Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824 гг



2016-01-05 623 Обсуждений (0)
Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824 гг 0.00 из 5.00 0 оценок




Завершение завоевания Казахстана совпало с буржуазными реформами в России середины -XIX в. Отмена крепостного, права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них — активизация переселенческой политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское правительство в середине 60-х годов XIX века перешло от военно-казачьей колонизации к массовой крестьянской. Путем колонизации Сибири, северных, западных и юго-восточных районов Казахстана царизм рассчитывал переселить крестьян из внутренних губерний и создать в их лице социальную опору на национальных окраинах.

Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области края началось в 70-х гг. XIV (реформы 1867 - 1868 гг. объявили территорию Казахстана государственной собственностью) и массовый характер приобрело в 80-х г. Первые крестьянские участки появились в 1879 г. в Кокшетауском уезде.

По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского, с 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883 г. По "Временным правипам", переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.

В 1886 г. было разработано "Положение об управлении Туркестанским генерал-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивал их в половинном размере.

Специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Но стремление Царских властей как-то урегулировать ставший стихийным процесс переселения не удалось. Самостоятельное занятие крестьянами казахских земель продолжалось. Неурожаи 1891 — 1892 гг. побудил массу крестьян из европейской России двинуться на Восток в поисках свободных земель. В этот период за Урал перешло около 30, в Семиречёнскую и Сырдарьинскую области - 12 тыс. крестьян.

В положении конкретно определялись районы переселения в Томской и Тобольшй губерниях, а также Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. В 1891 и 1892 гг. закон распространился на ТургаЙскую ш Уральскую области, «Временные правила» 1893 г. конкретизировали отдельные статьи положения 1889 г. Например, учитывались интересы переселенцев - старожило», наделенных землей в размере 15 дес. на душу. Переселение крестьян в Казахский край сопровождалось изъятием земель у казахов-кочевников. Только в 1885 г. по 1893 г, было изъято из пользования коренного населения Акмолинской области 251 779 дес. земли и образовано 24 переселенческих участка с населением 10 940 душ мужского пола, а в Семипалатинской области за этот же период было изъято 33 064 дес. пахотной земли у казахских шаруа.

Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область (главным образом, Чимкентский, Ташкентский и Аулие-Атинский уезды). В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тысяч семей.

Возможность соединения Казахстана через железнодорожные линии с Сибирью и Приволжским районом толкало правительство ускорить переселенческое освоение Казахстана. С этой целью экспедиция под руководством В.А.Щербиной тщательно обследовала 12 уездов Акмолинской, Тургайской и Семипалатинской областей. Материалы экспедиции были использованы царизмом для дальнейшей экспроприации «излишков» казахской земли.

В результате переселенческой политики царизма основные плодородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнань» в безводные, малопригодные земли. Изменялось демографическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г., удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1 процента. Из проживавших 4471,8 тысяч казахи составляли 3399,5, русские и украинцы—532,7, татары —55,4, узбеки—73,5 тысячи, уйгуры — 56 тысяч. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием.

Царизм, упразднив ханство, создал новую систему управления, опираясь на «Устав о сибирских киргизах». Этот документ был разработан в 1822 г под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на 2 части территория казахской степи была причислена к Западной Сибири. До 1839 г. главное управление этой частью Сибири находилось в Тобольске, с 1839 г. -в г. Омске.

По уставу «Область Сибирских киргизов» разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа, вошли казахи, кочевавшие на левобережье Иртыша. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов - Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Баян-Аульский, Сарысуский и Кокпетинский. Во главе округов стояли окружные приказы - «диван», где сосредотачивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при нем работали 4 заседателя: 2 русских чиновника, назначенные губернатором, и 2 казаха, выбираемых на 2 года почетными биями-старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на 3 года. Ему присваивалось на время службы звание майора. После 3 выборов, успешно их выдержавшие могли претендовать на диплом дворянина. В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе стояли султаны, правда за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей черной кости. По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера: выполнение приказов, постановлений «дивана» и исполнение судебных приговоров. Каждая волость состояла из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года й утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные из них изымались из ведения бийского суда. Но даже при решении менее важных дел решения суда биев могли быть обжалованы в окружных приказах.

Устав ввел налоговую систему каждое хозяйство должно было платить правительству ясак в размере одной головы со ста голов скота, (к этому числу не входят верблюды, так как они нужны были для развития торговли, он был основным вьючным животным). Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Уставом предусматривались и другие виды повинностей - охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдающая за путями сообщения. Организация округов привела к возникновению новых оседлых поселений в степи - Кокшетау (1824), Каркаралинск (1824), Акмолинск (1832), Баян-Аул (1826), Атбасар (1848) и Др.

Казахские ханы Младшего Жуза еще во второй половине XVIII века стали назначаться царскими властями, их деятельность была поставлена под контроль царских чиновников, народное собрание было фактически ликвидировано . Назначенные царским правительством ханы не обладали достаточным авторитетом, неоднократно провоцировали народные восстания, подрывавшие производственные силы края и способствовали падению престижа ханской власти. После убийства хана Джанторе (1805- 1809) правительство признало его преемником Ширгазы, сына Айчуака, самого бездарного из потомков Абулхаира. Народное же собрание Младшего жуза избирает очень деятельного султана Арынгазы. Последний за несколько лет правления добился определенной централизации власти в жузе. Но. царское правительство, заинтересованное в ослаблении и ликвидации ханской власти, в 1821 году задержало султана Арынгазы в Петербурге и сослало в Калугу. Это решение было продиктовано стремлением избавиться от влиятельного хана, чтобы потом отменить ханскую власть в Младшем жузе.

В 1822 году оренбургским генерал- губернатором П.К.Эссеном был разработан проект данного Устава и утвержден Азиатским комитетом в 1824 году. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти, последний хан Младшего жуза Ширгазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему было присвоено звание «первоприсутствовавшего в оренбургской комиссии». Младший жуз был разделен на.З части: Западную - из поколения Байулы; Среднюю- из поколения Жетыру и отчасти Алимулы; Восточную - из Алимулы, также кипчаков и аргынов. Султаны- правители, поставленные во главе частей по сути являлись чиновниками Оренбурской пограничной комиссии. В состав пограничной комиссии вошли председатель, четыре советника и четыре заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия объединяла в себе функции губернского правления.

 

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.

С 1831 года начинается организация участков- дистанций, внутри дистанции создаются более мелкие единицы, управления старшинства. Всего к середине XIX было открыто 54 дистанции (в Западной части - 8, в Средней -20, в Восточной -28). Дистанционная система не распространялась на южную часть Жуза, то есть на Приаралье, Каракуму, Сырдарью, Мангышлак, в общем, на всю территорию южнее Ново- Александровского укрепления.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались оренбургским генерал- губернатором по рекомендации пограничйой комиссии. Здесь не было выборной системы. Введение "Устава" подорвало авторитет народного судопроизводства, установлена возможность огосударствления его. Устав подорвал основы традиционной власти, но тем самым перестало существовать уважение кочевников во всякой ее форме.

В связи с принятием Устава по Северной границе Казахстана форсировалось строительство утепленных линий.Отдельные аванпосты появлялись и в глубине степи. Одновременно, сни насыщались военными гарнизонами, для чего иногда и крестьян-переселенцев насильно обращали в казаков.

 



2016-01-05 623 Обсуждений (0)
Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824 гг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политика царизма в Казахстане в первой половине XIX века. Уставы 1822-1824 гг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)