Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Судебные органы в Новгородской и Псковской феодальных республиках : структура и юрисдикция



2016-01-05 1857 Обсуждений (0)
Судебные органы в Новгородской и Псковской феодальных республиках : структура и юрисдикция 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Следует обратить внимание, что до XVIII века суд не был отделен от администрации.

 

1-й период. В Киевской Руси еще не существовало судебных органов как особых учреждений. Судебные функции выполняли представители администрации, включая и самого князя.

 

Существовал вотчинный суд – право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные функции осуществляли и церковные органы.

 

Имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать вирников – лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство.

 

2-й период. Система органов, осуществляющих правосудие в Новгороде и Пскове, имела свои особенности. Суд не был сосредоточен в одном специальном органе, а как бы распределялся между различными ветвями власти – княжеской и общинно-вечевой.

 

Вече осуществляло суд по наиболее опасным для государства преступлениям. Князь не имел права судить единолично, а выполнял эту функцию вместе с посадником и представителем бояр. Тысяцкий осуществлял независимый от посадника торговый суд. Споры между духовенством, церковными людьми, а также дела, подлежащие церковной юрисдикции (преступления против религии, нравственности), решались церковным судом. Дела, в которых одна сторона подлежала церковной юрисдикции, а другая – светской, рассматривались смешанным судом, состоящим из представителей духовенства и городских властей.

 

3-й период. Как и раньше, специальных судебных органов не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебными вопросами занимались царь, Боярская Дума, приказы. Параллельно действовали церковные и вотчинные суды. На местах судебная власть принадлежала наместникам и волостелям, позже – губным и земским органам, воеводам.

 

Определились судебные инстанции: центральные органы стали рассматривать жалобы на решения местных судов.

 

Царь решал дела только в случае злоупотребления судей, отказа рассмотреть дело в приказе или в апелляционном порядке. С XV века Дума становится самостоятельным судебным органом, совмещая, естественно, эту функцию с управленческой. В ее судебную компетенцию входили дела об измене, преступлениях высших должностных лиц, жалобы на решения приказов. С XVII века в составе Думы создан специальный судебный орган – Расправная палата. С конца XV века в качестве судебной инстанции выделяются приказы, которые с середины XVI века становятся основной формой центрального суда.

 

По Новоторговому уставу 1667 года были учреждены особые таможенные суды, состоящие из лучших торговых людей. Продолжали действовать и церковные суды.

 

4-й период. Петр I предпринял попытку отделить суд от администрации путем создания двух самостоятельных судебных инстанций – нижних судов (провинциальных и городовых) и надворных судов. Была проведена судебная реформа, но, как и вся структура власти, судебные органы при Петре I видоизменялись неоднократно. Сложилась следующая система:

 

Помещики продолжали заниматься мелкими уголовными и гражданскими делами своих крепостных крестьян. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе и Тайной канцелярии. В 1720 году при надворных судах были учреждены прокуроры, которые должны были следить за правильной деятельностью суда, за соответствием судебных решений закону.

 

В 1722году была проведена судебная реформа. Нижние суды упразднялись и в каждой провинции были созданы новые провинциальные суды.

 

В судоустройстве этого периода появились принципиально новые черты: коллегиальное устройство судов, что ограничивало произвол судей, и контроль за деятельностью судов со стороны фискалата и прокуратуры.

 

Значительная перестройка судебных органов была проведена по губернской реформе 1775 года: учрежден сословный суд отдельно для дворян, горожан и государственных крестьян. Правительство предоставило право сословиям выбирать заседателей судов. Председатели судов назначались правительством из дворян. Вотчинная юстиция сохранялась в неприкосновенности.

 

Роль органа надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры.

 

Сложилась следующая система:

 

Продолжали существовать и специальные суды: военный, церковный и др. Военный суд был учрежден в 1715годуи состоял из двух инстанций: первая – полковой суд; вторая – высший военный суд для решения дел высших военных чинов, государственных преступлениях, совершаемых военнослужащими.

 

5-й период. Судебная система существенных изменений не претерпела. При Павле I была упрощена структура сословных судов путем ликвидации верхнего их звена – верхнего земского суда, губернского магистрата, верхней расправы. Нижнее звено сословных судов выходило сразу на губернские судебные палаты.

 

С 1802 года судебное управление находилось в руках созданного министерства юстиции.

 

6-й период. В 1864году была проведена самая либеральная реформа из всех реформ Александра II – судебная. Ее правовую базу составили 4 важнейших закона: Учреждение судебных установлений, Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

 

Реформа базировалась на совершенно новых принципах:

 

- отделение суда от администрации;

 

- всесословность;

 

- несменяемость судей;

 

- выборность (мировых судей и присяжных заседателей);

 

- прокурорский надзор.

 

Были созданы две системы судов: местные и общие.

 

К местным судам относились мировые судьи и съезды мировых судей. Мировым судьям были подсудны дела о менее важных преступлениях и проступках (уголовные дела, предусматривающие наказание сроком до полутора лет лишения свободы и гражданские дела с ценой иска до 500 рублей). На съездах мировых судей рассматривались жалобы и протесты на решения мировых судей. Мировые судьи избирались.

 

К общим судам относились: окружные суды, учрежденные для нескольких уездов; судебные палаты по гражданским и уголовным делам; кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Окружным судам были подсудны все дела, изъятые из ведомства мировых судей. Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным. Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассматриваемым без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего – по делам о государственных и должностных преступлениях. Над всеми судебными органами России стоял Сенат.

 

Появились принципиально новые для России буржуазные институты – присяжных заседателей и адвокатуры.

 

Присяжными заседателями могли быть подданные Российской империи всех сословий в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом оседлости (не менее двух лет). Они решали в принципе вопрос о виновности или невиновности подсудимого и при разделении их голосов поровну решение выносилось в пользу подсудимого.

 

После Февраля 1917 года судебная система, в основном, сохранилась в прежнем виде. Был создан особый орган – Административный суд для рассмотрения конфликтов между органами самоуправления и комиссарами Временного правительства, а также жалоб на действия должностных лиц.

 



2016-01-05 1857 Обсуждений (0)
Судебные органы в Новгородской и Псковской феодальных республиках : структура и юрисдикция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Судебные органы в Новгородской и Псковской феодальных республиках : структура и юрисдикция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1857)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)