Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


М АТЕР И АЛ Ы ДЛ Я РИСУНК А



2016-01-02 486 Обсуждений (0)
М АТЕР И АЛ Ы ДЛ Я РИСУНК А 0.00 из 5.00 0 оценок




Д опу щ ен о в качестве учебног о пособия Государственн ым комитетом СССР по народному образованию

М ОСКВ А « В Ы С Ш А Я Ш КОЛА » 198 9


ББК 30 .18

Б42

 

 

Р е ц е н з е н т ы : Н. Б. Андреева (СПТУ N° 75 Москвы) ; Н. П. Гриш и н (М ВХПУ) )

Беккерман Я. И.

Б42 Материалы для художественно-оформительских работ: Учеб. пособие для профтехобразования. — М.: Высш. шк., 1989. — 9 5 с.

ISBN 5 — 06 — 000268 — 3

П риведен ы сведени я о б основн ы х материалах , применяем ы х в гра - фи ке , ж ивописи , скульптуре ; описан ы красочн ы е состав ы , пигмент ы , клеи , лаки , пластмассы , металлы, древесин а и др . ( в соответствии с программо й « М атериаловедение » дл я исполнителе й худо ж ественно - о ф ормительски х работ ) .

Д л я ин ж енерно-педагогических работнико в про ф техобразования .

2004080000 (4307000000 ) — 094 ББК 30.18

Б 19 — 89

052(01 ) — 8 9 605.7

ISBN 5 — 06 — 000268 — 3 © Издательство « Высшая школа», 1989


ВВЕДЕНИЕ

На XX V II съезде КПСС отмечалось, что главная зада- ча культурной политики партии в том, чтобы открыть са- мый широкий простор для проявления творческих способ- ностей людей, сделать их жизнь духовно богатой, много- гранной.

Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему разви- тию изобразительног о искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудя щихся» 1 , где отме- чается, что изобразительное искусство, являясь важной частью советской многонациональной культуры, активно влияет на общественное сознание, способствует формиро- ванию гармонически развитой личности. Советский народ, говорится также в постановлении, ждет от мастеров ис- кусств художественных открытий, вдохновенног о и ярко- го раскрытия правды жизни, современности.

Все сказанное в полной мере можно отнести и к искус- ству художественного оформления, являющегося важной частью социальной культуры и ставшего в нашей стране с первых дней революции активным средством в коммуни- стическом воспитании трудящихся.

Изменяя с годами стилевую направленность, советское художественно-оформительское искусство не теряло своей главной цели — формирования мировоззрения и эстетиче- ской культуры масс.

Новизна, масштабность и сложность стоящих в настоя- щее время перед нашей страной задач предъявляют к оформительско му искусству повышенные требования — поиск новых путей, эстетически совершенных композиций, высокую профессиональную взыскательность и ответствен- ность. Этим задачам и должно отвечать воспитание худож- ника-оформителя.

Обучение не может быть полным без знания матери- ала, с которым работает художник-оформитель. Знание возможностей и свойств применяемых материалов, сопо- ставление различных техник, грунтов, поверхностей —

 

 

См.: Правда, 1986, 11 сент.


от лаковых до грубошероховатых — и т. п. дает богатей- шие возможности для творчества художника-оформителя. В настоящем учебном пособии обобщены и системати- зированы сведения об основных материалах, применяемых для художественно-оформительских работ. Большое вни- мание отводится практическим рекомендациям по улучше- нию качества используем ых материалов в зависимости

от назначения работ и области применения.

Задача пособия — помочь учащимся в усвоении необ- ходимых знаний, которые совместно со знаниями из дру- гих предметов профессионально-техническог о цикла и производственног о обучения будут способствовать овладе- нию избранной ими профессией.

Материал, изложенный в пособии, будет также полезен работающим художникам-оформителям для углубления их профессиональн ых знаний.


ГЛАВА I

М АТЕР И АЛ Ы ДЛ Я ГРА ФИЧ ЕСК И Х РАБОТ

М АТЕР И АЛ Ы ДЛ Я РИСУНК А

Рисунок — древнейший вид изобразительног о искус- ства. Первобытный человек с помощью острого предмета процарапывал изображения на стенах пещер, на орудиях труда и быта. Со временем менялись инструменты для вы- полнения рисунка и основания, на которых работали ху- дожники. Первые рисунки на бумаге появились в X IV в., но вплоть до X V I в. основанием для выполнения рисунка служили деревянные дощечки, пергамент. Инструментом же для рисунка были металлические грифели(штифты) из свинца и серебра, дающие достаточно четкие и одно- временно мягкие линии. Если штрихи, выполненные свин- цовым штифтом, легко удалялись с грунтованной или то- нированной бумаги (на которой в основном выполнялись работы этим инструментом), то работа серебряным требо- вала большой точности и навыков работы, так как про- веденные им линии почти не стирались. Особенность ра- бот, выполненных серебряным штифтом, — это приобре- тение коричневого оттенка с течением времени.

Графитовые карандаш и,появившиеся в X V I в. в связи с открытием в Англии месторождения графита, заменили постепенно металлические грифели. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук обматывали по всей длине тесьмой, разматывавшейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце X V III в. — с глиной, после чего обжигали. Появились гра- фитовые стержни, напоминающие современные. Изменяя количество добавляемой глины и время обжига, стало воз- можным получать стержни различной твердости. Одно- временно с усовершенствованием графитовых стержней было предложено вклеивать их в деревянные пеналы. Так появились карандаши известного нам типа.

Рисунки графитовым карандашом имеют сероватый тон с легким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.


Наша промышленность выпускает карандаши трех ос- новных групп: черные графитовые, копировальные (хими- ческие) и цветные.

Д ля рисунков и набросков, а такж е при выполнении художественно-оформительских работ можно рекомендо- вать карандаши марки «Конструктор», «Орион», «Маяк»,

« Люмограф» и др. Мягкость карандаша принято обозна- чать на конце его деревянной оправы буквой М, а цифра перед буквой означает степень его мягкости — 2М, ЗМ, и т. д., с увеличением номера М возрастает и мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой Т, цифра перед буквой также означает степень твердости карандаша — 2Т, ЗТ и т. д. В настоящее время каран- даши выпускаются семнадцати степеней твердости. Кроме твердых и мягких карандашей выпускаются карандаши средней мягкости — МТ. За рубежом мягкие карандаши обозначаются буквой В, твердые — Н, а средней мяг- кости — НВ.

Химический карандаш в рисовании не применяется, так как он дает бледные серые линии, которые плохо исправ- ляются резинкой и изменяют свой цвет.

Цветные карандаши имеют толстые стержни, в состав которых входят жировые частицы. При сильном нажиме стержни крошатся и ломаются, жирный блестящий след их прочно соединяется с бумагой, поэтому плохо удаля- ется резинкой и слабо воспринимает повторную проклад- ку другим цветом.

Выбор того или иного номера карандаша зависит и от качества бумаги, и от той творческой задачи, которую ста- вит перед собой художник. Например, быстрые наброски удобно делать очень мягким карандашом, а длительный рисунок на бумаге типа полуватман следует начинать ка- рандашами Т или МТ. На гладкую бумагу лучше ложится мягкий карандаш, на более шероховатой бумаге удобен


Уголь.Столь же популярным материалом для рисунка, как карандаш, является простой древесный уголь, который представляет собой круглый стерженек длиной 10 — 1 2 см и диаметром 5 — 8 мм. Его нетрудно изготовить и самому. Для этого нужно настрогать сухих березовых палочек толщиной чуть поменьше карандаша и уложить их верти- кально в высокую консервную банку. Длина палочек дол- жна соответствовать высоте банки. Палочки надо уложить плотно, засыпать песком, закрыть банку крышкой и зама- зать глиной. В крышке нужно сделать небольшое отверстие, после чего банку поместить в огонь. Газ от тлеющих пало- чек будет выходить через отверстие в крышке и загорится синим пламенем. Как только синий огонек над отверстием в крышке погаснет, банку надо вынуть из огня — уголь готов. В заводских условиях уголь готовят в тиглях при температуре 300 ° С без доступа воздуха в течение 3— 5 ч.

Мягкий, хорошо растирающийся на бумаге уголь дает художнику богатые возможности. Углем можно провести сравнительно тонкие линии и проложит ь широкие пятна любой формы; широкая тональная шкала угля позволяет быстро находить самые светлые и самые темные тона на- туры.

Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо со- единяется с бумагой, осыпается, поэтому выполненные им рисунки нужно фиксировать или хранить под стеклом. Чтобы уголь лучше втирался в поры бумаги, следует вы- бирать шероховатую бумагу, а если такой нет, то нужно слегка протереть шкуркой гладкую бумагу, чтобы сделать ее более восприимчивой к углю.

Сангинапредставляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета. Карандаши сангины дают теплый крас- новатый или темно-коричневый цвет.

Сангина изготовляется из тонко перетертой жженой сиены и часов-ярской глины.

Работа сангиной во многом напоминает работу углем. Сангина хороша при технике «гризайль» (выполнение ра- боты различными оттенками одного цвета). Она хорошо растирается ваткой, при этом получаются более тонкие и прозрачные слои.

Выпускается сангина в виде круглых стержней длиной 58 мм, диаметром 7 — 8 мм в коробках по 20 шт.

Соус, или, как его называли раньше, черный мел, внеш- не похож на сангину, обладает интенсивной красящей спо- собностью. Цвета его — черный, серый и коричневый.


Приготавливается из пигмента, часов-ярской глины, мела и препарата ОП-7.

Соус дает бархатистый тон, хорошо разносится по по- верхности бумаги. Им работают либо так же, как санги- ной, либо, измельчив его в порошок, наносят на бумагу сухой щетинной кистью, с последующей прорисовкой дета- лей карандашом « Ретушь» или черным карандашом.

Порошок соуса при мокром способе разводят водой и работают им как акварелью, при этом он напоминает черную или цветную тушь.

Соус выпускают в виде стержней длиной 56 мм, диа- метром 11 — 1 3 мм в коробках по 10 шт.

Пастельпредставляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав ее входят спрессован- ные пигменты, каолин, бланфикс, мел, часов-ярская гли- на, белая сажа.

Пестель отличается от других материалов, применяе- мых для рисунка, бархатистостью и матовостью цвета. Пастель очень плохо удерживается на поверхности, даж е при незначительных механических воздействиях она осыпается. Поэтому ею работают на шероховатой бумаге или на специально подготовленном основании (мелкозер-

нистая шлифовальная бумага).

Д ля закрепления рисунков, выполненных пастелью, применяют фиксаторы-закрепители, однако при этом па- стель теряет свою бархатистость, а рисунок — яркость и насыщенность цвета.

Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9 — 1 0 мм наборами по 25, 50, 126, 146, 185 шт., а также по 10 шт. одного цвета или тона. Кроме обычной пастели промышленность выпускает кремниевую пастель, которую изготовляют на основе гид- рата окиси кремния, углекислого магния и окиси магния, являющихся связующими пастели. Отличительная ее осо- бенность — высокая прочность. Рисунки, выполненные этим материалом и зафиксированные кремниевым фикса-

тивом, не теряют бархатистости и матовости.

Кремниевая пастель выпускается набором по 126 шт. К набору прилагаются два флакона фиксатива емкостью 100 — 200 мл.

Туш ь широко применяется при рисовании пером или ки- стью. Это черная краска, состоящая преимущественно из специально приготовленной сажи, получаемой при сжига- нии хвойной древесины, растительных масел и смол, а такж е из нефти и нефтепродуктов. Кроме жидкой тушь


выпускается в виде палочек, и тогда она содержит каолин. Главная особенность туши — глубокий черный цвет.

Лучшая черная тушь — так называемая китайская.

Из каменноугольных красителей изготовляют цветную тушь, однако в практике художественно-оформительских работ она не нашла широкого применения.

Тушь разбавляется водой, что дает возможность из- менять ее цветовую насыщенность: тон ее может коле- баться от буроватого до серебристо-серого.

После высыхания тушь не растворяется водой.

Бистр — прозрачная коричневая краска, изготовляемая из древесной сажи, получаемой при сжигании буковой древесины. Специально обработанную сажу смешивают с клеевым раствором вишневой либо сливовой камеди или декстриновым клеем. В зависимости от степени пережога буковой древесины и прокаливания сажи получают тот или иной оттенок бистра. При работе бистром можно пользоваться и кистью и пером.

Сепия — светло-коричневое красящее вещество. Приго- тавливается из внутренностей моллюска — сепии или искус- ственным путем. Цвет натуральной сепии — коричневый. Искусственная сепия от натуральной отличается много- образием цветовых оттенков.

Фломастеры— ручки с пористым стержнем — стали широко применяться для выполнения рисунков художни- ками-графиками сравнительно недавно. «Перо» фломасте- ра (фетровое или нейлоновое) легко и свободно идет по бумаге в любом направлении и оставляет за собой ровную плавную линию.

При выполнении рисунка необходимо иметь несколько фломастеров с различной толщиной «пера». Для зарядки фломастеров используют раствор типографской краски для глубокой печати с растворителя ми в виде толуола и пине- на. Фломастеры выпускают различных цветов.

Резинки для стираниябывают мягкими (для работы с карандашами, углем) и твердыми (чернильные). Напол- нителями для их изготовления служат мраморная пудра с добавлением растительного масла, обработанног о серой, и толченое стекло (для твердых).

Для придания эластичности и улучшения качества ре- зинки ее отмачивают несколько дней в бензине или керо- сине, где она разбухает и становится мягкой, после чего, насухо протерев, помещают в горячую воду на 1 — 2 ч до полного устранения запаха. Повторное размягчение резин- ки не рекомендуется.




2016-01-02 486 Обсуждений (0)
М АТЕР И АЛ Ы ДЛ Я РИСУНК А 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: М АТЕР И АЛ Ы ДЛ Я РИСУНК А

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)