Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вторая (эмпирическая) глава



2016-01-05 695 Обсуждений (0)
Вторая (эмпирическая) глава 0.00 из 5.00 0 оценок




Эмпирическая часть исследования направлена на сбор и анализ данных по проблеме и/или разработку модели, программы, методики, ее апробацию и оценку и включает в себя:

1. Констатирующее исследование (планирование, включая разработку модели диагностического обследования, проведение первичного диагностического обследования, изложение его результатов и их обсуждение – интерпретация) (п. 2.1.).

Планированиеэмпирического исследования предполагает «перевод» теоретических понятий в конкретные исследовательские переменные, подбор методов и методик исследования и обработки полученных данных, определение выборки участников исследования, определение места и условий его проведения.

Выбор диагностического инструментария. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, необходимо учитывать их объективность, надежность, валидность.

Использование диагностических методик предполагает знание их авторов, условий разработки и опыта предшествующей апробации. Предпочтение отдается стандартизированным методикам (за исключением проективных).

Формирование выборки испытуемых. Выборкаиспытуемых должна быть репрезентативной – моделировать генеральную совокупность. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых.

Численность выборки должна обеспечивать доказательность теоретических положений. Исходя из методов математической статистики, рекомендуется, чтобы численность сравниваемых групп была не менее 30-35 человек.

Методы обработки результатов диагностического обследования (эмпирических данных). Методы математической статистики при обработке эмпирических данныхповышают достоверность научных выводов. Не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как средние арифметические и проценты

Ход работы, ее последовательность описываются детально и обычно в хронологическом порядке. При этом обязательно указываются инструкции, которые давались испытуемым, способы и средства фиксации данных (инструкции для наблюдателей, бланки, приборы (если использовались) – компьютеры, измерительные установки и пр.).

Представление результатов обследования и их обсуждение.Описание результатов строится на анализе количественных и качественных показателей. В таких описаниях важен лаконизм и четкость изложения. Характерный стиль изложения результатов констатирующего исследования подчиняется следующей логике:

1. Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики (метода) ....

2. Они представлены в таблице…, на рисунке….(результаты приводятся в табличной и графических формах)

3. Как видно из таблицы... испытуемые... характеризуются...

4. Таким образом, можно сделать вывод, что ...

В качестве иллюстрации выявленной тенденции приводятся конкретные примеры (важно помнить об этической стороне психолого-педагогической деятельности – данные об испытуемом в тексте и таблицах приводятся анонимно).

Критерии анализа эмпирических данных. Анализ эмпирических данных производится по заранее выделенным критериям. В зависимости от содержания работы приоритет может быть отдан разным критериям. В.И. Загвязинский рекомендует учитывать при проведении социально-педагогических исследований пять ведущих критериев: образовательный, индивидуально-личностного развития, здоровья, социологический, психологического комфорта.

Основными аспектами анализа и оценки результативности обучения и воспитания (с выделением соответствующих показателей и критериев) являются: 1) учебно-воспитательный процесс ОУ (воспитательная система ОУ), 2) деятельность педагога, 3) личность воспитанника (обученность, воспитанность, развитость, позитивная личностная динамика) и уровень развития детского коллектива.

 

2. Разработка, модификация модели, программы, методики (например, с учетом психологических особенностей выборки испытуемых) или ее адаптация к конкретным условиям или (в зависимости от типа исследования) разработка практических рекомендаций для определенных субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, самих учащихся).

3. Апробация модели, программы, методики(то есть проведение собственно формирующего эксперимента).

Разработка, модификация модели, программы, методики, практических рекомендацийосуществляется на основе результатов констатирующего исследования и с учетом заранее определенных теоретических ориентиров и принципов. Эта часть работы еще более вариативна. При этом, общим требованием к этой части исследования является обоснованность своей разработки: цель, задачи, ожидаемые результаты, этапы, формы и методы, основное содержание.

4. Контрольное обследование(вторичное диагностическое обследование)и оценка результативностиформирующего эксперимента – опыта апробации модели, программы, методики.

Контрольное обследование(вторичное диагностическое обследование) проводитсяпо той же схеме, что констатирующее с использованием того же диагностического инструментария.Оценка результативностиформирующего эксперимента – опыта апробации модели, программы, методики – осуществляется на основе сравнительного анализа результатов первичного и вторичного обследования. Желательно подтверждение значимости различий между результатами статистическими методами. Оценка эффективности возможна только в тех случаях, когда и констатирующее, и контрольное обследования были проведены не только в экспериментальной,но и вконтрольной группе.В этом случае проводится сравнительный анализ эмпирических данных не только «до» и «после» эксперимента, но и между группами. Значимость различий между группами также подтверждается статистическими методами. Некоторые качественные различия в результатах (между группами испытуемых, экспериментальными условиями и пр.) специально подчеркиваются, чтобы обратить на них внимание читателя.

В работах опытно-поискового характера исследование отличается от рассмотренной выше схемы и представляет собой описание опыта работы(например, опыт воспитательной работы преподавателей … г. Тюмени)по некоему алгоритму, принятому или разработанному автором в теоретической части исследования (например, содержание, задачи, формы, методы; социальный аспект работы, педагогический аспект работы).

Текст второй главы, как правило, сопровождается наглядно-иллюстративным материалом. В таблицах и графических формах (диаграммы, гистограммы, графики и пр.) приводятся только конечные результаты: коэффициенты корреляции, средние значения, процентные соотношения и пр. (таблицы с «сырыми» эмпирическими данными по каждому испытуемому приводят в Приложениях).



2016-01-05 695 Обсуждений (0)
Вторая (эмпирическая) глава 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вторая (эмпирическая) глава

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)