Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе



2016-01-02 647 Обсуждений (0)
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие – ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности.

3. Классификация нормативных актов о правоохранительных органах по их юридическому значению.

В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру. Место конкретного акта в этой структуре определяется, как правило, тем, какой орган его принял и в каком порядке это было сделано.

На самом высоком уровне находится, как отмечено выше, Конституция РФ. В ней решены узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности правоохранительных органов. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Поэтому и установлено, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Отменяется и изменяется она тоже с соблюдением особой процедуры. В этом — одна из гарантий ее относительной стабильности.

Немного ниже в иерархической структуре правовых актов находятся законы. Согласно Конституции РФ различаются федеральные законы, в том числе конституционные (их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней), и законодательство субъектов РФ, включая их конституции и уставы. Федеральные законы, принятые по предметам ведения Российской Федерации, имеют, как и Конституция РФ, прямое действие на всей территории Российской Федерации.

С относительно недавних пор, как отмечено выше, начали приобретать новое звучание общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Раньше соответствующие положения становились обязательными к исполнению после того, как их переносили в действующие в стране законы.

Непосредственно они не применялись. Теперь, в силу приведенной выше ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, им предоставлено преимущество перед российскими законами. А это значит, что если при разбирательстве дела, скажем, в суде обнаружится противоречие между законом и международным соглашением Российской Федерации, то решение должно выноситься, как правило, в соответствии с последним, а не в соответствии с действующим законом.

Следующая ступень в иерархической "пирамиде" правовых актов отведена указам и распоряжениям Президента РФ. Содержание этих актов в общих чертах ограничивается Конституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти и подчинены непосредственно Президенту РФ. Указом могут быть утверждены положение о каком-то органе или его структура, возложены на него дополнительные полномочия либо какие-то из них сняты.

Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указам и распоряжениям Президента РФ. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Оно обычно уточняет и дополняет то, что сказано в законах и президентских указах.

Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Этот суд не наделен правом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемые им решения могут повлечь за собой полное или частичное прекращение действия такого акта, если он противоречит Конституции РФ. Естественно, подобное решение может коснуться акта, регулирующего правоохранительную деятельность или организацию осуществляющих ее органов.

Большое практическое значение имеют разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики. Оформляются эти разъяснения, как правило, постановлениями пленумов названных судов. Постановления первого из них обязательны к исполнению не только гражданскими и военными судами общей юрисдикции, но и всеми организациями и их должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго — всеми арбитражными судами.

В настоящее время пока что продолжают действовать некоторые издававшиеся в свое время Пленумом Верховного Суда СССР руководящие разъяснения, если они не противоречат российским законам, и вопросы, которые были решены в них, не истолкованы иначе в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ или Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

К регламентации организации и деятельности правоохранительных органов могут иметь отношение и акты министерств и ведомств (ведомственные акты). Издаются они руководителями соответствующего уровня. Главное их свойство — они обязательно должны согласовываться с предписаниями законов, президентских и правительственных актов. Называться они могут по-разному: приказами, инструкциями, указаниями, положениями и т. д.

Для изучения законодательства и иных правовых актов не последнее значение имеет знание источников их официального опубликования. Правильное применение любого нормативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не искаженным текстом соответствующего акта.

В соответствии с действующим законодательством существует несколько изданий, осуществляющих такое опубликование:

§ федеральные законы, ратифицированные международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, "Российской газете" и "Парламентской газете";

§ ведомственные акты, имеющие межведомственное значение, и некоторые другие — в публикуемом издательством "Юридическая литература" Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и в газете "Российские вести"; эти и подобные им нормативные акты публикуются также в ведомственных изданиях;

§ постановления Конституционного Суда РФ — в издаваемом им же Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации, Собрании законодательства Российской Федерации и некоторых других официальных изданиях;

§ разъяснения высших судебных инстанций по вопросам судебной практики — в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации и Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

§ международные документы — в Бюллетене международных договоров (издание Администрации Президента РФ) и тематических сборниках.

 

4. Соотношение и взаимосвязь учебного курса «Правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами.

"Правоохранительные органы" — один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях.

К числу последних можно было бы отнести "Конституционное право", в рамках которого наряду с освещением многих других проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной "Административное право", одной из задач которой является изучение закономерностей организации и функционирования всех органов государственного управления (исполнительных органов).

Весьма тесно дисциплина "Правоохранительные органы" связана с дисциплиной "Уголовный процесс", основное назначение которой — глубокий анализ содержания деятельности всех правоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о реабилитации тех, кого незаконно подвергали уголовному преследованию.

Также тесно соприкасается с курсом "Гражданский процесс", который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел — дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Близко с этим курсом соприкасается курс "Арбитражный процесс", в рамках которого изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

На старших курсах юридических вузов преподается также "Прокурорский надзор" — предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины "Правоохранительные органы" — темы, посвященной прокурорскому надзору и прокуратуре.

Не изолирована дисциплина "Правоохранительные органы" и от таких юридических дисциплин, как "Общая теория государства и права" и "Отечественная история государства и права". Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.

5. Понятие судебной власти и ее соотношение с законодательной и исполнительной властями.

государственная власть в целом включает три направ­ления (ветви):

· законодательную;

· исполнительную;

· судебную.

Сфе­ры их реализации подлежат четкому разграничению. Они не должны быть помехой друг другу. Разделение властей следовало бы основы­вать прежде всего на их сотрудничестве, которое, однако, сдержива­ло бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и баланси­ровало.
Судебная власть — одно из проявлений государственной власти в целом. Сле­довательно, ее понятие производно от общего понятия власти и поня­тия государственной власти, в частности.

Общее опре­деление власти тоже является весьма широким. В него нередко включают прежде всего способность и возмож­ность оказывать определяющее воздействие на деятельность, пове­дение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое вли­яние, правовые веления, принуждение и т. п.

Судебная власть - возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воз­действовать на поведение людей и социальные процессы.

Понятию судебной власти свой­ственно два компонента:

1. данная власть может реализоваться только специально создаваемым государствен­ным учреждением — судом;

2. у суда должны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.

Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолиро­вать друг от друга или противопоставлять.

Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд и никакой другой орган. Это спе­цифически судебное полномочие. Но судебная власть включает и ряд других полномочий, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. К ним следовало бы относить следующие:

· конституционный контроль;

· контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;

· обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

· дача разъяснений по вопросам судебной практики;

· участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть при­звана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями влас­ти. А это позволяет делать вывод также о равнозначности, равноправ­ности и паритетности всех ветвей власти. В современном мире четко просматривается признание положения о том, что суды должны занять свое место на вершине пирамиды правоохрани­тельных органов.

Конституция РФ 1993 г. явилась логическим завершением эволю­ции в данной области. В ч. 2 ст. 46 говорится: “Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц мо­гут быть обжалованы в суд”. Это конституционное положение суще­ственно развито и дополнено другим: “Суд, установив при рассмотре­нии дела несоответствие акта государственного или иного органа за­кону, принимает решение в соответствии с законом” (ч. 2 ст. 120 Кон­ституции РФ).

6. Общая характеристика полномочий судебной власти.

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

· по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;

· по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);

· нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);

· контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

Полномочия судебных органов власти включают:

основные (исключительные):

- осуществление правосудия;

- конституционный контроль;

вспомогательные:

- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

- дача разъяснений по вопросам судебной практики;

- участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате дея­тельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представи­телей населения.

Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации».

Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)

 

 

7. Понятие правосудия и его отличие от других форм государственной деятельности.

 

Правосудие — одно из направлений государственной деятельности, именуемой право­охранительной. Оно также относится к числу важнейших пол­номочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятель­ности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает цент­ральное место.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Правосудие – осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Такие его роль и значение обусловлены рядом факторов:

· отправление пра­восудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государ­ственных и иных организаций;

· судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам от­правления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые актами правосудия, в соответствии с законодательством на­деляются особыми свойствами;

· по закону этот вид государственной деятельности может осуществлять­ся только конкретными способами, а не произвольно, по усмотре­нию каких-то должностных лиц или органов;

· оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

Таким образом, правосудие - это осуществляемая судом правоохра­нительную деятельность по рассмотрению и разрешению граж­данских, уголовных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установлен­ного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами.

Одно из них — общеобязательность. Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом в результате рассмотрения уголовного дела, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Сущность правосудия, его роль и значение вместе с тем проявляются не только и не столько в том, что оно, будучи ведущим и весьма ответственным направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно.

Еще одним отличительным признаком правосудия является то, что данный вид государственной деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом.

К отличительным признакам правосудия относится, наконец, также то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

 

8. Понятие и система принципов правосудия.

 

Принципы правосудия - это закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и осуществления правосудия Российской Федерации, оказывают позитивное воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений государством.

1.Принципы правосудия имеют нормативную природу. Правила приобретают значение принципов лишь в тех случаях, когда они прямо закреплены в действующем законодательстве в виде норм-предписаний.

2. Принципы правосудия регламентируют не все без исключения, а лишь наиболее важные правоотношения. Это означает, что принципы касаются только важнейших положений, регламентирующих организацию и осуществление правосудия. Все остальные правовые нормы, также относящиеся к сфере правосудия, имеют по отношению к нормам-принципам подчиненное положение.

3. Принципы правосудия оказывают регулятивное и охранительное воздействие по отношению к остальным правилам судопроизводства. Будучи нормативными по своей правовой природе, принципы определенным образом воздействуют на иные, более конкретные правовые нормы. Регулятивное воздействие заключается в том, что в процессе правоприменения не используются те нормы, которые противоречат требованиям норм-принципов.

 

4. Принципы правосудия охраняются государством от нарушений при помощи широкого спектра мер воздействия.Поскольку принципы правосудия нашли нормативное выражение на конституционном уровне, государство предусмотрело конкретные меры воздействия в отношении лиц, которые допускают нарушения норм, входящих в содержание принципов.

В систему принципов правосудия входят следующие элементы:

- Законность. Законность как принцип правосудия вытекает из содержания ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает прямое действие и обязательность конституционных норм. Это правило в полной мере распространяется и на сферу правосудия. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе в сфере правосудия, возложена на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения;

 

- Равенство лиц перед законом и судом.Закреплено в ст. 19 Конституции РФ. Все лица равны между собой независимо от любых объективно имеющихся различий;

 

- Неприкосновенность личности. Устанавливает правило, согласно которому каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ). Данное правило действует во всех сферах социальной жизни, однако при осуществлении правосудия оно приобретает особую актуальность;

 

- Неприкосновенность частной жизни. Закреплен в ст. 23 Конституции РФ. В соответствии с данным принципом каждый имеет право па неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

 

- Неприкосновенность жилища. Согласно закрепленному в ст. 25 правилу жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения;

 

- Язык судопроизводства. Установлен в Конституции РФ. В ч. 2 ст. 26 данного акта закреплено право каждого на пользование родным языком, а также на свободный выбор языка общения;

 

- Участие граждан в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ является правилом, которое обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность непосредственно влиять на ход и результаты правосудия по гражданским и уголовным делам;

 

- Обеспечение лицам права на судебную защиту. Закреплен в ст. 46 Конституции РФ, где указано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;

 

- Обеспечение надлежащего состава суда. Закреплен в ст. 47 Конституции РФ, где указано, что никто не может быть лишен права па рассмотрение его дела тем судом и тем составом суда, к подсудности которых оно отнесено законом;

 

- Независимость судей и подчинение их только закону;

- Открытое разбирательство дел в судах;

- Обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту.Закреплен в ст. 48 Конституции РФ. Под защитой понимается совокупность законных средств и способов, посредством которых лицо может самостоятельно, а также с помощью защитника, законного представителя опровергать или смягчать выдвинутое в отношении него подозрение либо обвинение;

- Презумпция невиновности.Закреплен в ст. 49 Конституции РФ, устанавливает, что каждый подозреваемый (обвиняемый) в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговора суда. Помимо этого, принцип презумпции невиновности закреплен и на международном уровне

 

9. Демократические основы (принципы) правосудия; их понятие, истоки и значение

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для решения всех вопросов организаций и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества.

Для общей характеристики демократических основ (принци­пов) правосудия су­щественным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно ак­тивно идет этот про­вес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призвано оказать стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобра­зовать наше государство в правовое и по-настоящему демократическое.

В систему принципов правосудия входят следующие элементы:

- Законность. Законность как принцип правосудия вытекает из содержания ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает прямое действие и обязательность конституционных норм. Это правило в полной мере распространяется и на сферу правосудия. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, в том числе в сфере правосудия, возложена на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения;

 

- Равенство лиц перед законом и судом.Закреплено в ст. 19 Конституции РФ. Все лица равны между собой независимо от любых объективно имеющихся различий;

 

- Неприкосновенность личности. Устанавливает правило, согласно которому каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ). Данное правило действует во всех сферах социальной жизни, однако при осуществлении правосудия оно приобретает особую актуальность;

 

- Неприкосновенность частной жизни. Закреплен в ст. 23 Конституции РФ. В соответствии с данным принципом каждый имеет право па неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

 

- Неприкосновенность жилища. Согласно закрепленному в ст. 25 правилу жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральными законами, или на основании судебного решения;

 

- Язык судопроизводства. Установлен в Конституции РФ. В ч. 2 ст. 26 данного акта закреплено право каждого на пользование родным языком, а также на свободный выбор языка общения;

 

- Участие граждан в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ является правилом, которое обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность непосредственно влиять на ход и результаты правосудия по гражданским и уголовным делам;

 

- Обеспечение лицам права на судебную защиту. Закреплен в ст. 46 Конституции РФ, где указано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;

 

- Обеспечение надлежащего состава суда. Закреплен в ст. 47 Конституции РФ, где указано, что никто не может быть лишен права па рассмотрение его дела тем судом и тем составом суда, к подсудности которых оно отнесено законом;

 

- Независимость судей и подчинение их только закону;

- Открытое разбирательство дел в судах;

- Обеспечение подозреваемому (обвиняемому) права на защиту.Закреплен в ст. 48 Конституции РФ. Под защитой понимается совокупность законных средств и способов, посредством которых лицо может самостоятельно, а также с помощью защитника, законного представителя опровергать или смягчать выдвинутое в отношении него подозрение либо обвинение;

- Презумпция невиновности.Закреплен в ст. 49 Конституции РФ, устанавливает, что каждый подозреваемый (обвиняемый) в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговора суда. Помимо этого, принцип презумпции невиновности закреплен и на международном уровне

 

10. Основные формы обеспечения законного, компетентного и беспристрастного суда.

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Что касается других из перечисленных свойств суда (законности, компетентности и беспристрастности), то средства, обеспечивающие их, отличаются своеобразием и могут быть объединены в три группы:

— правила, определяющие порядок наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли; устанавливается предписаниями Конституции РФ (см. ст. 119 и 123), Закона о судебной системе, Закона о статусе судей, Закона о судоустройстве, Закона о Конституционном Суде и Закона об арбитражных судах, Закона о мировых судьях.

 

— правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его состава; устанавливаются предписаниями Конституции РФ (см. ст. 47), а равно ГПК, УПК и АПК. Они вытекают также из приведенного выше положения ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.


— правила, ограничивающие возможность необъективности либо пристрастности тех, кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникших по делу, сосредоточены главным образом в ГПК, АПК, УПК и КоАП. Согласно этим правилам судьи и заседатели отстраняются от разбирательства конкретного дела:

§ если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством по данному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали в расследовании дела, оказывали юридическую помощь истцу или ответчику и т. д.);

§ либо если есть основания считать, что судья или заседатель имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой-то из сторон или лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи и т. д.).

 

 

Обеспечение компетентности и беспристрастности суда, его надлежащего состава. И решаться он должен не по усмотрению какого-то должностного лица или по его капризу, как это нередко случалось в прошлом, в том числе в не столь отдаленном, а в порядке, установленном законом.

Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело. В настоящее время во всех судах общей юрисдикции гражданские дела по первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично

Дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться по первой инстанции в одном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремя судьями-профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями.

Что касается уголовных дел, то для их разбирательства по первой инстанции возможны тоже три варианта состава суда:

§ суд в составе одного судьи (единоличный суд) является основным для судов всех уровней (от мирового судьи до Верховного Суда РФ) при разбирательстве любых уголовных дел, в том числе дел об особо тяжких преступлениях, за которые могут быть назначены самые суровые наказания;

§ коллегиальный суд в составе трех судей-профессионалов может быть образован по ходатайству подсудимого при разбирательстве в районных судах и военных гарнизонных судах уголовных дел о тяжких преступлениях, а равно при разбирательстве всех дел, в том числе дел об особо тяжких преступлениях, в федеральных судах общей юрисдикции среднего звена и Верховном Суде РФ;

§ один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей (суд присяжных). Суд в таком составе возможен для разбирательства уголовных дел, подсудных всем федеральным судам общей юрисдикции среднего звена (кроме Верховного Суда Чеченской Республики), а также Военной коллегии Верховного Суда РФ, если подсудимый заявит ходатайство об этом.

 

11. Общее понятие судебной системы и структура ее построения

Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано: “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...
Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

· Закона о судоустройстве;

· Закона об арбитражных судах;

· Закона о военных судах;

· Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вы­вода:

1. Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования — даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) — не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные



2016-01-02 647 Обсуждений (0)
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)