученых способствовали освоению крупных месторождений нефти и газа на Юж.Мангышлаке и Урало-Эмбинском бассейне, строительству канала Иртыш – Караганда, внедрению почвозащитной системы земледелия. За годы советской власти художественная культура К-на не раз переживала взлеты и падения. Творчество художественной интеллигенции четко отражало классовое и идейно-политическое расслоение казахского общества. В 20-30-е гг. широкой известностью пользовались произведения Ж.Аймаутова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева, С.Сейфуллина, Б.Майлина, М.О.Ауэзова и другие. В послевоенный период художественная литература республики обогатилась новыми творениями писателей А.Нурпеисова, Т.Ахтанова, Б.Момыш-улы, С.Муканова, поэтов К.Аманжолова, Х.Ергалиева, драматургов А.Абишева, А.Тажибаева и другими. Современный культурный процесс характеризуется противоречивыми тенденциями. Народное образование, наука и культура получили широкое пространство для саморазвития, свободы от идеологических догм и стереотипов. Так, вместо единой трудовой школы утверждается плюрализм школьного образования. Открыты и начали функционировать гимназии, лицеи, колледжи, частные и авторские школы. Расширились международные связи системы народного образования. В 1991 году свыше 1000 казахстанских учеников, студентов и аспирантов продолжили обучение за рубежом. Крупным событием в культурной жизни республики стал Всемирный конгресс казахов, впервые собравший со всех концов планеты известных писателей и поэтов, художников и политологов. Современные культурные процессы в К-не отражают, с одной стороны, крах тоталитарной системы, трудности рождения нового независимого государства, отказ от прежних узкоклассовых принципов, а с другой стороны, первые шаги утверждающего плюрализма, разных форм собственности, общественно-политических структур и мнений.

 

71Декабрьские события в Алма-Ате — выступления казахской молодёжи , произошедшие 17-18 декабря 1986 года в Алма-Ате, бывшей в то время столицей Казахской ССР. Лозунги выступавших носили противоречивый характер и, в зависимости от контескта, могли трактоваться как националистические [1] или же национал-патриотические. По официальной версии волнения начались из-за решенияГенерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва о снятии с должности национального лидера Первого секретаря компартии КазахстанаДинмухамеда Кунаева, и замене его на ранее не работавшего в Казахстане Геннадия Колбина, первого секретаря Ульяновского обкома партии. Участники беспорядков требовали назначить на должность казаха из представителей местной элиты, используя при этом агрессивные, оскорбительные и хулиганские методы против мирных граждан [2]. Позже волнения казахской молодёжи прошли и в других городах и регионах страны[3]. Глубинной причиной конфликта было нарастание экономических трудностей в условиях разных этнодемографических тенденций развития двух основных этносов Казахской СССР - русских и казахов, что вело к росту социальной и межнациональной напряженности [4].

Итог По опубликованным в Казахстане данным задержано правоохранительными силами 8500 человек, получили тяжёлые телесные повреждения (в основном черепно-мозговая травма) более 1700 человек, подвергнуты допросам в прокуратуре 5324, в КГБ — 850 человек. 900 человек подвергнуты к административным мерам наказания (аресты, штрафы), предупреждены 1400 человек, уволены с работы 319, отчислены из учебных заведений (только по Миннаробраз) 309 студентов[ В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, позже погибший в тюрьме. [ Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Началась запоздалая, а потому безрезультатная борьба с националистическими настроениями среди казахской интеллигенции.

В начале 1987 году было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением казахского национализма. Однако в дальнейшем под влиянием политической конъюнктуры позиция центральных властей изменилась. 9 января 1989 года на пост второго секретаря был поставлен этнический казах. 14 ноября 1989 года в Верховный Совет Казахской ССР обратилась группа людей во главе с писателем Мухтаром Шахановым в ЦК КПСС с просьбой о снятии формулировки «проявление казахского национализма», и формулировка была отменена.



2016-01-05 690 Обсуждений (0)
Начало развития Казахстана как независимого гос-ва (1991-2000 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начало развития Казахстана как независимого гос-ва (1991-2000 гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)