Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Родоразрешение через естественные родовые пути



2016-01-02 687 Обсуждений (0)
Родоразрешение через естественные родовые пути 0.00 из 5.00 0 оценок




Рождение головки. При потугах половая щель растягивается головкой плода. Сначала отмечается врезывание головки – головка показывается в половой щели лишь во время потуг, исчезая с их прекращением. Далее головка показывается все больше и уже не исчезает обратно в промежутках между потугами, вульва не закрывается, головка прорезывается, вульварное кольцо при этом растягивается. Далее происходит прорезывание лба, лица и подбородка.

Рождение плечиков. Чаще всего плечики появляются сразу за наружным поворотом головки и рождаются самостоятельно. Переднее плечико появляется, фиксируется под симфизом, и над промежностью возникает заднее плечико, а затем рождается весь плечевой пояс. В случаях затруднения выведения плечиков указательным пальцем подтягивают плечико со стороны спинки, вводя палец в подмышечную впадину переднего плечика, а затем освобождают другое плечико. Следует соблюдать осторожность, так как чрезмерные потягивания с растяжением шеи плода могут травмировать плечевое сплетение или V и VI шейные позвонки. Эта патология называется спинальным параличом Эрба.


БИЛЕТ 15
Термин «менопауза» означает дату последней менструации — самого явного внешнего проявления фертильности женщины. Диагноз обычно ставят ретроспективно, после того как менструации отсутствовали в течение года. Менопауза может быть естественной, искусственной или преждевременной. В экономически развитых странах средний возраст менопаузы 51 год.

Согласно многочисленным демографическим прогнозам ВОЗ, в XXI в. ожидается увеличение числа пожилых людей, в связи с чем возникает настоятельная необходимость в организации национальных и международных программ здравоохранения для женщин пожилого возраста. Их конечной целью является улучшение качества жизни женщин. Таким образом, любые нарушения обмена веществ и другие последствия менопаузы, при которых нужно вмешательство врача, существенно влияют на здоровье женщин. В этой сфере требуются значительные материальные затраты национальной системы здравоохранения.

Определение менопаузы, которое было дано выше, — это только одно из целого ряда анатомических, физиологических и психологических изменений, относящихся к климактерическому периоду. Последний является отрезком времени, в процессе которого прекращается репродуктивная и менструальная функции. Климактерический период определяется инволюционными процессами, ослаблением и, в определенной степени, прекращением гормональной функции яичников. Гонадотропная функция гипоталамогипофизарной системы первоначально сохраняется на достаточно высоком уровне, однако к концу климактерического периода она также снижается.

Климактерический период сопровождается множеством субъективных и объективных симптомов и изменениями обмена веществ, главной причиной которых является значительное снижение уровня эстрогенов в крови.

В климактерии выделяют следующие периоды:

• пременопауза (45—51 г.);
• менопауза (50-51 г.);
• перименопауза (45—53 г.);
• постменопауза (53—69 лет).

Пременопаузой называют период от начала угасания функции яичников до даты последней менструации (менопаузы). На протяжении пременопаузы число фолликулов в яичниках снижается и способность к зачатию падает.

Менопауза — дата последнего менструального кровотечения. Устанавливается только спустя 12 месяцев без менструаций (ретроспективно).

Перименопауза — период до и после менопаузы. Включает в себя 5—6 лет до менопаузы и два года после даты последнего менструального кровотечения.

Постменопауза — период от менопаузы до 65-69 лет.

За климактерическим периодом следует старость.
Причины климакса

Нормальный менструальный цикл проходит благодаря тесной гормональной связи гипофиза с яичниками. Мозговой придаток продуцирует гормоны, которые управляют функцией яичников. В результате вырастают фолликулы, которые по мере своего роста вырабатывают женские половые гормоны эстрогены.

Гипофиз реагирует на уровень эстрогенов и отправляет сигнал о выделении созревшей яйцеклетки. Оставшиеся клетки фолликула развиваются в желтое тело, продуцирующее гормон гестаген. Эстрогены, вырабатываемые созревающей яйцеклеткой, стимулируют рост слизистой оболочки матки эндометрия, что необходимо для имплантации и дальнейшего развития плода. Если овуляция происходит и фолликул выделяет яйцеклетку, гестаген подготавливает эндометрий к принятию оплодотворенной яйцеклетки. Если же она не оплодотворяется, то приблизительно через 14 дней после овуляции желтое прекращает выработку гормона и не поддерживает рост слизистой оболочки матки. В результате эндометрий начинает отторгаться, нарушается целостность сосудов и происходит менструальное кровотечение.

Приблизительно после 40 лет яичник перестает реагировать на сигналы гипофиза: с возрастом яичники «опустошаются», в них снижается количество и качество здоровых яйцеклеток, что приводит к снижению качества и количества фолликулов. В итоге фолликулы не созревают и не подают обратный сигнал мозговой железе. Как результат — нарушается весь менструальный цикл, что и становится началом климакса.

Приблизительно к 50 годам выработка гормонов стремится к нулю, не образуется желтое тело и менструации прекращаются, а вместе с ними полностью останавливается репродуктивная функция. Наступает менопауза.

Билет 16
Геронтоло́гия (от др.-греч. γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологическиеаспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение). Возникла около века назад. Составными частями геронтологии являются гериатрия — учение о болезнях, связанных с инволюционными изменениями, а также особенности лечения и профилактики заболеваний в пожилом и старческом возрасте, герогигиена, которая изучает вопросы общей и специальной гигиены людей старших возрастных групп и геронтопсихология, которая изучает психолого-поведенческие особенности людей пожилого и престарелого возраста.
Старость — период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
акономерные возрастные изменения организма называютсягомеорезом. Определение гомеореза позволяет прогнозировать возрастное развитие, его естественное, ускоренное или замедленное развитие.

 

Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения:

1. Старение - генетически запрограммированный процесс, результат закономерного развития программы, заложенной в генетическом аппарате. Действие факторов окружающей и внутренней среды незначительно влияет на темп старения.

2. Старение - результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни. Это схоластический, вероятностный, многопричинный процесс, вызываемый многими факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни.

Известный советский геронтолог В.В. Фролькис писал, что даже при старении как наиболее универсальном явлении природы наблюдаются парадоксы: каждый в состоянии легко отметить разницу между молодым и старым, но никто не может дать исчерпывающую научную характеристику сущности старения и механизмов его развития.

А. Комфорт еще более 30 лет назад подчеркивал, что ни одно из имеющихся предположений не в состоянии объяснить старение.

Поиски процессов, которые можно было бы считать специфическими для наступления старости, были основными направлениями в геронтологии со времени ее зарождения как науки. Многие ученые хотели видеть в них “первопричину” старости. В настоящее время существует более 200 различных теорий, которые пытались объяснить разнообразные изменения, происходящие на разных уровнях - от целостного организма, его систем и органов до уровня клеток и молекул.

Большинство известных теорий старения сегодня имеют лишь историческое значение.

I. Исходной позицией приверженцев так называемых теорий “изнашивания” является механическое идентифицирование изменений в организме в результате инволюции, атрофии как основного феномена старения. Считалось, что в результате деятельности во времени и пространстве каждая система подвергается изнашиванию и постепенно приближается к своей гибели. Вывод: живые системы стареют в результате интенсивности жизненных процессов, а старение ускоряется или замедляется по законам физики в зависимости от динамики процессов на уровне клетки, тканей, целого организма. Сторонники теорий изнашивания доказывали, что каждый индивид в популяции имеет приблизительно одинаковую продолжительность жизни, но фактическая граница определяется “темпом изнашивания”, при этом продолжительность жизни ставилась в зависимость от средней величины израсходованной энергии на кг веса для всякого индивида.

II. Другая группа ученых связывала старение с израсходованием “жизненной” материи в клетках, которую условно обозначали “X-энергия”. Наиболее яркий представитель этой теории М. Бергер называл эту энергию “энтелехией”. По его мнению, с течением времени характер и количество “энтелехии” изменяется, энергия жизни исчерпывается, а зародыш старения через биоморфоз в тканях доводит организм до смерти. Согласно сторонникам этой теории старения, каждый организм получает в наследство определенное количество “жизненного фермента”, который со временем израсходывается и приближает организм к смерти.

III. Математическая модель старения и старости исследовала старение не как функцию определенных жизненных факторов или нарушение биологических механизмов, а как закономерные, математически измеримые явления, протекающие с прогрессивным нарастанием болезненности и прогрессивно нарастающей вероятности смерти.

IV. А.А. Богомолец выдвинул теорию старческой дисгармонии физиологических отправлений веществ. Он особенно подчеркивал роль соединительной ткани в процессе старения: “Организм имеет возраст своей соединительной ткани”.

V. Большая группа теорий объясняла старение изменением в составе и структуре коллоидных растворов в клетках. Ученые, разрабатывающие эти теории, считали, что жизнь представляет собой постоянно изменяющееся состояние клеточных коллоидов и при нарушении этого равновесия клетка стареет и умирает. Поэтому старение и смерть клетки неизбежны, а размножение считалось единственным биологическим способом омоложения.

Другой аспект коллоидохимических теорий представляет концепция нарушения белкового синтеза из-за “ошибки” в коде ДНК (дезоксирибонуклеиновой) и РНК (рибонуклеиновой) кислот. В основу старения положена нарушенная регуляция в синтезе клеточных белков посредством истощения свободных и связанных аминокислот. В эксперименте доказано, что клеточные культуры долго сохраняют свою жизненность, если в питательную среду добавить экстракт эмбриона или комплексы ДНК и РНК. Доказано, что содержание РНК в суммарных белках уменьшается со временем, и каждый возраст имеет специфичный белковый спектр для всякой ткани и органа, полностью зависящий от скорости белкового синтеза.

VI. Широко известны в геронтологии интоксикационные теории старения. Еще в конце XIX столетия Ч. Бухард выдвинул принцип: “Каждый организм - есть лаборатория для токсинов”. Сторонники этого взгляда считали, что старение есть процесс самоинтоксикации в результате нарастающего уровня токсинов в клетке. Установлено, что некоторые микроорганизмы прекращают свой рост и умирают значительно раньше в случаях затруднительного выделения токсических продуктов их обмена.

Интоксикационная теория получила особое развитие в трудах И.И. Мечникова. Он установил, что скопление токсинов индола и
р-креозола в кишечном тракте ведет к старческому склерозу в тканях, гнилостная ферментация в толстом кишечнике ведет к самоотравлению организма, и как результат - старение и смерть.

VII. Теории “дисгармонии и внутренних противоречий” объясняли старение нарушением в координации функций и трофики на уровне клетки до уровня целого организма. У высокоорганизованных систем функции отдельных частей подчинены требованиям целого организма, и чем сложнее эти зависимости, тем больше нарастает вероятность дисгармонии. Своеобразную разновидность концепций дисгармонии представляют мнения о внутренних противоречиях, согласно которым старение есть результат нарушенной возможности восстановления клетки.

VIII. Существуют концепции, которые объясняют старение воздействием биофизических факторов на генетический аппарат клетки и с накоплением радиоактивных веществ. Концентрация радиоактивных элементов нарушает обменные процессы и вызывает процессы старения в клетке. В эксперименте установлено, что животные, подвергшиеся интенсивному облучению, стареют быстрее и имеют меньшую продолжительность жизни.

Геронтологи института геронтологии и гериатрии АМН СССР выделили молекулярные, клеточные и нейрогуморальные механизмы старения.

Молекулярные и клеточные механизмы старения включают:

1. Нарушения генетического аппарата клетки, программы биосинтеза белка. Установлено, что изменения наступают во всех звеньях передачи генетической информации и приводят к нарушениям в регуляции генома. Известно, что белковые молекулы являются основой жизненных процессов. Изменения регуляции генома приводят к неравномерным сдвигам в синтезе белка, и это заканчивается нарушением функции клеток. В старости сокращается возможный диапазон стимуляции биосинтеза белка. В соответствии с гипотезой ошибок с возрастом могут накапливаться ошибки в генетической информации, что ведет к появлению “дефектных” белков.

2. Нарушение клеточной биоэнергетики. Существенные изменения происходят на этапе образования, передачи и использовании энергии в клетке.

3. Уменьшение клеточной массы. Нарушение функции клеток и их гибель являются итогом старения и сказываются на деятельности органов и всего организма в целом. Гибель части клеток приводит к тому, что на оставшиеся клетки приходится большая нагрузка, что способствует их гиперфункции и гипертрофии и приводит к старению.

4. Цитоморфологические изменения. При старении изменяются ядерно-цитоплазматические отношения в клетке. В клетках, особенно неделящихся, накапливается пигмент-липофусцин, который представляет собой скопление продуктов жизнедеятельности клеток и способствует старению.

5. Функциональные изменения. В старости существенно изменяются функции клеток: снижается способность нейронов воспринимать информацию; секреторных клеток - синтезировать и выделять вещества; сократительных клеток сердца - длительно поддерживать высокий уровень работоспособности; резко ограничиваются функциональные возможности органа при нагрузке. Одной из основных особенностей отдельных клеток и клеточных совокупностей является снижение их лабильности, т.е. способности воспринимать частые ритмы возбуждения без их трансформации, что в конце концов и является причиной старения.

6. Последовательность и закономерности старения клеток различных типов. Для понимания механизма старения целостного организма большое значение имеет знание последовательности старения клеток различного типа. Широко распространено мнение, что первичное старение свойственно неделящимся клеткам. Деление клетки освобождает ее от грубых возрастных изменений. Считается, что есть определенный лимит клеточных делений, который и определяет старение, время жизни клеточной популяции.

В условиях целостного организма старение клеток является сложной совокупностью их собственных возрастных изменений и регуляторных влияний всей внутренней среды организма. С позиций различных механизмов старения выделяют три типа клеток:

- клетки, которым свойственно первичное старение;

- клетки, процесс старения которых включает собственно возрастные изменения и регуляторные влияния;

- клетки, старение которых опосредовано через весь комплекс внутриорганных влияний.

Билет 17
II.Календарный возраст (паспортный)

 

Календарный возраст определяется астрономическим временем, прошедшим со дня рождения.

Календарный возраст - отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни, объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

Уже давно исследователи пришли к выводу, что календарный возраст (паспортный) не характеризует истинное состояние организма. Кое-кто перегоняет по темпу возрастных изменений общую группу своих однолеток, кое-кто явно отстает. Отсчет темпа возрастных изменений, прогноз предстоящих событий следует делать, учитывая не календарный, а биологический возраст человека.

Следует помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости.

Календарный возраст - отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни, объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

 

IV.Биологический возраст

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.

Понятие биологического возраста появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: "Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью". Поэтому при одном и том же астрономическом или календарном возрасте различных индивидов, степень постарения их организмов в целом, а также отдельных органов, элементов и систем их организмов, будет различна.
Следовательно, появляется потребность оценки степени старения или уровня жизнеспособности организма и его элементов, что является одной из ключевых задач профилактической геронтологии, поскольку такая оценка позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях. Существуют различные подходы к получению вышеупомянутой оценки, например можно измерять степень отклонения различных структурно-функциональных характеристик организма от нормы (биомаркеров) и таким образом оценивать степень их постарения или износа.
Проблема биологического возраста далека от своего разрешения. Она серьезно поставлена только в последнее десятилетие. Медицина сейчас, к сожалению, занимается в основном больными, а не здоровыми людьми. Вместе с тем еще И. П. Павлов указывал, что медицина будущего - это профилактическая медицина. Современный врач, а еще вернее врач будущего, должен уметь оценить, определить меру здоровья человека, его биологические возможности, степень надежности систем его организма. Если биологический возраст значительно отстает от календарного, - очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значительно опережает календарный, то старение развивается преждевременно. Сейчас существует ряд методов определения биологического возраста.

Таким образом, биологический возраст - это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия.

В дополнение к показателям биовозраста для прогноза витальной траектории необходимо определять также факторы риска - наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически "обезвредить" их влияние, и факторы долголетия - генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например - наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.

Билет 18
С 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни – длится этот период, характеризующийся интенсивным нарастанием массы тела и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этот период, когда закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка – врожденная потребность в активном познании окружающего мира. Особенности роста и развития Интенсивное нарастание массы тела. К 4,5 мес. происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10 – 11 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75 – 77 см. Окружность головы к году составляет 46 – 47 см, окружность груди – 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности: Первый – в возрасте 3 – 4 мес. – связан с существенными морфофункциональными изменениями зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми. Второй – в возрасте 7 – 8 мес. – активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик – 11 – 12 мес. – начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют – процессы роста и развития скелетной мускулатуры ребенка и его двигательной активности. Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым ростом и развитием и очень важен для становления его физического и психического здоровья. Данный возрастной период имеет характерные анатомо-физиологические особенности, учитывая которые следует проводить лечебно-профилактические мероприятия. Неблагополучная экология, заболевания матери во время беременности, патология в родах, не всегда рациональное питание. Вот неполный перечень тех причин, которые могут спровоцировать различные заболевания у малыша. Максимально щадящий подход к лечению заболеваний в раннем возрасте является одним из основных критериев лечения и профилактики. Поэтому к фармпрепаратам, которые используются для лечения новорожденных и грудных детей, предъявляются самые высокие требования по безопасности (отсутствие токсического воздействия, аллергических реакций и других побочных эффектов на детский организм). Также важны удобная форма выпуска, приятные органолептические свойства. Заболевания у детей первого года жизни Среди наиболее распространенных состояний и заболеваний, с которыми сталкиваются педиатры у детей первого года жизни, особенно в амбулаторных условиях, выделяют: ОРВИ, острые желудочно-кишечные заболевания, состояния возбуждения и беспокойства различной этиологии, нарушения сна, функциональную диспепсию, тяжелое прорезывание зубов, кишечные колики, метеоризм, опрелости, диатез, дисбиоз, гипербилирубинемию новорожденных, поствакцинальные реакции. Все чаще встречается низкая реактивность организма, формирование аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы. Даже если ребенок растет здоровым, родителям приходится переживать трудности, связанные с прорезыванием зубов, периодическим срыгиванием, функциональной диспепсией, диатезом и т.д. При прорезывании зубов, сопровождающемся местным воспалением и болезненностью десен, используют местные анестетики. Однако при тяжелом прорезывании (с температурой, беспокойством, расстройством стула) требуются дополнительные препараты. Что касается диспепсии и срыгивания, то здесь наблюдается дефицит безопасных и эффективных средств. Добавьте к этому проблему прививок. Шутка ли, с первых дней жизни и до года получить 10 вакцинаций, особенно если учесть, что АКДС является самой аллергенной вакциной с высоким риском развития тяжелых осложнений и реакций. А ведь эта искусственная антигенная нагрузка наслаивается на «знакомство» с обыденными вездесущими микробами окружающего мира. Подготовить организм к этой нагрузке химиотерапией практически невозможно, так как сами химиотерапевтические препараты нагружают организм. Период грудного возраста У младенцев часто наблюдается склонность к запорам или поносу. Если при запоре есть возможность использовать мягкие растительные препараты, то при поносах или расстройстве стула используется более жесткая терапия химическими препаратами. От 3 до 5 месяцев чаще всего дебютирует аллергический диатез, реализуясь в худшем случае в экзему. Применение антигистаминных и гормональных средств (наружно и внутрь) при диатезе только загоняет проблему вглубь, а потом трансформируется или проявляется экземой. Естественная эпидемиологическая ситуация, то есть несколько неосложненных ОРВИ в сочетании с неумением дышать ртом и нежелательным применением сосудосуживающих препаратов, тоже доставляет немало хлопот. Нерациональное применение жаропонижающих средств при ОРВИ чревато ослаблением иммунного ответа и развитием осложнений. Если же ОРВИ осложняется отитом, пневмонией, менингитом и т.д., то неизбежна антибиотикотерапия, которая быстро приводит к диарее за счет лактазной недостаточности и кишечного дисбиоза. Уход, обследование и контроль за состоянием новорожденных В период новорожденности сон и бодрствование у младенца не зависят от времени суток, режимы, соответствующие дню и ночи, начинают проявляться у ребенка к 2 – 3 мес. жизни. Новорожденному необходимо создать спокойную обстановку, обеспечить доступ свежего воздуха, выполнять гигиенические процедуры, свободное пеленание, поскольку поза с согнутыми ногами является защитной, уменьшает поверхность теплоотдачи и обеспечивает должный уровень теплопродукции. Для нормального нервно-психического развития важна эмоциональная связь матери и ребенка во время кормления грудью. Надо побуждать интерес новорожденного к визуальным сценам; не позволяйте ему долго плакать, чтобы малыш не накричал пупочную грыжу. Кроме того, быстрая реакция на плач ребенка, ласковые интонации способствуют установлению крепкой привязанности между матерью и малышом. На что следует обращать внимание и что важно для новорожденного? Следует обращать внимание на глубину сна новорожденного, его реакцию на звук, активность сосания, особенности крика. Длительный «хныкающий» плач, особенно по ночам, без видимой причины, свидетельствует о высокой нервной возбудимости ребенка, монотонный плач без эмоциональной окраски – о нарушении ЦНС. Ежедневный уход за здоровым младенцем, в особенности за новорожденным, предполагает: промывание, закапывание глаз при их «закисании», необходимость очищения носовых ходов 1 – 2 раза в сутки. Учитывая особенно тонкую, ранимую и густо васкуляризированную слизистую данных органов, наиболее безопасными в плане травматизации, сенсибилизации и пересушивания являются препараты: > «Окулохеель» – для глаз, > «Эуфорбиум композитум С» – для носа. Эти препараты по составу максимально приближены к физиологическим жидкостям организма и способствуют нежному очищению слизистых. Оказывают умеренный противоотечный, противовоспалительный и противоаллергический эффекты. При опрелостях используется мазь «Траумель С», которая наносится тонким слоем на пораженную область 2 – 3 раза в день. Длительность применения зависит от динамики улучшения состояния кожи.
Билет 19
Признаки доношенного плода.Доношенный ребенок громко кричит, у него активные движения, хорошо выраженный мышечный тонус и сосательный реф­лекс. Кожа у него розовая, эластичная. Подкожный жировой слой хорошо раз­вит. Кости черепа эластичные, боковые роднички закрыты, ушные раковины упругие. Пупочное кольцо находится на середине расстояния между лобком и мечевидным отростком. Ногти заходят за кончики пальцев. У девочек большие половые губы закрывают малые, у мальчиков яички опущены в мошонку.

После рождения ребенок попадает в новую для него среду с иной температу­рой, влажностью, гравитацией, с массой звуковых, тактильных, зрительных и других раздражителей. Новорожденный должен быстро адаптироваться к новым условиям существования, что приводит к изменениям во всех функциональных системах его организма.

признаки доношенного ребенка сводятся к следующим:

1. Малыш родился после 38-ой недели.

2. Вес новорожденного составляет 3200-3500.

3. Рост доношенного малыша 45-54 см, при окружности головы 33-35 см.

4. Кожа гладкая, розоватая с элементами родовой смазки.

5. В момент родов малыш кричит громко, делая хаотичные активные движения конечностями.

6. На головке крохи визуализируются два родничка – большой и малый.

Это – основные медицинские критерии, однако они очень расплывчаты. Дело в том, что вес и рост могут варьироваться исходя из комплекции мамы, течения беременности и других факторов. Незначительные отклонения в этих показателях могут также означать доношенную беременность. Но если разница большая, речь будет идти, скорее всего, о недоношенном малыше или крохе с задержкой внутриутробного развития.

Билет 20
Массаж и гимнастика нужны каждому здоровому ребенку, начиная с 1-1,5 мес. жизни. Регулярные массаж и гимнастика способствуют своевременному развитию движений, совершенствованию таких умений, как ползание, сидение, ходьба.

В детской поликлинике мама может обучиться методике проведения массажа и гимнастики и потом проводить их ребенку дома. В некоторых поликлиниках организуются кабинеты массажа и гимнастики, где эти занятия проводит медицинская сестра. В основном в такие кабинеты направляются дети с отклонениями в состоянии здоровья.

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов массажа и гимнастики с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка: №1 - от 1,5 до 3 мес., №2 - от 3 до 4 мес., №3 - от 4 до 6 мес., №4 - от 6 до 9 мес. и №5 - от 9 мес. до 1 года. Кроме того, врач-педиатр, назначающий комплексы массажа и гимнастики, ориентируется на степень развития опорнодвигательного аппарата ребенка, его индивидуальность, состояние нервной системы.

Детям до 2,5-3 мес. в основном назначается общий поглаживающий массаж, способствующий снятию напряжения и расслаблению мышц. Из движений используются только активные, основанные на наличии врожденных рефлексов, когда при раздражении кожно-мышечно-нервного аппарата у ребенка возникают самостоятельные движения. Например, «потанцовывание» - рефлекторное выпрямление ног и отталкивание от опоры при раздражении стоп, разгибание позвоночника и ног в положении лежа на животе на весу («положение пловца»).

В возрасте 3-4 мес. в комплекс гимнастических упражнений вводятся пассивные движения для рук, которые выполняет взрослый (например, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны). Кроме поглаживающего массажа, проводятся еще растирание и разминание, а также упражнения рефлекторного характера.

Детям от 4 до 6 мес. добавляются пассивные движения для ног - сгибание и разгибание («велосипедист»). Вводятся активные упражнения, выполняемые с помощью взрослых: присаживание при поддержке за руки, перешагивание при поддержке под мышки и др.

После 6 мес. вводятся упражнения в ползании, укрепляющие мышцы туловища, ног, плечевого пояса. Когда ребенок овладевает умением подолгу держать предметы в руках, рекомендуются упражнения с кольцами (сгибание и разгибание рук, присаживание, сгибание и разгибание туловища).

У детей в возрасте 9-12 мес. отмечается значительное развитие активных, согласованных движений, начало самостоятельного стояния и ходьбы. Поэтому в комплекс физических упражнений включают упражнения, выполняемые в вертикальном положении. Некоторые физические упражнения ребенок уже может выполнять по «команде» взрослого. Таким образом, занятия гимнастикой способствуют одновременно и развитию речи. Занимаясь с ребенком, шире используйте простейшие предметы (кольца, палочки), яркие и звучащие игрушки, которые вызывают у него положительный эмоциональный тонус, активное поведение во время занятий, побуждают его к ответной речевой реакции. Если ребенок беспокоен, плачет, занятие надо прекратить.

Массаж и гимнастику с детьми первого года жизни проводят в хорошо проветренной комнате (температура воздуха должна быть не выше 20-22°С) перед кормлением ребенка. Длительность каждого занятия не должна превышать 5-6 мин. для детей до 3 мес. и 8-10 мин. для детей от 3 до 12 мес.

Билет 21
Физическое развитие

Рост и развитие ребенка – главные показатели его здоровья. Интенсивность процессов роста и развития составляет основную особенность детского возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее протекают эти процессы.

В первые годы жизни развитие идет особенно быстрыми темпами. За счет ускоренного роста рук и ног изменяются пропорции тела и осанка. У дошкольников в результате развития мелких мышц кисти и пальцев совершенствуется точность движений. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. На четвертом году жизни в основном завершается развитие органов чувств, совершенствуется деятельность центральной нервной системы.

К концу дошкольного периода емкость легких увеличивается в 3 раза. Рост дыхательных путей приводит к удлинению шеи и гортани, дыхательные мышцы становятся более длинными и широкими.

Сердце у детей дошкольного возраста развивается параллельно изменению длины тела, происходит постепенное увеличение его мышцы и интенсивное развитие сосудистого русла.

Кости скелета растут последовательно, чередуя фазы роста в длину и толщину (в поперечнике). У хорошо развитых детей ширина плеч составляет приблизительно ¼ длины тела.

Темпы роста детей имеют половую специфичность. Мальчики растут быст­рее девочек. Исключением является лишь короткий период второго «вытяги­вания» (11-12 лет), который наступает у девочек раньше.

Влияние наследственности сказыва­ется на длине тела ребенка после двух лет жизни. Обычно выделяют два пери­ода, когда связь между ростом родите­лей и детей прослеживается наиболее отчетливо — от 2 до 9 лет и от 13 до 18 лет. Наследственные факторы опре­деляют темп и возможный предел рос­та ребенка при оптимальных условиях окружающей среды.

На скорость роста и окончательные размеры тела ребенка большее влияние оказывает рост отца, а вес тела в значительной степени определяется весом тела матери.

Кроме того, на скорость роста ре­бенка огромное влияние оказывают внешние условия. Прежде всего, это питание, обеспеченность витаминами, двигательный режим, эмоциональные нагрузки, острые и хронические забо­левания. Если неблагоприятные факторы выражены сильно, «запрограм­мированная» скорость роста замедля­ется.

Многие хронические заболевания детского возраста не имеют определенной ранней симптоматики, поэтому нарушение физического развития иногда является одним из первых признаков неблагополучия и служит показанием для углубленного обследования ребенка.



2016-01-02 687 Обсуждений (0)
Родоразрешение через естественные родовые пути 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Родоразрешение через естественные родовые пути

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (687)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)