Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Восточный и западный пути возникновения государства



2016-01-02 1066 Обсуждений (0)
Восточный и западный пути возникновения государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Долгое время причиной возникновения гос-ва в нашей отечеств.науке считался раскол общества на классы с непримиримыми интересами. Такой подход был обусловлен господством марксистско-ленинской идеологии. Согласно ей, на опред.этапе развития производительные силы позволили достичь такого увеличения производительности труда, при котором стало возможным появление прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечивать себя ср-вами к существованию, но и создавать определенные излишки.Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредотачивать в своих руках определенные материальные ценности, что вело эксплуатацию других людей, а также имущественное неравенство. Так возникла частная собственность и общество раскололось на имущих и неимущих. Происходило деление общества на классы, занимавших противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, а старая родоплеменная организация не могла разрешить эти противоречия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы во-первых сохранить и поддержать господство одного класса над другим, во-вторых обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма. Такой организацией и стало гос-во,обл.мощной силой и властью, обособленной от общества. Марксизм исходит из того, что описанный путь происхождения гос-ва является типичным характерным для всех регионов. Соврем.же юр.наука считает,что раскол общ-ва на классы был ведущим фактором образ.гос-ва лишь в Европе.Однако первые гос-ва возникли в долине крупных рек.В таких климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений для искуственного орошения.Объем работ для создания таких сооруж.был велик и существенно превышал возможности отдельно взятых родоплеменных образований.Поэтому основной причиной возникновения гос-ва на Востоке стала необходимость объединения значительных масс людей для масштабных ирригационных работ и необходимость единого централизованного руководства этими массами. На Востоке в руках вождей и старейшин постепенно скапливалось все общественное достояние.Постепенно общинное чиновничество превращается в привилигированную замкнутую прослойку.На Востоке узурпировались не сами ср-ва производства,а управление ими.Экономика складывалась на общественной форме собственности.Таким образом,пути возникн.гос-ва западный или восточный в решающей степени зависят от того,произошло ли разложение общества или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловила сохранение общины и общественных форм собственности на землю.Это приводило к фактическому появлению единой гос.собственности и возникало азиатское или восточное гос-во.Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло возникновение частной собственности.Так возникало европейское или западное гос-во.

8.Теологическая теория происхождения государства и права. Основатель теологической теории происхождения государства – Фома Аквинский (1225-1274), Аврелий,Августин.

По мнению представит.данной теории,: государство – это результат божественной воли,, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».

Плюсы теории:

1) Государство появляется с монорелигией;

2) Теория позволяет установить в обществе порядок;

3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические;

Минус - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

 

9.Патриархальная теория происхождения государства и права. Основатель патриархальной теории происхождения государства - Аристотель, Николай Михайловский, Филмер.

Суть теории: государство- это продукт разросшейся семьи. Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последствие развитие и разрастание семьи в результате объединения людей, а также увеличение числа семей приводят к образованию государства. Власть государя есть естественное продолжение власти отца, «патриарха» в семье.

Плюсы теории:

1) Теория справедливо обращает внимание на взаимосвязь «государства» и «семьи»;

2) Позволяет установить в обществе порядок как результат подчинения «воле отца»;

3) Поддерживает веру людей в нерушимость мира;

4) Раскрывает роль главы государства, на которую претендует человек, обладающий большим жизненным опытом.

Минусы:

1) Не позволяет раскрыть процесс возникновения государства во всех частях мира;

2) Не объясняет, что если государство - единая семья, то почему происходит война?

3) Не объясняет жесткость законов.

 

 

10.Договорная теория происхождения государства и права. Была разработана в 17-18 вв. Основатели договорной теории происхождения государства: Гроций, Руссо, Радищев и др..

Суть теории: государство- это объединение людей на основе общественного договора с целью достижения общих благ. Теории общественного договора в определенной мере отражают исторические факты. Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и защиты общественного порядка органу, т.е. в результате длительного естественно-исторического развития общества.

Плюсы теории:

1) Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение);

2) Носит демократический характер;

3) Опровергает существование религиозного начала в сущности государства;

4) Опирается на общественную практику;

Минусы:

1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе;

2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;

3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут;

4) Договор не обладает юридической силой, т.к появился раньше государства.

 

 

11.Теория насилия по вопросу о происхождении государства и права.Получила распространение в 19в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е.Дюринга, К.Каутского и др.

Причину возникновения гос-ности они видели в военно-политических факторах,насилии,порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения,которым и стало гос-во.По мнению представителей данной доктрины гос-во естественно,т.е.путем насилия возникшая орг-ция властвования одного племени над другим.Насилие и подчинение явл.основой возникновения экономич.господства.В рез-те войн племена перерождались в касты,сословия и классы. Следоват-но гос-во-не итг внутреннего развития общества,а навязанная ему извне сила.С одной стороны военно-политич.факторы в образ.гос-ва отвергать нельзя.Историч.опыт подтвержд.что элементы насилия сопровождали процесс возникн-я многих гос-в,с др. стор.важно помнить,что степень использования насилия в этом процессе была разная,поэтому насилие следует рассматр.в качестве одной из причин возн.гос.наряду с другими.

 

12.Органическая теория происхождения государства и права. Получила широкое распространение во 2-й половине 19 в.в трудах Г.Спенсера, Р.Вормса,Г.Прайса и др.Именно в эту эпоху наука,в т.ч. и гуманитарная испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора,высказанной Ч.Дарвином.По мнению представителей данной доктрины гос-во-это организм,постоянные отношения,между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е.гос-во-продукт соц.эволюции,которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.Подобно тому,как среди биологич.организмов в рез-те естественного отбора выживают наиболее приспособленные,так и в соц.организмах в процессе борьбы и войн складываются конкретные гос-ва,формир.правительства,совершенствуется структура управл-я.Таким обр,гос.практически уравнивается с биологич.организмами. Отрицать влияние биологич.фактора на процессе происх.гос-ности было бы не правильно,но и нельзя распространять все закономерности присущие только биологической эволюции,на соц.организмы,нельзя сводить полностью проблемы соц-ные к проблеме биологической.Хотя это и взаимосвязано между собой,но разные уровни жизни,подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

 

13.Психологическая теория происхождения государства и права. Среди наиболее известных представителей психологич.теории происх.гос-ва можно выделить Льва Петражицкого, З.Фрейда и др.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются:

• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.

 

14.Марксистская теория происхождения государства и права. Представителями данной теории являются К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин. Данная теория основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

 

 

15.Понятие и сущность государства. Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

16.Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя. Гос-во- это особая суверенная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных, расовых и иных интересов в пределах определенной территории. Гос-во характеризуется след.признаками, позволяющими отличить его от соц.власти родового строя: 1)наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны(гос-во обязательно обладает аппаратом управления и принуждения),2)система налогов, податей,займов (необходимы для проведения определенной политики и содержания гос.аппарата,людей не производящих мат.ценности и занятых только управленческой деятельностью),3)территориальное деление населения.4 )право(гос-во не может сущ-ть без права т.к. оно юридически оформляет госювласть и тем самым делает ее лигитимной) 4)монополия на легальное применение силы,физич.принуждение 6)суверенитет (присущее гос-ву верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях)

 

17.Государственная власть как особая разновидность социальной власти.Власть в общем представлении – это возможность некоего субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или интересах других лиц.

Признаки власти:

1. явление общественное;

2. является атрибутом общества на всех этапах его развития, так как общество это сложно организованная система и всегда нуждается в координировании;

3. может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. отношения, существующего между людьми;

4. это властеотношения - двусторонние отношения, где один властвующий, а другой подвластный;

5. осуществление власти – интеллектуально-волевой процесс, т.е. те явления, которые исходят от лидера должны быть осознаны подчиненным;

6. власть базируется на силе, и именно наличие силы определяет того субъекта, который властвует;

7. сознательное подчинение является условием власти над данным субъектом в данных конкретных отношениях.

Существует множество классификаций власти, например, на политическую – власть, которая способна выступать средством реализации, защиты интересов больших социальных групп (государственная власть, власть одной социальной группы над другой, власть партийная, власть политических лидеров) и неполитическую (семейная – родительская, супружеская).

От способа организации и властвования: демократическая и недемократическая.

Власть в обществе может быть: легальной и теневой.

Государственная власть – особая разновидность социальной власти, возникающая в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом.

Государственная власть - органы и должностные лица государства, осуществляющие управление в нем, оказывающие решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей, с помощью различных средств права, авторитета, воли и принуждения.

Характеристики государственной власти:

1. Базой для государственной власти является государство, базируется на государственной силе.

2. Государственная власть – публичная, т.е. осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти.

3. Обладает суверенитетом, т.е. независимость во вне и верховенность внутри страны.

4. Государственная власть – универсальна, т.е. распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Обладает прерогативой, т.е. исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

 

18.Типы государства: различные подходы.Важное значение в теории государства и права имеет проблема научной классификации (типологии) существовавших в истории человечества и ныне существующих государств. Такая типология позволяет объединить государства в однотипные группы на основе определенных критериев.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие существенные черты и устойчивые признаки различных государств, относящихся к конкретной исторической эпохе. Понятие «тип государства» выражает особенности возникновения и эволюции государства, его социальное назначение, место и роль в жизни общества, социальной группы, отдельного человека.

В основу типологии государства могут быть положены формальные признаки (структура институтов власти, способы их формирования, режимы взаимодействия властей и др.), социальные (сущность и характер государственной власти, уровень развития общества и др.) Так, французский философ XVI в. Ж. Боден подразделял государства по географическому критерию на южные, северные и средние. Немецкий ученый-юрист Г. Еллинек выделил древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государства. Основными признаками такой классификации послужили организация и функции государств, а также характер взаимоотношений между личностью и государством. Первые попытки типизации принадлежат Аристотелю. В настоящее время в теории государства и права существует два подхода: формационный (Маркс, Энгельс) и цивилизационный.

Типология государства:

1) Специфическая классификация, предназначенная для разделения прошлых и настоящих государств на группы по общим признакам с целью раскрытия их социальной сущности.

2) Разновидность классификации, которая включает два аспекта: исследование оснований деления на типы и характеристику типов.

19.Формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; Для определения типа государства при формационном подходеучитывают:

1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2) класс, инструментом власти которого становится государство;

3) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1) рабовладельческий;

2) феодальный;

3) буржуазный;

4) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1) современных и древних;

2) западных, восточных, православных и др.

 

20.В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки-культурные,религиозные,национальные, психологические и пр.Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и др. По мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и др. признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

 

21.Понятие и классификация функций государства. Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни.

Элементы функций государства:

Объект – сфера общественных отношений;

Содержание – конкретные действия, принимаемые государством для достижения поставленных перед ним социально полезных целей;

В каждом государстве государственные функции различны, так как их перечень и содержание определяются совокупностью факторов внешнего и внутреннего характера, среди которых особо выделяют своеобразие сущности конкретного государства, особенности и актуальность на данный момент времени экономических, политических, национальных, экологических и иных проблем.

Функции государства показывают направления деятельности государства в определенный исторический период.

Классификация функций государства – выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

По сфере деятельности государства:

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

Экономическая функция(непосредственное осуществл.экономич.деят-ти);

Функция социальной защиты(пенсионное обеспеч.,страх-е..);

Функция финансового контроля;

Функция обеспечения правопорядка(борьба с преступностью, профилактика правонаруш.);

Экологическая функция(экологические стандарты);

Функция развития культуры;

 

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

Функция обороны страны(охрана гос.границ,ведение разведки и контрразведки);

Функция поддержания мирового порядка;

Функция сотрудничества с другими государствами;

По продолжительности осуществления:

Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По значимости и степени общности:

Основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

Неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

По сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

Экономические;

Политические;

Социальные;

Экологические;

Фискальные;

По функциональному назначению:

Охранительные;

Регулятивные;

В классификации функций государства не следует выделять функции государственных органов, которые представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов и их должностных лиц в соответствии с занимаемым ими местом в государственном механизме и политической системе общества

 

22.Формы и методы осуществления функций государства. В теории государства и права под формами осуществления функций государства понимается:

1) Деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности. Согласно этому критерию основными формами осуществления функций государства является:

· - законодательная деятельность, заключается в издании законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, органами местного самоуправления.

· - управленческая (исполнительная) деятельность, представляет собой оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах экономики, культуры, социального обеспечения, здравоохранения, транспорта и т.д.

· - судебная деятельность – реализация функций государства путем осуществления правосудия звеньями судебной системы.

· - надзорная деятельность – выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.

2) Однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются его функции:

· - правовые формы - однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов.

· - организационные формы - однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, не влекущая за собой юридических последствий, не связанная с изданием юридических актов.

К правовым формам относятся:

· 1. Правотворческая деятельность – форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, изменения или отмены юридических норм.

· 2. Правоприменительная - деятельность государственных органов по выполнению законов, подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права (например, решение суда)

o 2.1 Оперативно-исполнительная - деятельность, связанная с повседневным разрешением вопросов управления делами общества, представляющая собой властную, исполнительную, распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения права, которые служат основанием для возникновения, применения или прекращения правоотношений.

o 2.2 Правоохранительная – форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране права от нарушений, защите прав граждан и обеспечению выполнения их юридических обязанностей.

К организационным формам относят:

· 1. Организационно-регламентирующая деятельность – оперативная текущая деятельность по решению каких-либо конкретных политических задач и технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

· 2. Организационно--хозяйственная - оперативно-техническая текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных функций государства (бухучет, статистика и т.д.)

· 3. Организационно-идеологическая - повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (разъяснение изданных законов, работа СМИ).

Приемы, с помощью которых государство реализует свои функции, называются методами осуществления государственных функций:

· - убеждение;

· - принуждение;

· - поощрение;

· - наказание.

 

23.Понятие и элементы формы государства.Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

Элементами формы гос-ва выступают:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

 

 

24.Формы государственного правления. Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

1. Монархия – такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично монархом и переходит обычно по наследству (абсолютная; ограниченная).Существуют 2 основные формы правления: республика и монархия.

Признаки монархии:

· 1. Вся полнота власти принадлежит монарху и осуществляется им единолично;

· 2. Монарх пользуется властью пожизненно;

· 3. Власть передается по наследству;

· 4. Монарх юридически безответственен.

Бывает абсолютная и ограниченная монархия (сословно-представительная; конституционная – парламентская и дуалистическая)

2. Республика - такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

· 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;

· 2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;

· 3. Осуществление государственной власти по поручению народа;

· 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

· 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

· 6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Бывает парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

25.Монархия: понятие, виды..

Монархия – форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и передается по наследству.Виды монархии:

-Абсолютная (неограниченная): 1)власть монарха не ограничена.2)В гос-ве отсутствует парламент. 3)Монарх выполняет ф-ии всех ветвей власти.

-Ограниченная (конституционная) -Ф.правл,при которой власть монарха ограничена. Она делится на:

1)Дуалистическая-переходный вариант от абсол.монархии к конституц.Признаки: власть монарха ограничена,но не значительно.Монарх продолжает быть главой гос-ва и за ним сохраняется право формировать правительство;В гос-ве сущ-ет парламент,избираемый гос-вомю. 2)Парламентарная: признаки: Монарх царствует, но не правит; Власть сосредоточена в руках парламента, который формирует правительство; Монарх как правило выполняет церемониальные функции.

 



2016-01-02 1066 Обсуждений (0)
Восточный и западный пути возникновения государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Восточный и западный пути возникновения государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1066)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)