Онтология как раздел философии
Философия (определение, предмет изучения, происхождение) Философия – это любовь к мудрости (с греч. филео – люблю, София - мудрость). Философия – это совокупность знаний о мире и месте человека в нём, об отношениях между человеком и миром. Философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека (т.е. процесс познания). Предмет философии – это проблема, связанная с историей развития самой философии и определение предмета философии зависит от ряда различных факторов, например таких как: определенная позиция автора; социально-политические условия. Взгляды на предмет философии: 1) Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом) 2) Познание, свободное от догм, но не достигшее научной точности 3) Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира Формы мировоззрения - это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человек, в нормы его мышления и поступков. 1) Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. 2) Религиозное мировоззрение, в отличии от мифологического делит действительность на два мира: сверхъестественный и естественный, разделяет знание и веру, утверждает первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием. 3) Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека. Философия в отличие от других наук, религии, искусства не ограничивается одним предметом и сферой деятельности и пытается охватить весь мир. Философию можно определить как специфическую форму, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах мирозданье и человека.
Структура философии (основные разделы) Структура философии: философская антропология; социальная философия; эстетика; логика; онтология; гносеология; этика; история философии; аксиология; философия и методология науки; философия права; философия культуры; философия истории. Основные разделы философии: онтология (метафизика) - учение о бытии; гносеология (эпистемология) – учение о знании; этика (аксиология) – учение о благе и ценностях. 1) Онтология - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Метафизика - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология». 2) Гносеология - теория познания, раздел философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности. Эпистемология - теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках. 3) Этика - раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания. Аксиология - учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.
3. Функции философии: 1) Мировоззренческая – рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции всех видов человеческой практики и культуры. 2) Гносеологическая - оценка принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса. 3) Методологическая - разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм. 4) Социальная - гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях. 5) Аксиологическая – утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений. 6) Гуманистическая – сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком (И.Кант). Основные функции: 1) Мировоззренческая – выработка средств мировоззренческой ориентации человека; выработка системы взглядов на объективный мир, и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. 2) Методологическая - выработка системы принципов и способов теоретической и практической деятельности; выработка методологических принципов исследования в области частных наук. Онтология как раздел философии Онтология - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Метафизика - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология». Бытие – это философская категория, в которой фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и его самого со своим сознанием. История понятия «бытие»: 1) Древняя Индия - впервые понятие «бытие» (сат) в сопоставлении с понятием «небытие» (асат) упоминается в древнеиндийском философском тракте «Ригведа». 2) Древний Китай - в древнекитайской философии сторонники учения об инь и янь выдвинули положение о пяти первоэлементах мироздания: это – металл, дерево, огонь, вода и земля. 3) Древние славяне - В «Велесовой книге», бытие представлено тремя субстанциями. Это – Явь, т.е. мир видимый, материальный, или реальный мир, Навь – мир нематериальный, или потусторонний мир мертвецов, и Правь – истина и закон Сварога, которые управляют всем миром. После смерти человека его душа покидает Явь и попадает в Навь. Там она странствует до тех пор, пока не достигает Ирия, или Рая, где живут Сварог, сварожичи и предки руссов. 4) Древняя Греция - у древних греков термин «бытие» использовался в практике элейской школы. Парменид доказывал, что бытие непрерывно, однородно и неподвижно, оно не содержит в себе никакого небытия и воспринимается только мыслью. Этим самым Парменид подчеркивал постоянную текучесть чувственного мира, его неустойчивость и невозможность познания вечно ускользающих моментов бытия. 5) Средние века - слово «библия» - древнегреческого происхождения. На языке древних греков «библос» означало - «книги». В наше время мы называем этим словом одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Внешне Библия представляет собой книгу, объемлющую свыше тысячи страниц. Она состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. 6) Немецкая классическая философия - Гегель понимал бытие как «…исчезающее бытие", что происходило в "небытие", переходит в «бытие», а из «бытия» в «небытие», в результате чего все в мире является становлением. Но становление это уже более богатая категория, характеризующая бытие, и последнее является предпосылкой становления. Выводы: бытие - это философская категория; история бытия продолжительна; бытие существует физически и психически; бытие человека уникально, неповторимо; бытие – это чистая мысль. Онтологические направления: 1) Материализм - направление в философии, признающее первичность материи и, считающее сознание свойством материи, т.е. вторичным по отношению к ней. Формы материализма: наивный (созерцательный) (представители: Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур и Лукрецкий Кар), метафизический (представители: Ф.Бэкон, Б.Спиноза, Д.Локк, П.Гольбах, М.Ломоносов, Л.Фейербах), диалектический (представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, И.Дицген, Г.Плеханов, В.Ленин). 2) Идеализм - направление в философии, исходящее из первичности духа, идеи, сознания, вторичности материи, природы, бытия. Формы идеализма: объективный - принимают за первичное некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей» (представители: Платон, Лейбниц, Гегель, Шеллинг), субъективный - принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития (представители: Беркли, Юм, Фихте, Мах, Авенариус). 3) Дуализм - берет на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи. Типы: субстанциальный дуализм утверждает, что сознания и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием; пропетивный дуализм предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи; предикатный дуализм заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4396)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |