Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика анализа затрат и себестоимости



2016-01-05 2275 Обсуждений (0)
Методика анализа затрат и себестоимости 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Под себестоимостью продукции, работ, услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, - используемых непосредственно в процессе изготовления и реализации продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования – самими предприятиями.

Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – это один из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов.

Задачами анализа себестоимости продукции являются:

· оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа;

· установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

· определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических задач от плановых;

· анализ себестоимости отдельных видов продукции;

· выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции.

Объектами анализа являются сумма затрат на производство, себестоимость товарной и реализованной продукции, снижение затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим (базовым) периодом, экономия от снижения себестоимости товарной продукции, затраты на 1 руб. товарной продукции по отдельным калькулируемым группам.

Динамика себестоимости разнородной продукции, работ и услуг лучше характеризуется показателем снижения себестоимости сравнимой продукции (работ, услуг). Он представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесенную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах.

В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования существует следующая классификация:

• по виду производства – основное и вспомогательное;

• по виду продукции – отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги;

• по виду расходов – статьи калькуляции и элементы затрат;

• по месту возникновения затрат – участок, цех, производство, хозрасчетная бригада.

По отношению к величине выпуска продукции выделяют постоянные и переменные затраты. Постоянные затраты (амор­тизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и т. п.) остаются стабильными при из­менении объема производства. Переменные затраты (сдельная зар­плата производственных рабочих, сырье, материалы, технологичес­кое топливо, электроэнергия и т.п.) изменяются пропорционально объему производства продукции. Величина постоянных расходов может сохраниться и при полной остановке предприятия.

По участию в процессе производства выделяют производствен­ные затраты и коммерческие расходы. Обусловлено это тем, что каждое изделие проходит два цикла — производственный и цикл реализации. Состав и экономическое содержание затрат на этих этапах существенно отличаются друг от друга. Кроме того, эти виды затрат различаются друг от друга по времени возникновения и по возможным направлениям снижения удельного веса расхо­дов при осуществлении отдельных операций.

При анализе динамики производственных затрат, важно разделять влияния различных факторов: роста или снижения производства и реализации; изменения расхода сырья и материалов, трудозатрат на единицу продукции; изменения уровня организации производства и технологии. Анализ затрат на рубль товарной продукции помогает решить эту задачу.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам.

Затраты на один рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному исчисленной в оптовых ценах:

З1рпт = ∑qc/∑qz, (5)

где З1 – затраты на один рубль товарной продукции,

q – количество, объем выпуска в натуральном выражении,

с – себестоимость,

z – цена.

Затраты на один рубль товарной продукции непосред­ственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукций. Общая сумма затрат в свою оче­редь зависит от объема производства, ее структуры, величи­ны постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности ис­пользования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.

Для того, чтобы проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции необходимо:

1. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции всех плановых показателях:

З1рпт.пл = (∑qпл *cпл) / (∑qпл * zпл) (6)

2.Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент:

З11рпт.qф = (∑qф *cпл) / (∑qф * zпл) (7)

3.Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т.е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане:

З11рпт.сф = (∑qф *cф) / (∑qф * zпл) (8)

4. Определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году:

З11рпт.zф = (∑qф *cф) / (∑qф * zф) (9)

Фактическую сумму экономии (убытка) от снижения (роста) себестоимости товарной продукции можно рассчитать по формуле:

TC = (ATC0 – ATC1)×Qт0 , (10)

где ∆TC – сумма экономии (убытка);

ATC 0 и ATC1 – затраты на 1 рубль товарной продукции в базовом и отчётном периодах соответственно;

0 – выпуск товарной продукции в базовом периоде.

 

Анализ затрат поэкономическим элементам осуществля­ется следующим образом:

1. Определяется общая величина затрат по плану и по факту (смета затрат).

2. Определяется абсолютное отклонение по смете затрат (фак­тические затраты минус плановые).

3. Сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого периода. Анализ по­казателя в динамике (за ряд лет).

4. Определяется абсолютное отклонение по каждому эконо­мическому элементу и удельный вес каждого элемента затрат.

По изменению удельного веса расходов на зарплату опре­деляют изменение трудоемкости продукции. Увеличение удельного веса затрат является следствием увеличения тру­доемкости продукции, и наоборот.

По изменению удельного веса материальных затрат опре­деляют изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда и наоборот.

По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производ­ства.

В целом анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

 




2016-01-05 2275 Обсуждений (0)
Методика анализа затрат и себестоимости 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика анализа затрат и себестоимости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)