Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институты местного самоуправления



2016-01-05 1981 Обсуждений (0)
Институты местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

На тему «Организационные основы местного самоуправления»

 

 

Выполнил: студент гр. ГМУб-14-1

Семёнова Татьяна Сергеевна.

Проверила:к.п.н. доцент Зимина Н.В.

 

Чита 2015


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Институты местного самоуправления 5-9
1.2. Правовые основы местного самоуправления 9-14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Концепция организации местного управления в субъектах Российской Федерации 15-17
2.2. Проблемы организации местного самоуправления 18-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26-28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29-30

ВВЕДЕНИЕ

В современной России важным направлением цивилизованной государственности является организация эффективного управления территориями и общественно – политическими процессами. Такое управление в нашем государстве распределено в соответствии с Конституцией Российской Федерации между федеральной государственной властью субъектов Российской Федерации и местным самоуправлением.

На каждом уровне управления органы власти решают свои задачи в пределах той компетенции, которая установлена законодательством, а конечными результатами их деятельности являются уровень социально- экономического развития и качество жизни населения соответственно государства в целом, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В настоящее время местное самоуправление для большинства граждан, проживающих в нашем государстве, стало достаточно обыденной и стабильной частью объективной реальностью.

Конституция Российской Федерации 1993 г. гарантировала местное самоуправление на всей территории Российской Федерации, определив население, как основной субъект местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, несколько обособив в правовом и организационном отношениях местное самоуправление от государственной власти.

Соответственно появилось как бы два вида деятельности органов публичной власти в Российской Федерации: государственное управление (управление государственными делами и решение государственных задач) и муниципальное управление (решение вопросов местного значения, управление делами муниципального образования).

Реализация муниципального управления как компетентной профессиональной деятельности муниципальных служащих и функционирования соответствующих органов управления невозможна без местного самоуправления в Российской Федерации и на этом фоне объяснить особенности российского муниципального управления.

Таким образом, тема курсовой работы представляется весьма актуальной и важной. Именно, построение крепкой, внешне устойчивой организационной основы на местном уровне, определяет функции и полномочия государственных структур.

Целью курсовой работы является изучение организационных основ местного самоуправления.

Задачами данной курсовой работы является рассмотреть:

– институты местного самоуправления

– правовые основы местного самоуправления

– концепция организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации

– проблемы организации местного самоуправления

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Институты местного самоуправления

Термин «местное самоуправление» в силу своей сложной многоаспектной природы обусловил противоречивость взглядов на свою сущность и породил множество теорий, объясняющих свое содержание и происхождение. В связи с этим обстоятельством, представления о нем постоянно варьировались в зависимости от различных исторических периодов, национальных традиций, государственных приоритетов. Суть проблематики сводится к тому, что без четкого понимания сущности данного института (а значит и его роли) станет невозможным и его внедрение в политическую систему государства. В данной работе будет рассмотрен понятийно – категориальный аппарат института местного самоуправления, исходя из основных подходов, определяющих его сущность, роль и место в политической системе государства, выделены основные принципы деятельности института, а также дана попытка сформулировать его определение. Одной из главных проблем трактовки местного самоуправления является факт ее неоднозначности. При рассмотрении научной литературы можно столкнуться с самыми разнообразными определениями местного самоуправления, число которых свыше тридцати и каждое из них различно по форме и содержанию. Словосочетание «местное самоуправление» впервые в истории встречается в научной литературе XIX столетия. Экономист А. И. Васильчиков дает понятию такое определение: «участие народа в местном внутреннем управлении своего отечества» [6]. Рассматривая сущность института, автор приходит к выводу о том, что «местное самоуправление» определяется смежным понятием — «самоуправление». Этот термин (англ.- self-government) возникает еще раньше — во времена буржуазно-демократической революции Англии в XVII веке. На этом историческом этапе под ним подразумевалась специфическая, самоуправляющаяся при помощи парламента общественная система, исключающая, однако административный контроль со стороны правительства. В середине прошлого столетия термин был заимствован Россией и Германией. Если говорить о фактическом проявлении института, истории известны такие его формы проявления как муниципии, сложившиеся еще в глубокой древности. В средневековой России подобная организация называлась общиной. Традиционно считается, что община – наиболее ранняя из известных ячеек общества, которая обладает своей территориальной границей и самостоятельностью в хозяйственно-экономическом смысле. Несмотря на различные авторские интерпретации, надо отметить, что основная суть института состоит в предоставлении гражданам, проживающим на одной территории, права решать возникающие проблемы, и тем самым управлять своей жизнью. В отдельных моделях института местного самоуправления подчеркивается его экономическая самостоятельность, связанная с возможностью распоряжения сборами и налогами, по результатам местных сходов. Диалектическая природа местного самоуправления является его главной сущностной особенностью. Состоит она, по мнению В. Г. Игнатова, в том, что с одной стороны, муниципальная власть – ветвь государственная, навязывающая свою волю, а с другой – ветвь общественная, наиболее полно учитывающая нужды и потребности населения [7]. К тому же мнению подобно Игнатову склонялся и известный ученый Г. В. Барабашев: «Оно призвано защищать права и свободы населения от диктата Центра и доводить до населения упорядочивающую волю этого Центра» [3] . Именно неоднозначное понимание природы института местного самоуправления, сочетающего в себе как общественные, так и государственные элементы, привело к отсутствию в современной науке универсального подхода к идентификации явления. В политологическом толковом словаре, например, встречается следующее определение местного самоуправления – это «административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны». Местное самоуправление по определению В. Н. Коновалова – это «самостоятельная, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами». В первом контексте местное самоуправление фигурирует в качестве «административного учреждения», своеобразной политической структуры, осуществляющей власть на отведенной территории. Во втором случае речь идет о некоторой деятельности людей, предполагающей принятие самостоятельных решений по вопросам местного порядка, прослеживается определение сущности местного самоуправления как источника и формы народовластия. Как «организацию власти на местах» рассматривает местное самоуправление В. Г. Игнатов, акцентируя внимание на его третьем понимании. Несколько иначе определяет самоуправление С. И. Ожегов [8]. В словаре русского языка им выделено два основных значения :

– право на внутреннее управление своими местными делами;

– право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы.

Основываясь на этом определении, справедливо сравнить местное самоуправление с иными типами общественного управления, организованными по тому же принципу, что позволит выявить общие закономерности, функции и четче определить сущность явления. К первому такого рода типу можно отнести территориальное общественное самоуправление , под которым федеральный закон подразумевает самоорганизацию граждан по месту их жительства для самостоятельной реализации инициатив в вопросах местного значения. На практике такой вид управления представлен в виде совета микрорайона, уполномоченных от улиц, избираемых «старших» на уровне улицы или дома. Общим у ТОС с местным самоуправлением — право на внутреннее управление своими делами, а существенным отличием служит отсутствие у ТОС обязательного властного полномочия, которое закреплено законом за местным самоуправлением. Второй вид управления –коллективный. В наибольшей степени он преобладает в сфере предприятий, учреждений, образовательных структур. На практике же представлен профсоюзными, студенческими и иными советами. Примечательным является тот факт, что в начале XIX века в России университетский совет осуществлял выборы ректора, присвоение научных званий, занимался подготовкой кадрового аппарата. В качестве сословного самоуправления может быть приведено в пример казачество, которое осуществляло свое управление по средствам общины, каждый из членов которой по достижению шестнадцатилетнего возраста имел право голоса на выборах атамана и есаула. Проявление очевидных принципов самоуправления на религиозной основе иллюстрирует шведский религиозный приход, на уровне которого решения о местных вопросах принимаются церковными уполномоченными. Сравнив местное самоуправление с иными видами самоуправления, мы можем выделить его основные функции и характеристики.

К функциям местного самоуправления относятся:

– организация участия лиц с целью решения вопросов местного характера;

– контроль муниципальной собственности и средств;

– обеспечение общественного порядка и др.

Сущность института составляют его характеристики:

– Деятельность института местного самоуправления регламентируется Конституцией и законами, его власть имеет публичный характер.

– Местное самоуправление имеет обособленный характер, находясь вне органов государственной власти, а его структура формируется самостоятельно местным населением.

– Реализация местного самоуправления происходит двумя основными путями: непосредственно (сход, референдум) или опосредованно (через представительные органы).

– Формирование и осуществление основных полномочий института происходит в соответствии с историческими и местными традициями. Основываясь на вышеизложенном, можно определить трактовку «местное самоуправление». Местное самоуправление –специфическая форма активности граждан, направленная на решение вопросов местного значения через непосредственное или опосредованное их волеизъявление. Данная формулировка отличается от всех ранее упомянутых тем, что, будучи достаточно краткой, включает в себя основные аспекты цели, сущности и деятельности института. Такое понимание характеризует МСУ в качестве демократического элемента, включающего гражданскую активность в вопросах управления страной, а также подчеркивает исключительно местный уровень функционирования власти.

 

 



2016-01-05 1981 Обсуждений (0)
Институты местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институты местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1981)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)